Кафедра музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства

Яконюк Вадим Леонтьевич

Должность: Профессор кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства
Ученая степень: Кандидат педагогических наук (1977). Доктор педагогических наук (1995)
Ученое звание: Профессор (1992)
Почетное звание: Заслуженный работник образования Республики Беларусь (2011)
Образование: Белорусская государственная консерватория им. А.В.Луначарского по классу фортепиано И.А. Цветаевой, аспирантура Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина под руководством доктора педагогических наук, профессора О.А. Апраксиной (1977)
Преподаваемые дисциплины: Основы психологии и педагогики, Музыкальная педагогика, Музыкальная психология, Методология написания научно-методических работ, Педагогика и психология высшего образования, Педагогика и психология высшей школы, Дидактика, Актуальные проблемы музыкального образования (педагогика и психология)


Родился 22 марта 1946 в г. Гродно (БССР).

В 1988–1998 и с 2005-2021 заведующий кафедрой музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства. Преподавал класс специального фортепиано (1983–1995), ведет лекционные курсы «Основы психологии и педагогики», «Музыкальная педагогика», «Музыкальная психология», «Педагогика и психология высшей школы», «Дидактика» для студентов, магистрантов, аспирантов, слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки. Руководит написанием дипломных работ, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций.

В 1983–2005 проректор БГК/БГАМ (1983–1986 по учебной работе, 1986–1992 по научной и идейно-творческой работе, 1992–2005 первый проректор).

Автор научных исследований в области музыкального образования (генезис, теория, методология, дидактика), музыкального искусства (творчество, исполнительство), психологии профессиональной музыкальной деятельности (мотивация, потребности, интересы, способности).

 Диссертации:

  • Профессиональные интересы студентов педвуза и пути их развития (в процессе индивидуального фортепианного обучения): дис. канд. пед. наук: 17.00.02. М., 1977.;
  • Генезис мотивации профессиональной деятельности музыканта: дис. док. пед. наук: 17.00.01. Минск, 1995.

Председатель совета по защите дис. д-ра (канд.) искусств. при БГАМ (1996-2016). С 1996 член экспертного совета ВАК РБ по педагогическим и психологическим наукам, с 2011 по 2020 г. – председатель. С 2001 по настоящее время член государственного экспертного совета по социально-экономическим проблемам и проблемам развития государственности Беларуси ГКНТ РБ.

Основатель и главный редактор (2001–2017) научно-теоретического журнала «Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі». Член редакции республиканского межведомственного сборника научных трудов «Вопросы культуры и искусства Беларуси» (1990–1994), журналов «Асновы мастацтва» (1996–2001), «Мастацтва Беларусі» (2002), научно-теоретического журнала «Вестник ГГУ» (с 2011 по н/в), серии научных изданий «Научные труды БГАМ», издания «Музыка в развитии духовной культуры человека» (г. Вильнюс).

Научный руководитель Государственных научно-технических программ «Культура Беларуси» (с 1997–2015), Программы государственной поддержки художественно одаренных детей и молодежи (1993), Концепции профессионального образования в области искусства в Беларуси (1999), Программы пропаганды музыкального искусства Беларуси на 2005–2010 гг. Научный руководитель ВНК по выполнению задания «Фонд Л.М.Абелиовича», член ВНК по выполнению задания «Развитие системы дополнительного образования взрослых», «Разработать научно-методические основания, образовательный стандарт и учебно-программную документацию образовательной программы высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалистов, обеспечивающей получение степени магистра, в области музыкально-исполнительского искусства»,  «Разработать научно-методологические подходы к анализу деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры в Республике Беларусь. Создать рекомендации по определению эффективности деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры».

Принимал участие в международных конференциях, выступал с докладами, лекциями и мастер-классами в США, КНР, ФРГ, Австрии, Испании, Голландии, Словении, на Кипре, в Венгрии, Польше, Литве, Грузии, России, Украине, Беларуси и др.

