Кафедра теории музыки

Савицкая Ольга Парфёновна

01.10.1947, Минск, Беларусь.

Музыковед, лектор, кандидат искусствоведения (1990), доцент (1994).

Член Белорусского союза композиторов (1981), Белорусского союза музыкальных деятелей (1987), Ассоциации белорусских исследователей музыки (2013), Общества теории музыки (Россия, 2013).

Окончила Белорусскую государственную консерваторию (1971) по специальности «Музыковедение» и аспирантуру (1974) под руководством доцента В.И. Елатова. Прошла курс повышения квалификации преподавателей музыкальных вузов при Московской государственной консерватории под руководством Е.В. Назайкинского и Ю.Н. Холопова (1977).

В 1974 году начала преподавательскую деятельность в Белорусской государственной консерватории, с 1991 года в должности доцента.

Ведет учебные курсы гармонии, анализа музыкальных произведений, полифонии, теории современной композиции, специальный класс для студентов специальности «Искусствоведение» (музыковедение), участвует в коллективном курсе теоретические проблемы белорусской музыки, осуществляет руководство дипломными работами, магистерскими и кандидатскими диссертациями. Читает лекции по проблемам теории музыки на факультете повышения квалификации преподавателей Белорусской государственной академии музыки.

Выступает с докладами на международных научных конференциях (Минск, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Вильнюс, Киев, Даугавпилс, Пенза, Краснодар и др.). Ведет концертно-просветительскую деятельность, в том числе — выступления со вступительным словом и ведение концертов в Белорусской государственной филармонии, Полоцком Софийском соборе, Гродненском государственном музыкальном колледже, Витебской областной филармонии, Белорусской государственной академии музыки и др.. Осуществляет публикации в периодической печати; участвует в передачах Национальной государственной телерадиокомпании. В качестве лектора-музыковеда провела в Минске, Полоцке, Гродно, Витебске, а также Ленинграде, Вильнюсе, Таллине и др. городах св. 500 концертов, в том числе циклы концертов известных органистов А.В. Фисейского и К.К. Шарова «Все органные соч. И.С. Баха», «Антология органного творчества Д. Букстехуде», «Портреты композиторов», «И.С. Бах, его предшественники и современники»; авторские концерты белорусских композиторов и исполнителей (А. Богатырев, Е. Глебов, К. Тесаков, В. Будник, В. Доморацкий, И. Паливода, Э. и С. Носко, В. Курьян, В. Войтик, И. Оловников, М. Жилюк, И. Краснодубский и др.). Является куратором и ведущей программ международного концертного проекта Белорусской государственной филармонии «Шедевры мирового органного искусства».

Награждена Почетной грамотой Белорусской государственной консерватории (1982), Грамотой Министерства культуры Республики Беларусь (2007), нагрудным знаком «За ўклад у развіццё культуры Беларусі» (2007), Почетными грамотами Министерства культуры Республики Беларусь (2012), Министерства образования Республики Беларусь (2016).

Научные интересы связаны с исследованием истории и теории белорусской симфонической музыки и белорусской симфонии как целостного жанрово-стилевого феномена, представленного в динамике развития; с изучением крупных инструментальных форм эпохи барокко, а также – проблем современного белорусского концертного исполнительства. Основная проблематика — жанр, стиль, музыкальная форма барокко и ХХ в., национальные композиторские и исполнительские школы. Автор около 100 научных, методических и музыкально-критических публикаций в белорусских и зарубежных изданиях.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 — Музыкальное искусство: К проблеме крупной формы в белорусской советской музыке: симфонии 1960 – 1980-х годов. Научный руководитель: кандидат искусствоведения А.А. Друкт; Государственная консерватория Литовской ССР (Вильнюс, 1990).

    Публикации:

