Кафедра теории музыки

Шиманский Николай Васильевич

22.07.1947, д. Колядичи, Минская обл., Беларусь.

Музыковед, кандидат искусствоведения (1985), доцент (1990), доктор искусствоведения (2017), профессор (2020). Член Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения (2017).

Окончил Белорусскую государственную консерваторию (1969) по специальности «Музыковедение» (класс профессора Н.И. Аладова) и аспирантуру Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского под руководством доктора искусствоведения, профессора В.В. Протопопова (1973).

С 1973 работает на кафедре теории музыки, с 1986 – в должности доцента, с 2017 – в должности профессора.

Ведет ряд учебных дисциплин у студентов специальности «Искусствоведение» (музыковедение): полифония, методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин, методология современного музыкознания, специальный класс. Осуществляет научное руководство работами магистрантов и аспирантов.

Разработал специальные курсы: «Полифония», «Ранняя полифония», «Методология музыковедческого исследования» для студентов специальности «Искусствоведение (музыковедение)», «Методология современного музыкознания» для студентов магистратуры, «Мелодическое пение» для учащихся Минского духовного училища, курс лекций о полифонии И.С. Баха для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки.

Руководил Студенческим научно-творческим обществом Белорусской государственной консерватории (1980–1985). В 1986–1995 заведовал кафедрой теории музыки. Член совета Фортепианного и композиторско-музыковедческого факультета (1995–2016). Инициатор и один из организаторов Певческих академий в г. Гомеле (1995–1997).

Научные интересы сосредоточены в области полифонии и ранней полифонии – дисциплины, которая впервые сформулирована в белорусском музыкознании. В связи с этим было разработано учение о типологии многоголосия на основе обширного исторически-теоретического материала, включая образцы музыки современных белорусских композиторов. Также в русле научных интересов находятся вопросы связи музыки и математики, проблема транскрибирования, систематика нотаций, музыкальная поэтика и др.

Выступал научным руководителем разработки и выполнения научных заданий в рамках Тематического плана научных исследований и разработок, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства культуры Республики Беларусь:

научное задание – создание научного монографического издания «Полифония в белорусской музыке ХХ – начала ХХI-го века».

Член редакционных советов научно-издательского центра «Социосфера», журнала «Южно-Российский музыкальный альманах» и журнала «Вести» (Белорусская государственная академия музыки).

С 2018 является председателем Научно-методического совета по искусству музыки и входит в состав президиума совета учебно-методического объединения по образованию в области культуры и искусств. С 2019 г. по настоящее время – председатель Совета по защите докторских (кандидатских) диссертаций Д 09.01.01 по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство».

Награжден грамотами и дипломами Министерства культуры Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Минского епархиального управления Белорусской Православной Церкви.

По линии религиозных организаций принимал участие в работе Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения (Москва). Награжден медалью Белорусской Православной Церкви святителя Кирилла Туровского (2019).

Кандидатская диссертация: Полифония в симфониях Н.Я. Мясковского / Московская государственная консерватория. Москва, 1985.

Докторская диссертация: Раннее многоголосие в литургической музыке Западноевропейского Средневековья (к типологии органума) / Белорусская государственная академия музыки. Минск, 2017.

    Публикации:

  • Типология многоголосия в литургической музыке западноевропейской традиции: феномен архаического вокально-ансамблевого интонирования: исследование. — Минск, 2006.
  • Полифонический тематизм в симфониях Н. Я. Мясковского // Вопросы музыкальной формы. — М., 1985. — Вып. 4.
  • Некоторые особенности многоголосия в белорусской советской музыке 60–80-х годов // Белорусская советская музыка на современном этапе. Теоретические очерки: сб. науч. тр. / Белорус. гос. консерватория им. А. В. Луначарского; ред.-сост. А. А. Друкт. – Минск, 1990. – С. 96–104.
  • О роли ритма в полифонии Белы Бартока // Музыкальное искусство XX века: Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции: сб. науч. тр. — М., 1992.
  • Контрапункт в полифоническом сборнике Д. Шостаковича «24 прелюдии и фуги»: Опыт историко-стилистического анализа // Вопросы методологии современного музыкознания: научные труды Белорусской государственной академии музыки. — Минск, 1997. — Вып. 5.
  • Ранний органум как историко-культурное явление (типологический анализ) // Теоретическое музыкознание на рубеже веков: сб. ст. / Белорус. гос. академия музыки; сост. и науч. ред. Е. Н. Дулова. – Минск, 2002. – С. 104–119.
  • Музыкально-теоретические труды А. А. Друкта // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. — 2002. — № 3.
  • Мелодическое пение как специальный курс в цикле музыкально-теоретических дисциплин // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института: материалы. — М., 2003.
  • Проблема контрапункта в «стопной» музыке / Н. В. Шиманский // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2006. – № 8. – С. 29–34.
  • Многоголосие Палестрины в контексте посттридентской духовности. 29 мотетов на тексты «Песни песней» / Н.В. Шиманский // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2006. – № 9. – С. 29–34.
  • Учение о церковном образе как основа для типологического анализа многоголосия в музыке Западной церкви // Методологическая функция христианского мировоззрения в музыкознании: межвуз. сб. науч. ст. / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, УГАИ им. З. Исмагилова; отв. ред.-сост. В. В. Медушевский. – Москва–Уфа, 2007. – С. 124–142.
  • Типологические особенности раннего многоголосия Средневековья / Н. В. Шиманский // Культура. Наука. Творчество: сб. науч. ст. / Белорус. гос. академия музыки; редкол.: В. И. Кураш [и др.]. – Минск, 2008. – Вып. 2. – С. 102–108.
  • О систематике первичных форм многоголосного интонирования и архаическом контрапункте / Н.В. Шиманский // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2009. – № 14. – С. 81–87.
  • Темброво-фактурные и модальные свойства раннего органума / Н.В. Шиманский // Вести Института современных знаний. – 2010. – № 3 (44). – С. 36–41.
  • Мелизматический органум как тип многоголосия / Н. В. Шиманский // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі / Ін-т мастацтвазн., этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі; навук. рэд. А. І. Лакотка. – Мінск: Права і эканоміка, 2010. – Вып. 9. – С. 197–203.
  • Ранний этап в церковно-певческой культуре западного типа / Н. В. Шиманский // Весці Беларус. дзярж. акадэміі музыкі. – 2010. – № 16. – С. 85–88.