Лауреат Республиканского конкурса молодых исполнителей (1963, Минск, І премия, фортепиано).

Член жюри и организационного комитета международных конкурсов исполнителей (Рига, 1985; Хмельницкий, 1985; Минск, 1983, 1989, 1996; Кишинев, 1989, 2007; Варшава, 1995; Никосия, 1998). Председатель комиссии ФПКП по аттестации преподавателей и концертмейстеров УССО на присвоение высшей категории.

Автор сценариев: мюзикла «Месс-Менд» (муз. А.Мдивани, 1987), оперы «Маленький принц» (муз. А.Мдивани, 2008), балета «Шагрень» (муз. А.Мдивани, 2008), теле- и радиопередач о белорусских композиторах Н.Аладове, Г.Вагнере, Е.Глебове, Е.Тикоцком, П.Подковырове, Г.Пуксте, Н.Чуркине и др.

Награжден медалью и орденом Франциска Скорины (2006, 2022), Почетной Грамотой Верховного Совета РБ (1994), Почетной Грамотой Совета Министров РБ (2002), Почетной Грамотой Министерства культуры РБ (1996), Почетной Грамотой Министерства просвещения СССР (1983), нагрудным знаком «Победитель соцсоревнования» (1975, 1980). Присуждена персональная надбавка за выдающийся вклад в социально-экономическое развитие Республики Беларусь (2005). Почетная Грамота ВАК Республики Беларусь (2016). Нагрудный знак Белорусского союза музыкальных деятелей «За ўклад у развіццё музычнага мастацтва» (2016). Нагрудный знак «Белорусская государственная академия музыки» (2016). Почетная Грамота Министерства образования Республики Беларусь (2017). Нагрудный знак Министерства культуры Республики Беларусь «За ўклад у развіццё культуры Беларусі» (2021).

Среди воспитанников 19 кандидатов и докторов наук:

  • доктор педагогических наук, профессор Вильнюсского педагогического университета Й.Кевишас (Литва);
  • доктор педагогических наук, профессор Могилевского государственного университета Голешевич Б.О.;
  • кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства Белорусской государственной академии музыки Оношко И.Ю.;
  • кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры специального фортепиано Белорусской государственной академии музыки Громова Н.С.;
  • кандидат искусствоведения, доцент Шевченко О.Г.
  • кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка Нижникова А.Б.;
  • кандидат педагогических наук, доцент Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка Марченко И.П.;
  • кандидат педагогических наук, доцент Белорусской государственной академии искусств Богачёва И.Б.;
  • кандидат искусствоведения (PhD) М.Г. Хомицкая (Франция);
  • кандидат искусствоведения, доцент Политанская О.И.;
  • кандидат искусствоведения (PhD), профессор, заведующий кафедрой фортепиано Ляонинской консерватории Не На (г. Ляонин, КНР);
  • кандидат искусствоведения (PhD), профессор Хэнанского университета Пан Вэй (г. Кайфэн, КНР);
  • кандидат искусствоведения (PhD), доцент, проректор Чженьчжоуского университета Сунь Вэйбо (г. Чжэньчжоу, КНР);
  • кандидат искусствоведения (PhD), доцент Чженьчжоуского университета Фэн Лей (г. Чжэньчжоу, КНР);
  • кандидат искусствоведения (PhD), доцент, декан Аньянского педагогического университета Лю Цзиньтао (г. Аньян, КНР;
  • кандидат искусствоведения (PhD), доцент Хэнанского политехнического университета Сун Джуан (г. Цзяо Цзо, КНР);
  • кандидат искусствоведения, доцент Ся Юньцзин (КНР);
  • кандидат искусствоведения (PhD), доцент Уханьской консерватории Ван Хонтао (г. Ухань, КНР).
  • кандидат искусствоведения Ассуил М.А.

Лауреат конкурса:
Константинов В.С. — XXVII Республиканский конкурс научных работ студентов,  Диплом за работу 1 категории, 2020.

