Кафедра композиции

Войтик Виктор Антонович

Должность: Профессор кафедры композиции
Ученое звание: Профессор (2014)
Почетное звание: Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь (1995)
Образование: Белорусская государственная консерватория (1972, класс композиции А.В. Богатырёва); ассистентура-стажировка в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (1975, класс А.С. Лемана)
Преподаваемые дисциплины: Композиция, Полифония, Анализ музыкальных форм, Инструментовка, Чтение и анализ партитур, Аранжировка


Войтик Виктор Антонович родился 3 сентября 1947 в г.Гродно (Республика Беларусь).

В. Войтик заявил о себе, будучи студентом Белорусской государственной консерватории. Пытливый дух поиска отличает сюиту «Золотой ключик», «Сюиту в старинном стиле» для цимбал, в которых своеобразно объединены белорусский инструментальный колорит, утончённая галантность танцев эпохи барокко и гармонические идеи XX века. Консерваторский период творчества завершился кантатой на стихи М. Богдановича «Як хадзіў камар у сваты» и Первой симфонией, имевшей программное заглавие «Каложа». Музыка объединяла в себе такие стилевые черты как фольклорная интонация, экспрессивная гармония и театральная яркость всех элементов ткани.

В середине 70-х годов, во время ассистентуры-стажировки Московской консерватории, В. Войтик написал ряд новых крупных сочинений, в которых ощущается повышенный интерес к оркестровой красочности и яркого народного слова. Это сюита «Забавы», «Сюита-парафраза», Вторая симфония, Концерт для камерного оркестра, кантата «Казацкие песни». Решение каждого произведения необычайно своеобразно, не сковано ни жанровыми, ни стилистическими традициями. Так, кантата «Казацкие песни», посвящённая известному белорусскому музыканту Г. Ширме, основана на свободной интерпретации оригинальных песен казацкого фольклора, сюита «Забавы», написанная в стиле «новой фольклорной волны», – на богатстве народной карнавально-игровой культуры, связанной с обрядом калядования, оркестровая пьеса «Тихая мечта» — на национальном колорите звучания, который достигается с помощью инструментов народного оркестра. За ораторию «Память Хатыни» на Всесоюзном конкурсе студентов-композиторов, состоявшемся в Москве в 1976 году, В. Войтику была присуждена I премия и присвоено звание лауреата. Оратория «Память Хатыни» — это рассказ, ведущийся от лица погибших: стариков, женщин, детей. Интонационное развитие произведения в большой степени обусловлено ритмическим строение стихов Г. Буравкина и Р. Тармолы. Нередко мелодия напоминает устную речь или совмещает вокальные распев и слово.

Среди наиболее значительных произведений 80-х годов – Концерт для кларнета и камерного оркестра, Концерт для цимбал и симфонического оркестра, Симфоническая поэма «Іван – сялянскі сын», которые свидетельствуют о свободном владении композитором различными стилевыми техниками: от классических до додекафонии, и сонористики. В этих произведениях идея синтеза получила завершённое музыкальное воплощение.

Отдельную область творчества В. Войтика составляет вокальная музыка. На протяжении всего творческого пути он пишет песни, романсы, хоры, свидетельствующие о его бережном отношении к белорусскому слову и речевой интонации.

Значительным произведением зрелого периода явилась опера для детей «Весенняя песня», в которой раскрываются извечные проблемы дружбы и верности, искренности человеческих отношений. В опере, как и в симфонии «Последняя осень поэта», сконцентрированы важнейшие стороны творческой манеры композитора.

Музыка для цимбал в творчестве композитора занимает особое место. В ней расширяется образная сфера, смело используются новые исполнительские возможности инструмента, оригинально сочетаются звукоизобразительность, новые достижения современного музыкального языка и фольклорная интонационность. В «Акварелях», этюдах, Сонате для двух цимбал композитор придал особенный смысл цимбальному колориту, трактуя его как носителя музыкальной образности и утончённых эмоций.

