Должность: Проректор по научной работе, доцент кафедры теории музыки Ученая степень: Кандидат искусствоведения (2004) Ученое звание: Доцент (2009) Образование: Белорусская государственная консерватория (1991, класс Н.В. Шиманского), аспирантура Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Республики Беларусь (2000) под руководством Т.Г. Мдивани Преподаваемые дисциплины: Теория музыки, Сольфеджио, Чтение партитур, Полифония (индивидуальные занятия), руководство дипломными работами и магистерскими диссертационными исследованиями
Родилась 21 мая 1965 в г.Минске (Беларусь).
Член Белорусского союза музыкальных деятелей (2013), Ассоциации белорусских исследователей музыки (2013), Общества теории музыки (Россия, 2014), Gesellshaft für Musikforcshung (GfM) (Германия, 2014), Белорусского союза композиторов (2019).
В 1991 – 2000 гг. работала преподавателем теоретических дисциплин в УО «Витебское государственное музыкальное училище им. И.И. Соллертинского». С 2000 по 2010 гг. в УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»: преподаватель (2000), старший преподаватель (2004), доцент (2005), заместитель декана педагогического факультета (2006), заведующая кафедрой теории музыки и музыкального инструмента (2009). С 2005 по 2015 гг. работала художественным руководителем ГКУ «Витебская областная филармония».
С 2015 года работает в Белорусской государственной академии музыки преподавателем кафедры теории музыки, с 2016 — доцент кафедры теории музыки. Заведующий научно-исследовательским отделом (2016). Проректор по научной работе (с 2019 по настоящее время).
Научные интересы сконцентрированы в области проблем музыкального стиля в современной белорусской музыке. Явление осмысливается как комплекс составляющих (музыкальный синтаксис, техника композиции и поэтика творчества) в историческом контексте и теоретической системе понятий.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 — Музыкальное искусство: «Стиль модерн в музыке и специфика его преломления в творчестве белорусских композиторов 1960-1990-х годов». Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Т.Г. Мдивани; Белорусский государственный университет культуры и искусств (Минск, 2004).
Член редакционного совета научного издания Даугавпиллского государственного университета «Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais» (2005). Член организационного комитета Международного музыкального фестиваля им. И.И. Соллертинского (2006), инициатор и куратор филармонического проекта «Соткать душу из нот» для будущих мам (2009), организатор филармонического проекта «Рождественская музыкальная академия» для талантливой молодежи Витебска и Витебской области (2010), организатор и ведущий научных чтений Международного музыкального фестиваля им. И.И. Соллертинского (2010), организатор филармонического проекта «Sveika, Muzika!» (2012-2014). Заместитель главного редактора научно-теоретического журнала «Вести Белорусского государственной академии музыки» (2016). Секретарь совета по проведению экспертизы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ Министерства культуры Республики Беларусь (2016), секретарь (2018) и член (2019) ведомственного научно-технического экспертного совета Министерства культуры Республики Беларусь.
Награждена почетной грамотой Министерства культуры Республики Беларусь (2015, 2017).
Публикации:
Музыкальный модерн в контексте стилевых явлений ХХ столетия// Музыка и глобализация культуры/ сост. и науч. ред. В.Л.Яконюк; Научные труды БГАМ. Вып. 10. – Мн.: УО «БГАМ», 2006.
Особенности стилей белорусских композиторов в последней трети ХХ века. Модерн и авангард // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі: У 2 ч. Ч.2: Праблемы тэатральнага, музычнага і кінатэлемастацтва ў кантэксте славянскіх культур у сучасным свеце/ Інстытут мастацтвазнаўства, этналогіі і фальклору імя К.Крапівы НАН Беларусі; наук. Рэд. А.І. Лакотка. – Мінск: Беларус.навука, 2007.
Стыль мадэрн у беларускай музыцы: агульныя прынцыпы i заканамернасцi.// Беларусы. Т. 11. Музыка / Т.Варфаламеева [i iнш.]; рэдкал.: М. Пiлiпенка [i iнш.]; навук. рэд. А.Лакотка; Нац. акад. навук Беларусi, Iн-т мастацтвазнауства, этнаграфii i фальклору iмя К.Крапiвы. – Мiнск: Беларус.навука, 2008.
Фестиваль как явление в контексте новых идей и национальных традиций (Международный музыкальный фестиваль им. И.И. Соллертинского)// Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. ‑ № 26. – 2015.