Автор более 300 научных работ (монографий, учебных пособий, нотных изданий, научных статей и др.)

Монографии:

  • Жzewskiej. Poznań – Kalisz, 2009.
  • Jakoniukas, V. Muzika kaip neverbalinės komunikacijos priemonė kultūros ir švietimo sistemoj // Dvasingumas žmogaus pasaulyje. Kolektiviniė monografija /Sudarytojai ir rengėjai: Jonas Kievišas, Rimantė Kondratienė. Vilnius, 2009;
  • Jakoniukas, Vadimas. Naujas muzikinio švietimo turines kaip ugdomosios erdvés harmonizavimo kelias //Ugdymo dvasingumas: kolektyviné monografija. Sudaré ir parenge Jonas Kievišas. Vilnius, 2012.
  • Jakoniukas, V. «Homo musicus»: link muzikinės sąmonės. // Ugdimo Dvasingumo Kontekstas. Vilnius: Źuvėdra, 2014.
    Belarus: Music Education / Education in Eastern Europe and Eurasia. London: Bloomsbury Academic, 2014.

Статьи в энциклопедических изданиях:

  • Яканюк, В.Л. Музычнае выхаванне //Энцыкл. літ. і маст. Беларусі. Т.3. Мінск, 1986. (Соавторство – В.П. Прокопцова)
  • Яконюк, В. Л. Музыкальное образование/В.Л. Яконюк // Белорусская педагогическая энциклопедия. Минск: «Адукацыя і выхаванне», 2015.
  • Яконюк, В. Л. Музыкальная педагогика / В.Л. Яконюк // Белорусская педагогическая энциклопедия. Минск: «Адукацыя і выхаванне», 2015.

Научные статьи:

  • Опыт исследования профессиональных интересов студентов музыкально-педагогического факультета педвуза // Мет. вопр. муз. восп. Сб. науч. тр. Минск, 1976.
  • Комплексно совершенствовать систему общего музыкального воспитания // Музыка. Вып. 5. Вильнюс, 1985.
  • Формирование мотивации профессиональной музыкально-педагогической деятельности у студентов музыкальных вузов // Пробл. подг. пед. кадров в муз. вузах. Тбилиси, 1986.
  • О профессиональной мотивации педагога-музыканта // Музыка в школе. 1988, №2.
  • Методологические проблемы музыкальной педагогики // Воп. теор. и прак. муз. пед. Минск, 1989.
  • Психолого-педагогические предпосылки становления мотивации профессиональной музыкальной деятельности // Воп. оптимизации муз. обуч. и восп. в высш. шк. Минск, 1993.
  • Музычная адукацыя Беларусі: канцэптуальныя падыходы рэформы і развіцця // Пытанні культуры і мастацтва Беларусі. Вып. 13. Мінск, 1994.
  • Генезис мотивационной сферы педагога-музыканта в контексте реформы высшего музыкального образования // Муз. обр. в контексте культуры: воп. теор., истор., методол. М., 1994.
  • Рэформа вышэйшай музычнай адукацыі як навуковая праблема //Весці БДПУ. № 1(3). Мінск, 1995.
  • Психолого-педагогические предпосылки и условия развития мотивационной сферы музыканта// Воп. подг. музыканта-педагога: Межвуз. сб. ст. Вып. 2 / Сост. А.Н. Якупов, М.М. Берлянчик // Магнит. гос. консер., Моск. гос. консер. им. П.И. Чайковского. Магнитогорск, 1997.
  • Концепция реформы музыкального образования в Беларуси (высшая школа) //Muzikos kulturos situacija nepriklausomoje lietuvoje. Vilnus, 1997.
  • Адзінства функцый мастацтва і навукі і станаўленне гуманістычнай накіраванасці адукацыі //Асновы мастацтва. Мінск, 1997. № 4.
  • Беларускае музыказнаўства: урокі гісторыі і перспектывы развіцця // Бел. сучас. мастацтвазнаўства і крытыка. Мінск, 1998.
  • Мотивация достижения и проблемы становления творческой личности музыканта // Muzikinio ugdymo problemos: zvilgsnis i XXI amziu. Vilnius, 1998.
  • Преемственность музыкального образования и проблемы диверсификации музыкально-образовательных систем // Muzikinis ugdimas: testinumo ir grandziu saveikos problemos. Vilnius, 1999.
  • Концептуальные проблемы реформы высшего музыкального образования // Вестник межд. акад. наук высш. шк. № 1(7). М., 1999.
  • Высшая музыкальная школа в контексте реформы образования. Вопросы методологии // Весці БДАМ. Мінск, 2001. № 1.
    Проблемы глобализации музыкального образования: взгляд в ХХI век //Музычная і тэатральная адукацыя: праблемы выкладання. Мінск, 2002. № 1(1).
  • Становление и развитие специальной педагогической подготовки в Белорусской государственной академии музыки (80-90 годы ХХ в.) //Муз. пед. и псих. Минск, 2002.
  • Методологические подходы к разработке научно-методических основ содержания музыкального образования // Воп. оптимизации содержания муз. обр. (школа–училище–вуз). Минск, 2002.
  • Музыкальное образование ХХI века в контексте глобализации культуры //XXI amziaus muzika ir teatras: paveldas ir prognozes. Vilnius, 2002.
  • О Государственной научно-технической программе «Культура» // Весці БДАМ. № 5, 2004.
  • Music Education of the 21st Century: Traditions and Innovations // Teacher Education (Reasearch Works). Šiauliai University, 2006. № 6.
  • Исполнительская школа как фактор музыкального искусства: вопросы методологии // Весці БДАМ, 2007. № 10.
  • Музыкальное образование ХХI века: традиции и инновации // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі: У 2 ч. Ч. 2: Прабл. тэатр., муз. і кінамастацтва ў кантэксце славянскіх культур у сучасным свеце. Ін-т мастацтвазнаўства, этналогіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі, навук. рэд. А.І. Лакотка. Мінск, 2007.
  • Высшая музыкальная школа: к новой парадигме образования ХХI столетия // Весці БДАМ, 2008. № 12.
  • Музыка как предмет междисциплинарного исследования (к проблеме научной интеграции в изучении художественной культуры) // Культура. Наука. Творчество: сб. науч. ст., вып. 2. Минск, 2008.
  • Исполнительская школа как фактор преемственности музыкального искусства и образования // Ист. муз. обр. и современность: фундаментальный и прикладной аспекты. Пермь, 2011.
  • Расширение информационного поля изучения и пропаганды белорусского композиторского творчества («Фонд Белорусской музыки») // Муз. культура Беларусі на скрыжаванні эпох / Склад. Т.С. Якіменка; Навук. працы БДАМ. Вып. 26. Серыя 1, Бел. муз. культура. Мінск, 2011.
  • Болонский процесс и вузы искусства: взгляд из Беларуси // Сборник тезисов докладов участников XVIII Академических чтений Международной академии наук высшей школы «Модернизация образования в России и государствах–участниках СНГ: достижения и потери». Россия, г. Звенигород Московской области, 17–19 октября 2012 г.
  • Слово об Учителе: Ирина Александровна Цветаева // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. № 20. Минск, 2012.
  • Высшая музыкальная школа и проблемы диверсификации образования (к критике Болонского процесса) // История современности: музыкальное образование на постсоветском пространстве (опыт, проблемы, перспективы): материалы международного симпозиума четвертой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / ред.-сост. В.И. Адищев; Науч. совет по проблемам истории муз. образования; Курск. гос. ун-т; Перм. гос. гуманит.-пед. ун.-т. Курск; Пермь, 2014.
  • Белорусская фортепианная школа: опыт исторической преемственности (о методологии генерализации творческого опыта в сфере исполнительского искусства) // Весці БДАМ, 2015. № 26.
  • Эстетика героического. Белорусская музыка о Великой Отечественной войне // Весці БДАМ, 2015. № 26.
  • Становление теоретических основ музыкальной дидактики в отечественной музыкально-педагогической науке (из опыта работы кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства Белорусской государственной академии музыки). Весці беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі : навукова-тэарэтычны часопіс. № 31. Минск, 2017
  • Диссертационные исследования в области педагогики как отражение современного состояния педагогической науки. Адукацыя і выхаванне. №4. Минск,
  • Яконюк, В.Л. Диссертационные исследования в области педагогики как отражение современного состояния педагогической науки. Система государственной аттестации научных работ­ников высшей квалификации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 14–15 сент. 2017 г.). Минск, 2017.
  • Электронный архив: новый опыт в оптимизации научной, творческой, учебной работы в Белорусской государственной академии музыки  / В. Л. Яконюк ; Е. В. Лисова // Весці беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. 2018. № 33. Минск, 2018
  • Музыкальная дидактика в XXI ст.: тенденции и инновации  // Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 44. Профессиональное музыкальное образование на современном этапе: традиции и новации. Минск, 2018
  • Содержание образовательной программы магистратуры в области музыкально-исполнительского искусства: практико-ориентированная модель / И. Ю. Оношко ; В. Л. Яконюк. Весці беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі.  № 33. Мінск, 2018
  • Эстетика героического. О белорусской музыке на тему Великой Отечественной войны. Культура. Наука. Творчество : сборник научных статей. Вып. 14: XVI Международная научно-практическая конференция (Минск, 14 мая 2020 г.). Минск, 2019
  • Становление и развитие специальной педагогической подготовки в Белорусской государственной академии музыки: традиции и инновации (к 40-летию создания кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства). Научные труды Белорусской государственной академии музыки.  Вып. 49. Вопросы теории и практики профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей.  Минск, 2020
  • Методологические основания исследования эффективности деятельности
  • учреждений среднего специального образования в области культуры и искусства… Весці беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі.  № 39. Минск, 2021.\