  • Крупные инструментальные формы эпохи барокко: Органная месса. Sonata da сhiesa: моногр.— Минск, 2008.
  • Скразное ладагарманічнае развіццё ў сімфанічных цыклах Я. Глебава // Весці АН БССР. Сер. грамадскіх навук.— Мінск, 1979.— № 2.
  • О принципах композиции симфоний Е. Глебова // Вопросы культуры и искусства Белоруссии.— Минск, 1982.— Вып. 1.
  • Особенности драматургии и композиции белорусской симфонии 1960—1980-х гг. // Вопросы культуры и искусства Белоруссии.— Минск, 1989.— Вып. 8.
  • Несонатные циклические композиции в симфониях Д. Смольского и А. Мдивани 1980-х гг. // Белорусская современная музыка на современном этапе. Теоретические очерки: сб. науч. тр.— Минск, 1990.
  • К проблеме крупной формы в инструментальной музыке // Научные труды БГАМ.— Минск, 1992.— Вып. 2: Теоретические проблемы современной музыки.
  • Авангардысцкія тэндэнцыі ў беларускай. музыцы 1960-х — пачатку 1990-х гг. і праблема буйной інструментальнай формы // Пытанні культуры і мастацтва Беларусі.— Мінск, 1993.— Вып. 12.
  • Вопросы становления и развития жанра симфонии в Беларуси // Научные труды БГАМ.— Минск, 2001.— Вып. 6: Теоретические проблемы музыки ХХ в.
  • Метаморфозы церковной сонаты эпохи барокко // Теоретическое музыкознание на рубеже веков: сб. ст.— Минск, 2002.
  • Театральный симфонизм Е. Глебова // Музыкальная академия.— 2005.— № 3.
  • Белорусская симфония как феномен национальной художественной культуры: к постановке вопроса // Научные труды БГАМ.— Минск, 2005.— Вып. 10: Музыка и глобализация культуры.
  • Trio Sonatas of Dieterich Buxtehude — Stilistic Traits // The Diapason.— 2007.—
  • Из архивных материалов: Третья и Четвертая симфонии В.А. Золотарева // Весцi БДАМ.— 2009.— № 14.
  • Заветы Мастера: о симфоническом стиле Е. Глебова // Весцi БДАМ.— 2009.— № 15.
  • Ансамблевые сонаты Генри и Даниэля Перселлов // Весцi БДАМ.— 2011.— № 18.
  • Оркестровые увертюры С. Монюшко в жанрово-стилевом пространстве европейского романтизма // Шопен и пути развития европейского романтизма: сб. ст.— Минск, 2011.
  • Третья симфония Е. Глебова: у истоков белорусского концертного симфонизма // Муз. культура Беларусі на скрыжаванні эпох // Навук. працы БДАМ.— Вып. 26. Сер. 1: Беларуская музычная культура.— Мінск, 2011.
  • Фортепианное и органное концертно-исполнительское искусство // Белорусское концертно-исполнительское искусство: последняя треть ХХ — начало ХХI вв.— Минск, 2012.
  • Традиции Sonata da chiesa в камерно-инструментальном творчестве Генри Перселла // Muzikas zinatne sodien: pastavigais un mainigais. IV. Zinatnisko rakstu krajums. Daugavpils universitātes akadēmiskais apgāds.— 2012.
  • «Альпийская симфония-баллада» Е. Глебова в контексте развития жанра хореографической симфонии // Весцi БДАМ.— 2013.— № 22.
  • «Примиренные вкусы» или особенности жанра и формы в Трио-сонатах Ф. Куперена // Весцi БДАМ.— № 23.
  • Становление циклической формы Sonata da chiesa в итальянской инструментальной музыке XVII — начала XVIII вв. // Известия НАН Беларуси. Серия гуманитарных наук.— Минск, 2014.— № 2.
  • О «тайной поэтике» Трио-сонат Дитриха Букстехуде: вопросы организации макроцикла // Весцi БДАМ.— 2014.— № 24.
  • Органная месса эпохи барокко и ее рецепция в современной науке о музыке и концертно-исполнительской практике // Весцi БДАМ.— 2014.— № 25.
  • François Couperin´s Trio Sonatas as a Genre and Stilistic Phenomen of Baroque Instrumental music // Muzikas zinatne sodien: pastavigais un mainigais. IV. Zinatnisko rakstu krajums.— Daugavpils, 2015.
  • Фантасмагория И. Босха в зеркале симф. концепции О. Ходоско (Пятая симфония «Семь смертных грехов») // Весцi БДАМ.— 2016.— № 28.
  • Современная белорусская симфония: традиции отечественной композиторской школы и новые парадигмы жанра // I Міжнародны навуковы кангрэс беларускай культуры: зб. матэрыялаў.— Мінск, 2016.
  • Симфонии О. Ходоско: метаморфозы жанра // Науч. вестник «Часопис» Нац. муз. академии Украины им. П. И. Чайковского.— 2016.— № 1 (30).
  • Жанр симфонии в панораме современной белорусской музыки // Вести Института современных знаний № 3. – 2017. – С. 55 – 59.
  • Проблемы жанра и формы в белорусской симфонии второй половины ХХ – начала ХХI века // Теоретические проблемы белорусской музыки второй половины ХХ – начала ХХI века / Научные труды БГАМ. – Вып. 41. – Серия 3. Вопросы теории музыки. – Минск, 2017. – С. 20 – 52.
  • Теоретические проблемы белорусской музыки второй половины ХХ – начала ХХI века / Научные труды БГАМ. – Вып. 41. – Серия 3. Вопросы теории музыки. – Минск, 2017. – 212 с. (Составление сборника, Предисловие, совместно с Р. Сергиенко).
  • Симфоническая гексалогия О. Ходоско: метаморфозы жанра и константы стиля. – Весцi Беларускай  дзяржаўнай акадэмii  музыкi  № 32 . – Мiнск,   – С. 50 – 59.
  • Канцэртнае арганнае выканальніцтва ў Беларусі: імены і падзеі // Арганы Беларусі / склад. А.У Бурдзялёў. – Мінск: Беларуская энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2018. – С. 337 – 343.
  • Фортепианное концертно-исполнительское искусство // Белорусское концертно-исполнительское искусство современности: 1991 – 2016. – Минск: Беларуская навука, 2018. – С. 46 – 82.
  • Органное концертное исполнительство в Беларуси // Белорусское концертно-исполнительское искусство современности: 1991 – 2016. – Минск: Беларуская навука, 2018. – С. 83 – 95.
  • Хореографическая симфония в музыкально-театральном пространстве белорусского искусства // Белорусский балет в мировом культурном пространстве / сост. С. И. Улановская; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 45. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2018. – С. 149 – 158.
  • Пути формирования концертного органного исполнительства в Беларуси //

