Совет по защите диссертаций

ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ

29 июня 2022 года в 16.00 на заседании Совета по защите диссертаций в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» (ул. Интернациональная, 30, ауд. 101) состоится публичная защита диссертации Ольги Анатольевны Дубатовской на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности «Музыкальное искусство» (17.00.02). Тема диссертации – «Хоровая фактура a capella в творчестве восточноевропейских композиторов второй половины XX – начала XXI века: неклассические формы репрезентации».

Научная работа выполнена на кафедре теории музыки учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки». Научный руководитель: Татьяна Герасимовна Мдивани (ведущий научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, доктор искусствоведения, профессор). Официальные оппоненты: Яконюк Вадим Леонтьевич (профессор кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», доктор педагогических наук, профессор), Смагин Александр Иванович (профессор кафедры культурологии Института современных знаний имени А.М. Широкова, доктор искусствоведения, профессор). Оппонирующая организация: учреждение образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств». Целью исследования является раскрытие новых черт современной хоровой фактуры a cappella на примере произведений восточноевропейских композиторов второй половины ХХ – начала ХXI вв. Методология исследования опирается на системный метод, включающий в себя музыковедческий, хороведческий и исполнительский анализ. В диссертации впервые раскрыты новые черты современной хоровой фактуры a cappella и охарактеризованы три новые, неклассические (нетрадиционные) формы ее репрезентации – сонорная, алеаторическая и кластерная; установлено, что в создании музыкально-хоровой целостности фактура является главным стилевым и системообразующим средством. В работе предложен авторский метод фактурного анализа современного хора a cappella.

Практическое использование: результаты исследования предназначены для использования в области теоретического знания о музыке (предметы: теория музыки, современная музыка, полифония, музыкальная форма), практического освоения знаний в учебном практикуме и концертно-исполнительской деятельности, а также в курсах по истории музыки, истории белорусской музыки, хороведению и чтению хоровых партитур в учебных заведениях искусств среднего и высшего звена. Нотные примеры, представленные в Приложениях, могут быть использованы композиторами, музыковедами и хоровыми дирижерами при изучении современных техник письма. Исследование представляет практическую значимость, как для профессиональных исполнителей, так и для любителей современной музыки.

Область применения – музыковедение, хороведение, музыкальное образование и мировая художественная культура.

АВТОРЕФЕРАТ

 

29 июня 2021 года в 14.00 на заседании Совета по защите диссертаций в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» (ул. Интернациональная, 30, ауд. 101) состоится публичная защита диссертации Юрия Анатольевича Караева на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности «Музыкальное искусство» (17.00.02). Тема диссертации – «Хор в белорусских операх ХХ века: жанрово-стилевые и композиционно-драматургические особенности». Научная работа выполнена на кафедре истории музыки и музыкальной белорусистики учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки». Научный руководитель: Антонина Алексеевна Карпилова (заведующий отделом экранных искусств Государственного научного учреждения «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси», доцент кафедры истории музыки и музыкальной белорусистики учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», кандидат искусствоведения, доцент). Официальные оппоненты: Густова-Рунцо Лариса Александровна (профессор кафедры истории и теории искусства учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», доктор искусствоведения, профессор), Ирина Владимировна Пилатова (старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», кандидат искусствоведения). Оппонирующая организация: учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

Целью исследования является определение жанрово-стилевых и композиционно-драматургических особенностей хора в белорусских операх ХХ века в контексте развития отечественного музыкального искусства.

Методология исследования базируется на комплексном подходе, основанном на интеграции исторических и теоретических данных, а также применении знаний из области хороведения, определяющих образно-содержательную роль средств исполнительской выразительности. Комплексный подход способствует изучению хора как композиционно-драматургического и жанрово-стилевого компонента оперного сочинения, позволяет проследить особенности формирования и эволюции функций оперного хора на протяжении ХХ века.

Диссертация является первым в белорусском музыкознании исследованием, в котором рассматривается роль хора в отечественной опере ХХ века, выявляется жанрово-стилевая специфика хоровой партии в условиях ее многофункциональности на различных уровнях – композиционном, драматургическом и концептуальном. В качестве материала исследования, наряду с уже изученными в музыкальной науке сочинениями, используются произведения, ранее не привлекавшиеся для анализа в области драматургии и композиции оперы. В процессе работы над диссертацией были проанализированы некоторые рукописи неизданных оперных сочинений белорусских композиторов XX века.

Практическая значимость исследования определяется ее направленностью на расширение знаний об истории развития отечественной оперы и о современном белорусском хоровом искусстве. Нотные примеры, представленные в Приложении, могут быть использованы в качестве основы для хрестоматии по дисциплине «Дирижирование» при изучении белорусской хоровой музыки. Материалы диссертации послужат основой для дальнейших исследований в области истории и теории белорусской музыки, найдут применение в музыкально-теоретических курсах.

Полученные результаты позволяют составить целостное представление о роли хора в операх композиторов Беларуси XX века; обогащают современное музыкознание исследовательским опытом в области оперно-хоровой драматургии.

Область применения – музыкальное образование, музыковедение, история белорусской хоровой музыки.

АВТОРЕФЕРАТ