Учебные пособия:

  • Яконюк, В.Л. Развивающее обучение в классе фортепиано / В.Л. Яконюк. Минск, 1985.

Учебные программы:

  • Исполнительская практика (соавт). // Программы пед. инст. Сб. № 14. М, 1983.
  • Педагогика. Программа для муз. вузов. Минск, 1989.
  • Педагогіка. Праграма вуч. курса для выш. муз. навуч. устаноў і факультэтаў павышэння кваліфікацыі. Мінск, 1998.
  • Педагогіка. Праграма для сярэдніх спец. муз. навуч. устаноў. Спец. Г.11.19.00 «Інструментальнае выканальніцтва». Мінск, 1999.
  • Педагогика и психология высшей школы: уч. программа для студ. магистратуры БГАМ. Минск, 2009.
  • Специальная педагогическая подготовка: прогр. гос. экзамена учреждения высш. образования для группы специальностей 16 01 Искусство музыкальное для направления специальности 1-21 04 02-01 Искусствоведение (музыковедение). Минск, 2017.
  • Основы психологии и педагогики. Учебная программа учреждения образования по учебой дисциплине интегрированного модуля «Философия» для группы специальностей 16 01 Искусство музыкальное, для специальности 1-17 02 01 Хореографическое искусство (по направлениям), для направления специальности 1-24 04 02-01 Искусствоведение (музыковедениие). Минск, 2017.
  • Методика написания научно-методической работы. Учебная программа учреждения высшего образования для специальностей 1-16 01 01 Композиция, 1-16 01 03 Фортепиано. Минск, 2017.
  • Дидактика. Учебная программа учреждения высшего образования для специальностей 1-16 01 03 Фортепиано;1-16 01 04 Струнные смычковые инструменты (по направлениям); 1-16 01 01 Композиция; 1-16 01 06 Духовые инструменты (по направлениям); 1-16 01 07 Ударные инструменты; 1-16 01 08 Струнные народные щипково-ударные инструменты (по направлениям); 1-16 01 09 Баян-аккордеон. Минск, 2018.
  • Музыкальная педагогика: учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для группы специальностей 1-16 01 Искусство музыкальное. Минск,
  • Педагогика и психология высшего образования : учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности 1-16 80 01 Музыкальное искусство. Минск, 2021.

