Кафедра истории музыки и музыкальной белорусистики

Олейникова Эльвира Анатольевна

Должность: Доцент кафедры истории музыки и музыкальной белорусистики
Ученая степень: Кандидат искусствоведения (1990)
Ученое звание:  Доцент (1997)
Образование: Белорусская государственная  консерватория им.А.В Луначарского (1980, класс Н.Н. Юденич), аспирантура ИИЭФ АН БССР под руководством Г.Г. Кулешовой (1986)
Преподаваемые дисциплины: История русской музыки, История музыки стран Евразии, История музыки России ХХ‑XXI веков, Специальный класс, Научное руководство магистерской диссертацией, Научное руководство кандидатской диссертацией


Родилась 26 апреля 1956 года.

После окончания Белорусской государственной  консерватории им. А. В Луначарского в 1980‑1983 работала преподавателем дисциплин музыковедческого цикла в Гродненском музыкальном училище; в 1986‑1988 ‑ научным сотрудником отдела музыкального  искусства ИИЭФ АН БССР; в 1988‑1991 – музыкальным  редактором  Управления  искусств Министерства культуры БССР.

Кандидатская диссертация: «Поэзия Максима Богдановича в творчестве белорусских композиторов» / Гос. консерватория ЛитССР. ‑ Вильнюс, 1990.

В учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» работает с 1991 года, в 2005‑2018 гг. возглавляла кафедру истории музыки.

Является авторитетным в стране специалистом-музыковедом, автором научных публикаций, составителем и рецензентом сборников научных статей, учебных программ и учебно-методических комплексов, членом общественных организаций «Белорусский союз композиторов», «Белорусский союз музыкальных деятелей».

Член жюри по созданию нового Гимна РБ; постоянный член худсовета Министерства культуры РБ по приобретению музыкальных произведений белорусских композиторов; член жюри республиканского конкурса театрального искусства «Национальная театральная премия» (2014, 2016). Автор свыше 120 передач, вошедших в Национальный фонд НГТРК РБ.

Научные интересы охватывают разнообразные проблемы отечественной музыки, синтеза искусств, компаративистики, композиторского творчества.

В 2006—2010 участвовала в гос. программе «Культура» в создании «Фонда бел. музыки ХХ столетия». Науч. рук. науч.-исслед. тем каф. «Отечественная и мировая муз. культура: особенности ист. развития и пути взаимодействия» (2011—2015), «Муз. искусство Беларуси в контексте мирового муз. процесса: на пути к нац. самоидентификации» (с 2016).

Ученики неоднократно участвовали в науч. конф., становились победителями респ. и междунар. конкурсов студ. работ: В. Рыдкина (2011), Е. Мороз (2012), И. Филимович (2014), М. Сысоева (Москва, 2010), В. Петько (Тбилиси, 2012), Л. Петрова (Тбилиси, 2012), Е. Мороз (Москва, 2013). Науч. рук. канд. дисс. Чжан Юань (2016). Более 60 защитившихся магистрантов работают в ведущих ун-тах КНР.

Автор первой в респ. пластинки «Беларускія народныя казкі» (фирма «Рус. диск»; 1993).

Награждена Почетными грамотами городского совета депутатов (2003), Министерства культуры РБ (2008, 2016), Почетным знаком Министерства культуры РБ (2010), Грамотой министерства образования РБ (2012), лауреат I премии Спец. фонда Президента РБ по соц. поддержке одаренных учащихся и студ. (2013).

Автор статей в «Энцыкл. літаратуры і мастацтва Беларусі», энциклопедии «Гісторыя Беларусі», газ. «Сов. Белоруссия», «Знамя юности», «Чырвоная змена», «Культура», «Вечерний Минск».

Публикации:

  • Музыкальный театр Белоруссии: (дооктябрьский период). ‑ Минск, 1990 (в соавт.);
  • Мастацтва: вучэбны дапаможнік-хрэстаматыя па сусветнай мастацкай культуры для 10 класа.— Мінск, 1998 (в соавт.).

Статьи:

  • В лучах Серебряного в. (муз.-поэтическая проблематика в бел. литературоведении начала ХХ в.) // Весці БДАМ.— 2002.— № 2;
  • С. Г. Нисневич: старейшина бел. музыкознания, историк, педагог // Страницы истории БГАМ.— Минск, 2007;
  • Духовные парадигмы в творч. соврем. бел. комп. // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі: зб. арт.— Мінск, 2007.— Вып. 2;
  • Поэзия и музыка: к проблеме структурно-композиционных и интонационно-звуковых аналогий // Бел. ист. музыкознание: науч. парадигмы, тенденции, перспективы.— Минск, 2008.— Вып. 16;
  • Тенденции неосакрализации муз. жанров в творч. комп. славянских регионов постсов. пространства // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі.— Мінск, 2008.— Вып. 5;
  • Свет муз. паэтычных рэалій «Беларускага песеннага зборніка» Міколы Куліковіча // Весці БДАМ.— 2009.— № 14;
  • Мікола Равенскі: на шляху да спасціжэння стылю // Весці БДАМ.— 2010.— № 16;
  • Рус. поэзия в вок. творч. комп. Беларуси // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі.— Мінск, 2011.— Вып. 11;
  • «Знае сэрца — зноў сонца заззяе…»: роздум аб вакальнай спадчыне Эльзы Зубковіч // Навук. працы БДАМ.— Мінск, 2011.— Вып. 26: Музычная культура Беларусі на скрыжаванні эпох;
  • Проблемы худ. адекватности интерпретации поэтического текста в кам.-вок. музыке бел. комп. // Музыка и слово: аллюзии, контакты, взаимодействия.— Минск, 2012;
  • Музыка — живопись — литература: проблемы компаративистского анализа // Науч. тр. БГАМ.— Минск, 2014.— Вып. 33: Музыка в синтезе искусств;
  • Проблемы «диалога» слова и музыки в вок. произв. бел. комп.: (на примере творч. Н. И. Аладова) // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі.— Мінск, 2016.— Вып. 21;
  • Вопросы театральности рус. вок. музыки ХIХ в.: истоки, традиции и перспективы // Науч. тр. БГАМ.— Минск, 2017.— Вып. 37: Театр и театральность в реалиях отечественной и заруб. музыки.

Составление:

  • Из истории БГАМ.— Минск, 2007;
  • Из истории каф. композиции БГАМ, 1932—2007: кам.-вок. произв.— Минск, 2007 (в соавт.);
  • Соврем. проблемы комп. творч. // Науч. тр. БГАМ.— Минск, 2010.— Вып. 24;
  • Музыка и слово: аллюзии, контакты, взаимодействия // Науч. тр. БГАМ.— Минск, 2012.— Вып. 27;
  • Страницы истории рус. музыки: очерки, ст.: к юбилею Т. А. Щербаковой.— Минск, 2012;
  • Музыка в синтезе искусств // Науч. тр. БГАМ.— Минск, 2014.— Вып. 33;
  • Театр и театральность в реалиях отечественной и заруб. музыки // Науч. тр. БГАМ.— Минск, 2017.— Вып. 37.
pic pic pic