  • Функции литургического многоголосия Средневековья / Н. В. Шиманский // Весці Беларус. дзярж. акадэміі музыкі. – 2010. – № 17. – С. 62–66.
  • Элементы музыки устной традиции в многоголосии Средневековья / Н.В. Шиманский // Музычная культура Беларусі на скрыжаванні эпох: зб. навук. прац / Беларус. дзярж. акадэмія музыкі. Сер. 1, Беларус. муз. культура; склад. Т. С. Якіменка. – Мінск, 2011. – Вып. 26. – С. 262–274.
  • Ранние формы хоральной нотации в музыке Средневековья / Н. В. Шиманский // Весці Беларус. дзярж. акадэміі музыкі. – 2014. – № 25. – С. 142–147.
  • Реформа Гвидо и невменное письмо в условиях диастематики / Н. В. Шиманский // Музычная культура Беларусі і свету: традыцыі вуснай і пісьмовай творчасці: зб. навук. прац / Беларус. дзярж. акадэмія музыкі; склад. І. Д. Назіна, В. У. Дадзіёмава. – Мінск, 2015. – Вып. 35. – С. 189–197.
  • Поліфанія // Культура Беларусі: энцыкл.: у 6 т. / рэдкал.: У. Андрыевіч (гал. рэд.) [іінш.]. – Мінск: Бел. энцыкл. імяП. Броўкі, 2010 – 2015. – Т. 6. – 2015. – С. 205–206.
  • Проблемы раннего многоголосия в период школы Нотр-Дам (на примере органумов Перотина) / Н. В. Шиманский // Южно-Российский музыкальный альманах. – № 1 (22), 2016. – С. 5 – 11; Поліфанія, паліфонія / М. В. Шыманскі // Культура Беларусі: энцыкл.: у 6 т. / рэдкал.: У. Андрыевіч (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск: Белар. энцыкл. імя П. Броўкі, 2010 – 2015. – Т. 6.  – 2015. – С. 205 – 206.
  • Šimanskis, N. Daži aspekti Rietumeiropas agrīnā kontrapunkta vēsturē: akvitāņu daudzbalsības izpēte vēsturiskās evolūcijas rakursā / N. Šimanskis // Mūzikas akadēmijas raksti / Jāzepa Vītola Latvijas Mūzikas akadēmija. – 2013. – № IX. – S. 6–22; Shymansky, N. V. Principles of  lines coordination in the early organum / N. V. Shymansky // Paradigmata Poznání. – № 1, 2016. – P. 111–114.
  • Оконструированиихудожественногостилявмессе “Gregorianica” А. Литвиновского / Н. В. Шиманский // Literature and art of the new century : the transformation process and the continuity traditions: materials of the International scientific conf. on Jan. 20–21 2016, Prague; ed. by V. V. Lipich. – Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2016. – P. 59–61.
  • Shymansky, N. V. Principles of lines coordination in the early organum / N. V. Shymansky // Paradigmata Poznání. – № 1, 2016. – P. 111–114.
  • Исчисление времени в музыке школы Нотр-Дам / Н.В.Шиманский // Вести Белорусской государственной академии музыки. — 2018. — №32. – С. 107 – 116.
  • Ранняя система модального контрапункта в период аквитанского многоголосия / Н.В.Шиманский // Вести Белорусской государственной академии музыки. — 2019. — №34. – С. 69 – 81.
  • Музыкальная терминология западно-европейского Средневековья в период органумной практики (до 1300 г.). / Н.В. Шиманский // Актуальные проблемы терминологии в контексте белорусского музыкознания. Сост. Т. А. Титова; Научные труды БГАМ. — Вып. 47. — Серия 3. Вопросы теории музыки. — Мінск, – С. 3 – 24.
  • О значении музыкального элемента в богослужебном пении РПЦ / Н.В.Шиманский // Научные материалы сотрудников Минской духовной академии. Сост. А.Е. Федюнькина. — Минск, 2019.