Стилевое многообразие современной белорусской музыкальной культуры: к вопросу о полистилистике // Культура Беларусі: рэаліі сучаснасці: Нацыянальная культура ў зменлівым свеце: Матэрыялы IV Міжнароднай завочнай навукова-практычнай каферэнцыі (Мінск, 24 снежня 2015 г.). – Мінск: Інстытут кльтуры Беларусі, 2016. – С. 66 – 71.
Symphony 4 “Belaya Rus” (Antiremix) by Oleg Khodosko: To the Problem of Interaction of The Authorial Material and the Non-Authorial Text in Polystilistics// Music Science Today: the permanent and changeable: Scientific Papers. Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgas un mainīgais/ zinatniasko rakstu Krājums. – 1 (9) — Daugavpils University: Akademic press “Saule”, 2017. – P. 86 – 93.
По законам красоты, гармонии, вечности (к юбилею Андрея Юрьевича Мдивани) / Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – № 30. – 2017. – с. 161-164 (соавт.).
Справочное издание «Белорусская государственная консерватория – Академия музыки: история в лицах (1932 – 2017 гг.)»: научные и издательские вопросы// Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2018. – №33. – С. 32 – 38.
Научные чтения Международного музыкального фестиваля имени И.И.Соллертинского в контексте времени: тенденции, проблемы, перспективы // Международный музыкальный фестиваль имени И.И.Соллертинского : 2008–2018 : Сб. ст., исслед., материалов науч. чтений. – Витебск: УПП «Вит. обл. тип.», 2018. – С. 28-43.
Dialectics of “dialogical world outlook” as a stylistic paradigm of contemporary music // Music Science Today: the permanent and changeable: Scientific Papers. – № 3 (11) – Daugavpils University: Akademic press “Saule”, 2019. – P. 17 – 27.
Музыкальный модерн: трактовка понятия в реалиях современности. – Научные труды Белорусской государственной академии музыки. – Вып.47. – Минск, Белорусская государственная академия музыки, 2019. – С. 46-68.
Балет модерн – постмодерн балет: вопрос терминологических корреляций// Термины, понятия и категории в музыковедении: тезисы докладов. – Казань, 2019. – С.98 || Modern ballet – Postmodern ballet: terminological correlations issues. – P.185-186.
Балетное творчество О. Ходоско в свете стилевых парадигм современности// Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – №36. – 2020. – С. 36-43.
“New Belarusian Choral Music”: Reading the National tradition in the 21th Century// Scientific Papers. – 4 (12). – Daugavpils University: Akademic press “Saule”, 2020. – P. 140–153 (Matsaberidze N., Bodyako I.)
“Диалогическое миропонимание” как парадигма современного музыкального стиля // Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў: зб. навук. Арт. Вып. 1 / гал рэд. А.І. Лакотка, Цэнтр даследванняў бел. культуры, мовы і літаратуры АН Беларусі. – Мінск: Права і эканоміка, 2020. – С. 306–310.
Учебно-методические пособия:
Полифония: Уч.-метод. пособие / Сост. Мацаберидзе Н.В. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003; Белорусская музыка // Учебно-методический комплекс по музыкальным дисциплинам.- Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003; Белорусская музыка: Курс лекций / автор — сост. Мацаберидзе Н.В. – Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009.
Составление и научное редактирование:
Международный музыкальный фестиваль имени И.И. Соллертинского, 1989-2011: история фестиваля, воспоминания, статьи, исследования, материалы научных чтений/ сост.: Н.В. Мацаберидзе, и др. – Витебск: Витеб. обл. тип., 2012. – 340 с.
Белорусская государственная консерватория – Академия музыка: история в лицах (1932 –2017) / сост. : Е.Н. Дулова, Н.В. Мацаберидзе, Н.Г. Ганул и др. – Минск: Мастацкая літаратура, 2017. – 455 с.
Международный музыкальный фестиваль имени И.И.Соллертинского: 2008–2018: Сборник статей, исследований, материалов научных чтений / сост. : Н.В. Мацаберидзе, Е.М. Подоляк. – Витебск: УПП «Вит. обл. тип.», 2018. – 263 с.
Профессиональное музыкальное образование на современном этапе: традиции и новации : Научные труды Белорусской государственной академии музыки Выпуск 44 / Сост. : Н.О. Арутюнова, Н.В. Мацаберидзе. – Минск, 2018. – 232 с.
Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 51// ред-сост. Н.В. Мацаберидзе, Л.Ф. Баранкевич. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2020. – 179 с.