Составление и редакция сборников научных статей:

  • Вопросы теории и практики музыкальной педагогики. Сб. науч. тр. – Минск, 1980.
  • Вопросы оптимизации музыкального обучения и воспитания в высшей школе. Науч. тр. БАМ. Выпуск 3. Минск, 1993.
  • Музыкальная педагогика и психология: вопросы теории и практики /В.Л. Яконюк, В.Д. Кокушкин, К.И. Степанцевич и др. Минск, 2002.
  • Теория и практика профессиональной исполнительской и педагогической подготовки в высшей музыкальной школе/ред.-сост. В.Л. Яконюк; Науч. тр. БГАМ. Вып. 22. Серия 5. Вопросы истории и теории исполнительского искусства. Музыкальная педагогика. Минск, 2010.
  • Вопросы музыкального исполнительского искусства / сост. и науч. ред. В. Л. Яконюк; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 36. Серия 5. Вопросы теории и истории исполнительского искусства. Музыкальная педагогика. Минск: УО «Белорусская государственная академия музыки», 2015.
  • Белорусское музыкальное исполнительство в контексте художественной культуры / сост. и науч. ред. В.Л. Яконюк; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 38. Серия 5: Вопросы теории и истории исполнительского искусства. Минск: УО «Белорусская государственная академия музыки», 2016.
  • Научные труды Белорусской государственной академии музыки / Министерство культуры Республики Беларусь, Учреждение образования «Белорусская государственная академия музыки» : Вып. 49 : Вопросы теории и практики профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей / составители В. Л. Яконюк, И. Ю. Оношко ; главный редактор Е. Н. Дулова. — Минск : Белорусская государственная академия музыки, 2020.

Нотные издания:

  • «Я іграю на раялі». Мінск: «Беларусь», 1992. 2-е выд. 1994 г. (Сааўтарства – Г.М. Вагнер).
  • «Я іграю на раялі». Альбом другі. Мінск: «Беларусь», 1996. (Сааўтарства – Г.М. Вагнер).
  • Яконюк В. Л. «Спадчына». 100 урокаў піяніста-пачаткоўца. Сшытак першы «Восень». Минск: Канцілена, 1994.
  • Яконюк В. Л. «Спадчына». 100 урокаў піяніста-пачаткоўца. Сшытак другі «Зіма». Минск: Канцілена, 1994.

Литература:

  • ЯКАНЮК Вадзім Лявонцьевіч // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 18. Кн. 1: Дадатак: Шчытнікі – ЯЯ / Рэдкал.: Г.П.Пашкоў і інш. Мінск: БелЭн, 2004;
  • Пяткевіч А.М. Людзі культуры з Гродзеншчыны: Даведнік. Гродна: ГрДУ, 2000;
    Белорусская ордена Дружбы Народов государственная консерватория им. А.В. Луначарского (очерки истории). – Мінск: Выш. шк., 1984;
  • Кокушкин, В.Д. Из истории кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства // Музыкальная педагогика и психология: вопросы теории и практики. Мінск: БГАМ, 2002;
  • Беларускі дзяржаўны педагагічны універсітэт імя Максіма Танка: гістотрыя і сучаснасць (1922-2002 гг.). Мінск: БДПУ, 2002;
  • «И снова в путь? И снова в путь!..». Интервью с В.Л. Яконюком (подготовила О.Г. Шевченко). Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. №29, 2016.
pic pic pic