Профессиональное музыкальное образование на современном этапе: традиции и новации / сост. Н. О.Арутюнова, Н. В. Мацаберидзе; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 44. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2018. – с. 126 – 140. (228 с.).

  • Stanislaw Moniuszko’s Symphonic Heritage in the Space of European Romanticism //International conference «Stanislaw Moniuszko, a prominent citizen of Vilnius». – 13 – 14 June, 2019. – S. 1 – 3.
  • То же на литовском языке: Stanislavo Moniuskos simfoninis palikimas romantizmo zanru ir stiliaus erdveje // Muzikos barai. – 2019, Birzelis. – S. 3 – 5.
  • Концертные увертюры С.Монюшко: жанровые универсалии в зеркале индивидуального стиля композитора / О.П.Савицкая // Мастацкая прастора Еўропы XIX – пачатку XXI ст. і Станіслаў Манюшка: гісторыя і сучасны стан: матэрыялы Міжнар. навук.-практ. форуму, Мінск, Смілавічы, 30 – 31 мая 2019 г. // Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі; рэдкал.: А.І.Лакотка [і інш.] ; рэд-уклад.: Н.А.Капыцько. – Мінск: Беларуская навука, 2021. – С. 152 – 158.
  • Полиструктурные формы в больших хоралах из третьей части «Клавирных упражнений» И.С.Баха» // Жизнь музыки. Выпуск 2: К 110-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского: Материалы Международной научно-практической конференции 22 – 24 ноября 2016 г. / Московская гос. консерватория им. П.И.Чайковского, Уфимский гос. ин-т искусств им. З.Г Исмагилова; ред-сост. К.В.Зенкин, Е.Р.Скурко, В.А.Шуранов. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2018. – С. 150 – 169.
  • Полиструктурная форма как понятие и как явление инструментальной музыки барокко и современности Актуальные проблемы терминологии в контексте современного белорусского музыкознания / сост. Т.А.Титова; Научные труды Белорусской  государственной академии музыки. — Вып. 47. – Серия 3. – Минск, 2019. – С. 25 – 46.
  • Über die «verborgene Poetik» der Triosonaten von Dieterich Buxtehude // Buxtehude-Studien. Band 3 (2019). — Musikverlag, Bonn. – S. 83 – 92.
  • Понятие Sonata da chiesa в контексте историко-стилевой эволюции музыки XVII – XXI веков // Термины, понятия и категории в музыковедении: Четвертый Международный конгресс Общества Теории Музыки. – Казань, 2 – 5 октября 2019 года. –  Тезисы докладов. – Казань, 2019. – С. 71 – 72.
  • Трио-соната «Штейнкерк» (“La Steinquerque”) Франсуа Куперена: проекции программности /  О.П.Савицкая // Україна. Європа. Світ. Історія та імена в культурно-мистецьких рефлексіях: Тезисы докладов Четвертой международной научно-практической конференции.  Киев, 5 – 6  ноября 2020 года. – С. 168 – 173.
  • Полифонические формы в трио-сонатах Дитриха Букстехуде / О.П.Савицкая // Органное искусство. – Вып. 3. – Избранные материалы конференций «Гнесинские органные чтения» / Ред.-сост. А.В.Фисейский. – М.: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2021. – С. 149 – 165.

Учебные программы:

  • История мировой музыки: учебная программа для студентов специальности «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций».— Минск, 2005.
  • Теоретические проблемы белорусской музыки ХХ в.: программа-конспект для музыкальных вузов по спец. 1-21 04 02 01.— Минск, 2005.
  • Теория современной композиции: Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности 1 16 01 03 Фортепиано. – Минск 2018.
  • Теория музыки (гармония): программа-конспект для музыкальных вузов по спец. 1-16 01 03.— Минск, 2020.
  • Теория музыки (анализ музыкальных произведений): программа-конспект для музыкальных вузов по специальности 1-16 01 03.— Минск, 2020.
  • Теория современной композиции: Раздел 2. Проблемы современной композиции в белорусской музыке 1960 – 2010-х годов: Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности 1 21 04 02-01 Искусствоведение (музыковедение). – Минск 2020.

Все преподаватели кафедры теории музыки