Наука

Инициативные темы кафедр

Важным направлением научной работы в Академии является обеспечение научной деятельности кафедр, выполнение инициативных тем во второй половине нагрузки ППС кафедр. Результатом научной деятельности становится публикация научных статей, составление и научное редактирование сборников научных трудов, а также написание монографий, работа над нотными изданиями, выступления на научных конференциях и др.

В 2018-м году в БелИСА были зарегистрированы 4 кафедральные инициативные темы:

1. Онтологические основы музыкального искусства в контексте проблем современного белорусского теоретического музыкознания (кафедра теории музыки, научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Титова Т.А., 2018-2020, № ГР 20181482).

В результате исследования было осуществлено обобщение достижений белорусской музыковедческой науки, выявлены, охарактеризованы, сопряжены с общемировыми художественными процессами основные направления актуальных исследований в области теории музыки; актуализированы методологические основания музыковедческого анализа, определяющие единство онтологического базиса тенденций развития академического музыкального искусства Беларуси и мира, уточнена современная парадигма фундаментальных понятий и терминов теории музыки («жанр», «стиль», «композиция», «тематизм» и мн. др.), вписывающих национальное искусство в контекст мирового на единой методологической платформе; включены в научный контекст современной теории новейшие сочинения белорусских композиторов, охарактеризованные с позиций семантики и поэтики современного композиторского творчества; исследованы основные композиционные техники, актуальные для начала XXI века; намечены методически целесообразные пути совершенствования и повышения эффективности музыкально-педагогической деятельности (на примере разработки и укоренения дисциплины «хоровое сольфеджио»), предлагающего один из путей использования результатов научных исследований не только в познавательной, но также в сенсорно-слуховой и музыкально-исполнительской (творческой) деятельности.
Научные результаты темы нашли отражение в издании: Современное белорусское композиторское творчество (семантика, поэтика, техники композиции). Актуальные проблемы музыкального интонирования / сост. Т.А. Титова; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 53. Серия 3, Вопросы теории музыки. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2021. – 166 с.

2. Профессиональная подготовка музыкантов-исполнителей в высшей музыкальной школе: теория и практика (кафедра музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства, научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Яконюк В.Л., 2018-2020, № ГР 20181480);

Результаты исследования зафиксированы в 20 учебных программах; 77 научных статьях; 5 кандидатских диссертациях; 24 магистерских диссертациях; 130 научных докладах на конференциях. Среди публикаций, выполненных в ходе работы над инициативной темой:

Вопросы теории и практики профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей / сост. В. Л. Яконюк, И. Ю. Оношко; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 49. Серия 5, Вопросы истории и теории исполнительского искусства. Музыкальная педагогика. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2020. – 220 с.

3. Хоровое искусство Беларуси XX – начала XXI вв.: теория, практика и актуальные формы художественного контекста (кафедра хорового дирижирования, научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Герасимович С.С., 2018-2020, № ГР  20181483);

В результате исследования были опубликованы научные статьи, состоялись выступления на конференциях, подготовлен сборник статей:
Хоровое искусство Беларуси XX – начала XXI в.: теория, практика и актуальные формы художественного контекста: Ч. 1: Хоровая музыка белорусских композиторов XX – начала XXI в.: вопросы формообразования, жанра, стиля: материалы конференций / сост.: С. С. Герасимович; редкол.: С.С. Герасимович и др. – Минск: Белорус. гос. академия музыки, 2021. – 164 с.

4.«Музыкальная культура Беларуси и мировой музыкальный процесс: на пути к национальной самоидентификации» (кафедра истории музыки и музыкальной белорусистики, научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Олейникова О.Э., 2018-2022, № ГР  20181481).

Большинство материалов обогащает содержание учебных дисциплин, читаемых в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» («История белорусской музыки», «История музыки стран Евразии», «История зарубежной музыки», «Музыкальный фольклор», «История белорусской литургической музыки», «Музыкальная текстология» и др.), используется в деятельности факультета повышения квалификации и переподготовки Академии. Наиболее значимые результаты обобщены в сборнике научных статей кафедры:
«Музыкальная культура Беларуси: национальный “голос” в художественной партитуре мира»/ сост. Е.В. Лисова, Э.А. Олейникова; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 55. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2022. – 218 c.

 

В настоящее время в Академии ведётся работа над следующими инициативными темами кафедр:

1. Актуальные направления совершенствования методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин в вузе (кафедра теории музыки, научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Пороховниченко М.Е., 2022-2026 гг., № ГР 20221626).

Цель задания – рассмотрение и систематизация актуальных направлений совершенствования современной методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин на уровне высшего образования.

2. Практико-ориентированная направленность содержания исторических (музыкальное исполнительство) и психологических дисциплин I и II ступеней высшего музыкального образования. Теория. Методология. Методика (кафедра музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства, научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Оношко И.Ю., 2022-2026 гг., № ГР 20221629).

Цель исследования – научное обоснование и систематизация практико-ориентированной направленности содержания исторических (музыкальное исполнительство) и психолого-педагогических дисциплин первой и второй ступеней высшего музыкального образования.

3. Ценностные ориентации творческой личности в духовно-нравственном и социокультурном пространстве (кафедра социально-гуманитарных дисциплин, научный руководитель – доцент Сазанович Н.В., 2022-2026 гг., № ГР 20221631).

Цель работы – анализ системы ценностных ориентаций творческой личности в духовно-нравственном и социокультурном пространстве белорусского общества в XXI веке, определение ценности музыки во взаимосвязи онтологического статуса и аксиологического подхода к формам ее постижения, содержания музыкального произведения с точки зрения нравственно-эстетических категорий; целостное, концептуальное рассмотрение взаимосвязи процессов, происходящих в современном музыкальном искусстве Беларуси, выявление специфики и назначения  музыкального искусства в социуме и в системе видовой типологии искусства.

4. Традиции белорусской баянно-аккордеонной школы в современной системе музыкального образования: исполнительский и педагогический аспекты (кафедра баяна и аккордеона, научный руководитель – доцент Шувалов А.А., 2022-2026 гг., № ГР 20221630).

Цель задания – выявление и систематизация педагогических и исполнительских традиций баянной (аккордеонной) школы в контексте современного профессионального образования.

5. Исполнительская интерпретация музыки XXXXI вв. для духовых и ударных инструментов в контексте проблем современного исполнительского искусства: теория, практика, методика (кафедра медных духовых и ударных инструментов, научный руководитель – профессор Клиндухова Л.М., 2022-2026 гг., № ГР 20221628).

Цель задания – исследование вопросов исполнительской интерпретации современной музыки для духовых инструментов в контексте преподавания специального курса в музыкальных учебных заведениях.

6. Формы репрезентации и концертной практики хорового исполнительского искусства современности в контексте научно-методического обеспечения образовательного процесса специализированных вузов и УССО (кафедра хорового дирижирования, научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Герасимович С.С., 2022-2026 гг., № ГР 20221627).

Цель исследования – рассмотрение и систематизация актуальных направлений и форм концертно-исполнительской деятельности в сфере академического хорового исполнительского искусства.