Структура академии

Кабинет традиционных музыкальных культур

Заведующий кабинетом:  Беркович Татьяна Леонидовна


Кабинет традиционных музыкальных культур Белорусской государственной академии музыки обеспечивает координацию проведения полевых исследований с последующей научной и технологической обработкой экспедиционно-полевых материалов, формирование фактологической базы для научных разработок и учебных курсов по музыкальному фольклору и музыкальным этнокультурам Беларуси и мира. В кабинете традиционных музыкальных культур сосредоточено специализированное собрание полевых аудио- и видеозаписей, фотографий, рукописных материалов, нотно-текстовых транскрипций, составляющее основу архива этномузыки.

Фоноархив этномузыки выступает в белорусских координатах крупным фонохранилищем. В нём содержатся уникальные по своей исторической и художественной ценности образцы аутентичных песенных и инструментальных звучаний, зафиксированных в пяти историко-культурных регионах Беларуси (Полесье, Поозерье, Поднепровье, Понемонье, Центральная Беларусь). Объём фонда экспедиционно-полевых звукозаписей периода 1964–2014 годов составляет более 2000 единиц хранения на различных носителях. Описание единиц аудиозаписей (напевы, рассказы, наигрыши и иные «тексты») превышает в электронном каталоге 30 000 позиций.

Хронологически самые ранние фондовые аудиозаписи (датированы 1964 годом) были выполнены студенческой экспедицией под руководством Л.С.Мухаринской – выдающего белорусского музыковеда и этномузыколога, основоположника школы этномузыкологии в Академии музыки.

Основу архива этномузыки составляют записи экспедиций в рамках летней учебной практики студентов фортепианного и композиторско-музыковедческого факультета под руководством профессора кафедры белорусской музыки Л.Ф.Костюковец (более 14 тысяч единиц фиксаций напевов и наигрышей). Она предложила свою методику проведения учебных студенческих экспедиций, которые, сосуществуя с иными типами полевых исследований, продолжают занимать ведущее положение в Академии музыки. Экспедиции Л.Ф.Костюковец отличает фронтальный охват и фиксация местной песенной традиции, неоднократные выезды в «песенные» деревни как элемент стационарного обследования, опора на оригинальную жанровую классификацию. Если в 1970-х годах выезды носили скорее точечный характер, то в 1980–2000-е годы наблюдается расширение обхвата обследуемой территории, чему в немалой степени способствовала работа в качестве соруководителя экспедиций Л.Ф.Баранкевич.

Значительную содержательную часть аудиоархива составляют коллекции полевых фонозаписей, выполненных в экспедициях Академии музыки под руководством кандидата искусствоведения, доцента Т.С.Якименко на протяжении 1970-х – начала 1990-х годов. Неоднократные выезды собирателя на Могилёвщину и Витебщину свидетельствуют о внимании этого учёного, в первую очередь, к традициям Поднепровья и Подвинья, отмеченным высокой степенью сохранности корневого песенного слоя.

Постановка специальных задач и собственная методика выделяет экспедиции по изучению белорусской народной инструментальной культуры, которые осуществлялись в 1990-х годах под руководством доктора искусствоведения, профессора И.Д.Назиной и кандидата искусствоведения М.И.Козловича. В фоноархиве этномузыки это направление представлено интересными сеансами работы с различными инструментальными составами, в числе которых – ансамбли с участием скрипки, цимбал, ручного и губного гармоника, одиночные исполнители на дудке, дудке-жалейке.

Со второй половины 1990-х годов активно заявили о себе как о полевиках-исследователях ученики класса Т.С.Якименко, в числе которых Т.Л.Беркович, В.М.Прибылова, Т.Л.Константинова, Е.Н.Кривошейцева. Немаловажным фактором для формирования фонда аудио- и визуальных фиксаций нового поколения становится умение работать с цифровой звукозаписывающей, видео- и фотоаппаратурой.

Аудиозаписи отдельных собирателей представлены в Фоноархиве этномузыки фиксациями: Т.С.Лещени (руководила студенческой экспедицией в 1970 году), А.И.Смагина, Т.И.Ковалёвой, Н.К.Литвина, В.Е.Солтана, Л.А.Куделькиной, С.И.Мытько, Н.И.Дожиной, Т.Н.Заблоцкой, М.Л.Ивкина; студентов, выполнявших тематические экспедиции с целью написания дипломных работ (Т.И.Александрович, С.И.Мытько, И.Л.Синевич, Т.Н.Дробышева, Л.В.Зыкова, Т.Н.Заблоцкая), авторов диссертационных исследований (Т.Л.Беркович, В.М.Прибылова (Вахула), Т.Л.Константинова, М.И.Козлович, Е.Н.Кривошейцева, Е.А.Чернова).

В собрании полевых аудиозаписей немаловажную часть составляют коллекции отдельных собирателей, любезно предоставленные ими (или держателями архивов) для копирования и изучения. Среди них – записи Т.Б.Варфоломеевой, Г.Г.Кутырёвой-Чубали, С.С.Понизника, Д.Ф.Санько, Л.К.Якубовской, Н.В.Никифорович.

Внедрение научно систематизированных материалов фоноархива в культурно-образовательное пространство осуществляется не только в виде печатных изданий и фоноколлекций, радиопередач, докладов конференций и пр., но также в виде опытов в синтетическом жанре аудиовизуально-антропологической мультимедийной презентации, позволяющей вынести на первый план живые голоса и облик носителей традиции (аудио-, видео-, фоторяды), сопроводив их научным комментарием, текстовой (нотно-текстовой) транскрипцией. В цикле авторских презентаций, подготовленных сотрудниками кабинета традиционных музыкальных культур по материалам фольклорных экспедиций 2006–2011 годов, отражены результаты обследования традиций Жлобинского и Гомельского районов Гомельской области, Бешенковичского, Миорского и Сенненского районов Витебской области, Крупского района Минской области.

В разные годы кабинет возглавляли Л.Ф.Костюковец, С.И.Мытько, М.И.Козлович. С 2000 года заведующей кабинетом является кандидат искусствоведения, доцент Татьяна Леонидовна Беркович.

pic pic pic