    Учебные программы:

  • Методология современного музыкознания: Экспериментальный курс: тезисы лекций для студентов отделения музыковедения / редкол.: Н. В. Шиманский (ред.-сост.) [и др.]; Белорус. гос. академия музыки. – Минск, 1992. – С. 16–35.
  • Полифония: программа-конспект для музыкальных вузов. Специальность Г.11.16.00 / Н. В. Шиманский; Белорус. гос. академия музыки. – Минск, 2002.
  • Методология современного музыкознания: учеб. программа для студентов магистратуры Белорус. гос. академии музыки / Н. В. Шиманский; Белорус. гос. академия музыки. – Минск, 2008.
  • Теория музыки (полифония) : программа для музыкальных вузов. Специальность 1-16 01 02-02 / Н. В. Шиманский, Е. В. Куракина; Белорус. гос. академия музыки. – Минск, 2013.
  • Полифония: типов. учеб. программа для вузов по направлению специальности 1-21 04 02-01 Искусствоведение (музыковедение) / Н. В. Шиманский; Белорус. гос. академия музыки. – Минск, 2020.

Материалы конференций:

  • Аб духоўных пачатках пеўчай культуры на Беларусі // Пеўчая акадэмія «Сучасны стан пеўчых традыцый на Беларусі»: тэзісы I, II, III тэарэт. канф., Гомель, 7–9 лютага 1995 г., 14–16 лютага 1996 г., 18–21 лютага 1997 г. / Гомельскі каледж мастацтваў імя Н. Ф. Сакалоўскага; рэд.-уклад. Г. Г. Осіпава. – Гомель, 1997. – С. 9–11.
  • О типологии многоголосия в хоровой музыке белорусских композиторов (последняя треть ХХ столетия) // Проблемы национальных музыкальных культур на рубеже третьего тысячелетия: материалы междунар. науч. конф. «Цивилизация и культура: проблема актуальности национального фактора на рубеже третьего тысячелетия (музыкальный аспект)», Минск, 29–30 октября 1998 г. / Белорус. ин-т проблем культуры, Белорус. союз композиторов, Белорус. авторский фонд композиторов; под общ. ред. А. С. Соколова. – Минск, 1999. – С. 187–196.
  • Элементы комбинаторики в полифоническом мышлении И. С. Баха: Контрапункты «Искусства фуги» / Н. В. Шиманский // Вечные ценности музыки: К 250-летию со дня смерти И. С. Баха: материалы науч. конф., Минск, 5–7 декабря 2000 г. – Минск: Белорус. гос. академия музыки, 2001. – С. 22–33.
  • Типология многоголосия в спецкурсе полифонии: (Музыка западноевропейской традиции) // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии: материалы науч. конф., Москва, 20–22 ноября 2002 г. / РАМ им. Гнесиных; ред.-сост. Л. С. Дьячкова. – Москва, 2004. – С. 93–100.
  • Из опыта типологизирования многоголосных систем: примитивное религиозное сознание в контексте современности / Н. В. Шиманский // Современный мир и национальные музыкальные культуры: материалы междунар. науч. конф. «Национальные традиции и современность», Минск, 5–7 окт. 2004 г. / Белорус. гос. ин-т проблем культуры, Белорус. гос. филармония; редкол.: В. П. Скороходов [и др.]. – Минск, 2004. – С. 91–99.
  • Основные понятийные категории типологии многоголосия / Н. В. Шиманский // Архетипы и архетипическое в культуре и социальных отношениях: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Пенза – Ереван – Прага, 5–6 марта 2010 г. / Науч.-изд. центр «Социосфера»; редкол.: С. В. Волков [и др.]. – Пенза – Ереван – Прага, 2010. – С. 86–92.
  • Эволюция средневековых речевых знаков в музыкально-речевые // Этногенез и ранняя история народов Евразии: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Пенза – Прага, 5–6 апреля 2010 г. / Научно-изд. центр «Социосфера»; редкол.: С. В. Волков [и др.]. – Пенза – Прага, 2010. – С. 134–141.
  • Традиции и новаторство в музыке западной церкви: фактор аджорнаменто // Искусство в прошлом и настоящем: материалы Междунар. науч. конф., Красноярск, 9–10 апреля 2010 г. / Красноярск. гос. академия музыки и театра; редкол.: Н. В. Винокурова [и др.]. – Красноярск, 2010. – С. 91–95.
  • Органум как архетип литургического многоголосия Средневековья // История освещает путь современности: К 100-летию со дня рождения В. В. Протопопова: материалы Междунар. науч. конф. / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского; ред.-сост. Т. Н. Дубравская, Н. И. Тарасевич. – М.: Московская консерватория, 2011. – С. 51–60.
  • Shymanskij, N. V. Typological peculiarities of rhythm in Perotin’s organums / N. V. Shymanskij // Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Прага, 20–21 сентября 2013 г. / Науч.-изд. центр «Социосфера»; редкол.: С. Н. Волков [и др.]. – Прага, 2013. – С. 118–120.
  • Этногенез многоголосия и современная белорусская музыка // Этналогія: генезіс традыцыйнага: матэрыялы міжнар. навук. канф., Мінск, 25–26 красавіка 2014 г. / Бел. дзярж. нац.-тэхн. ун-т; рэдкал.: Н. П. Мартысюк (адк. рэд.), М. В. Макарыч. – Мінск: БНТУ, 2015. – С. 38–41.
  • Раннеемногоголосиекакпредметакадемическойнауки // Traditional and modern culture: history, actual situation, prospects : materials of the 5th International scientific conf. on Sept. 20–21 2015, Prague; ed. by S. N. Volkov. – Prague: Sociosféra-CZ, 2015. – P. 52–54.
  • Оконструированиихудожественногостилявмессе «Gregorianica» А. Литвиновского // Literature and art of the new century: the transformation process and the continuity traditions: materials of the International scientific conf. on Jan. 20–21 2016, Prague; ed. by V. V. Lipich. – Prague: Sociosféra-CZ, 2016. – P. 59–61.
  • Из наблюдений над темброво-фактурной организацией Баховской фуги. Тезисы докладов. — С-Пб., 2017.

Составление, редактирование:

  • Вопросы методологии современного музыкознания: научные труды Белорусской государственной академии музыки. — Вып. 5. – Минск, 1997.
  • Вахромеев В. А. Учебник церковного пения: в 2 т. — Минск, 2011.