Своеобразие музыки обобщается стремлением выявить внутреннее единство между различными художественными направлениями. Успех многочисленных творческих решений обусловлен, прежде всего, оригинальной точкой зрения на глубинные слои белорусского фольклора. В программной музыке, где по-театральному яркая образность сочетается с глубокой философской мыслью и лирическим открытием, композитор расширяет идею стилистического синтеза, трактуя его как внутреннюю, смысловую гармонию различных проявлений современного мира. Эта философская идея  занимает центральное место в Концерте-симфонии для трубы и симфонического оркестра «Lux aeterna» (соч. 2015г.)

Музыка В. Войтика привлекает к себе своей яркой эмоциональностью, красотой, чистосердечностью музыкального высказывания. Она звучит в концертах, на радио и телевидении, вызывая слушательский интерес.

Публикации:

  • Некоторые психологические аспекты работы композитора с народной песней. – Минск, 2008;
  • Музыкальное произведение как информационный кластер. – Минск, 2015;
  • Музыку создаёт народ. – Минск, 2016.

Учебная программа:

  • Обработка народных тем и сочинение. – Минск, 2011.

Записи на CD:

  • Вероника Прадед: Цимбалы соло. – «Акварель», 4:08. «Там, каля млына», 2:38. «ОООО Вигмагрупп». Мн., 2013.
  • Вероника Прадед: Цимбалы и фортепиано I. – «Гуканне вясны», 3:25. «Мотыльки». Рондо. 2:25. «ОООО Вигмагрупп». Мн., 2013.
  • Вероника Прадед: Цимбалы и оркестр, I. – Адажио, 6:38. «ОООО Вигмагрупп». Мн., 2013.
  • Вероника Прадед: Цимбалы и оркестр, II; — Концерт для цимбал «Молодая Беларусь» Исп. Вероника Прадед и симфонический оркестр Национальной Белтелерадиокампании /БРТ/. Дир. Юрий Караваев. 18.53. ЧП «Планета Вигма». Минск, 2016.

Литература о педагоге:

  • Щербакова, Т. С мыслью о человеке // Сов. Музыка. – 1977. – №3. – С. 29-31.
  • Лінкоўская, Н. Памяці Хатыні //ЛІМ. ­– 1978. – 27 кастр.
  • Сцепуро, Л.  Камерно-оркестровые жанры в творчестве белорусских композиторов 60 –70-х годов // Вопросы культуры и искусства Белоруссии. – Вып. 4. – М., 1985.
  • Гарэлава, Г.  Харошы падарунак «Мелодыі» // Мастацтва Беларусі. – №10.
  • Щербо, Т.  Сюитность и сюитные жанры в творчестве белорусских композиторов // Белорусская советская музыка на современном этапе. – Мн., 1990.
  • Мдзівані, Т. Войцік Віктар Антонавіч // Кампазітары Беларусі. Мн., “Беларусь”. – 1997. – С. 165–169.
  • Кабановіч, А.  Віктар Войцік: «Я не кампазітар-інтуітывіст» // Мастацтва. – №2. – 30 лютага 1999.
  • Бунцэвіч, Н.  Сцэнарый п’есы між мінулым і будучым // Культура. – № 36. – 12–14 верасня 2007.
  • Бунцэвіч, Н. Школьная опера ў… лесе //Культура. – №3. – 19–25 студзеня 2009.
  • Пяцько, В. Юбілейная восень Паэта. //ЛІМ. – №18. – 31 верасня 2012.
  • Мушынская, Т. Гукавы код нацыі // Мастацтва. – №3. – Сакавік 2013.
  • Мдивани, Т.  Войтик Виктор Антонович //Композиторы Беларуси. Мн., «Беларусь». – 2014. – С. 241–246
  • Берестень С.  Молодой столетний человек // Неман. – №11. – 2015. – С. 192–209.
pic pic pic