Кафедра теории музыки

Пороховниченко Марина Евгеньевна

Должность: Заведующий кафедрой теории музыки
Ученая степень: Кандидат искусствоведения (1997)
Ученое звание: Доцент (2008)
Образование: Белорусская государственная консерватория им. А.В.Луначарского (1987, класс А.А. Друкта), там же аспирантура под руководством А.П. Милки
Преподаваемые дисциплины: Хоровое сольфеджио, Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин, Специальный класс


Родилась 19 мая 1964 в г.Хабаровске (Россия).

Член Белорусского союза музыкальных деятелей (1989), Ассоциации белорусских исследователей музыки (2019).

С 1987 по 2019 работала в Средней специальной музыкальной школе при Белгосконсерватории (ныне Республиканская гимназия-колледж при БГАМ) в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин, с 2000 заведовала цикловой комиссией музыкально-теоретических дисциплин, с 2004 по 2019 – заместитель директора по учебной работе специального цикла.

С 1998 – штатный совместитель кафедры теории музыки Белорусской государственной академии музыки, с 2002 – в должности доцента кафедры, с 2019 – основной сотрудник академии музыки (доцент кафедры теории музыки), с 2021 – заведующий кафедрой теории музыки.

Участник международных научно-методических и научно-практических конференций и семинаров, председатель жюри республиканских музыкально-теоретических олимпиад, разработчик учебных планов, составитель учебных программ и учебно-методических комплексов для учреждений среднего специального и высшего образования.

Сфера научных интересов — проблемы музыкального образования, современная концепция сольфеджио на уровне национальной образовательной модели: состояние, проблемы, перспективы. В центре исследовательского внимания – методология сольфеджио, вопросы развития музыкального слуха и музыкального мышления.

Проводит мастер-классы, семинары-практикумы и открытые уроки, читает лекции по проблемам преподавания сольфеджио и музыкально-теоретических дисциплин в нашей стране и за ее пределами (Россия, Украина, Литва). Имеет авторские методики хорового и инструментального сольфеджио. Обладатель Диплома Гран-При на Седьмом Международном конкурсе «Классика и современность» (Екатеринбург, Россия, 2019) в номинации «Печатное учебное пособие» и Диплома победителя (1 место) конкурса научных работ Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики»  в секции «Музыкальное образование» (Пенза, Россия, 2021).

Выступала научным исполнителем (в составе научной группы) разработки и выполнения научных заданий в рамках Тематического плана научных исследований и разработок, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства культуры Республики Беларусь:

  • научное задание «Разработать научно-методические основы усовершенствования системы непрерывной подготовки специалистов по направлению специальности «Дирижирование (академический хор)» в гимназиях-колледжах искусств и учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» (2016).
  • научное задание «Разработать научно-методологические подходы к анализу деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры в Республике Беларусь. Создать рекомендации по определению эффективности деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры» (2020).

Награждена Благодарностью Министра культуры Республики Беларусь (2011), Грамотой (2014) и Почетной грамотой (2015) Министерства культуры Республики Беларусь, нагрудным знаком «За вклад в развитие культуры Республики Беларусь» (2019).

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство: «О диалогичности симфоний Гии Канчели». Научный руководитель:  доктор искусствоведения, профессор А.П. Милка; СПб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 1995).

Публикации:

  • О музыкальной поэтике (семантический подход в музыкознании): тезисы лекций для студ. отд. музыковедения // Методология современного музыкознания. Экспериментальный курс.— Минск, 1992.
  • К вопросу о звукосмысловой организации симфоний Г. Канчели // Проблемы и методы анализа музыкального текста.— Ереван, 1992.
  • Звукосмысловые комплексы в синтаксической структуре симфоний Г. Канчели.— Деп. в НИО «Информкультура» Российской гос. б-ки 22.11.1993, № 2791 (рукопись).
  • О некоторых особенностях синтаксической структуры симфоний Г. Канчели // Периферия в культуре.— Новосибирск, 1994.
  • Диалог в семантико-драматургической системе симфоний Г. Канчели.— Деп. в НИИ «Белинформпрогноз» 10.06.1996, № 1996.20 (рукопись).
  • Симфоническая концепция Г. Канчели с позиций категории диалога // Сб. науч. трудов кафедры теории музыки БГАМ. — Минск, 1997.
  • О диалогичности в симфониях Г. Канчели / Автореферат дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 — музыкальное искусство. Санкт-Петербург: СПбГК, 1995.
  • О развитии интонационно-слуховой активности одаренных детей в методике преподавания хорового сольфеджио // Музыкальное воспитание и образование.— Минск, 2001.
  • О методике преподавания хорового сольфеджио // Весці БДАМ.— № 11.— 2007.
  • Инструментальное сольфеджио: «за» или «против»? // Весці БДАМ.— № 17.— 2010.
  • О современной концепции курса сольфеджио // Вестник Института культуры Беларуси. – Минск, 2012.
  • О современной концепции сольфеджио: проблемы, поиски, перспективы. К вопросу развития академического образования // Методологические проблемы современного музыкального образования // Сб. ст. по материалам Международной практической конференции. – Вып. 6. – СПб., 2012.
  • Инструментальное сольфеджио в контексте современной концепции профессионального музыкального образования // Методологические и методические проблемы современного музыкального образования // Сб. ст. по материалам Международной практической конференции.— Вып. 8. – СПб., 2014.
  • Хоровое сольфеджио: учебная дисциплина или метод развития интонационно-слуховой активности? // Методологические и методические проблемы современного музыкального образования // Сб. ст. по материалам Международной практической конференции.— Вып. 9. – СПб., 2015.
  • Комплексное развитие музыкального мышления в контексте специализации курса сольфеджио // Материалы Международной научно-практической конференции. – Минск, БГАМ, 2016.
  • Александр Анатольевич Друкт. Памяти учителя. К 85-летию Белорусской государственной академии музыки // Вести БГАМ. – №34. – 2019.
  • О понятии хоровое сольфеджио в контексте современного музыкознания // Актуальные проблемы терминологии в контексте современного белорусского музыкознания: научные труды БГАМ. – Вып. 47. – Минск, 2019.
  • Хоровое сольфеджио: проблемы и перспективы // Культурология и социальные коммуникации: инновационная стратегия развития / Материалы Международной научной конференции. – Харьков, 2019.
  • О музыкальном воспитании регентов // Труды Минской духовной академии. – Минск, 2019.
  • Некоторые аспекты музыкального образования регентов // Культурология и социальные коммуникации: инновационные стратегии развития / Материалы Международной научной конференции. – Харьков, 2020.
  • О современной концепции сольфеджио в контексте профессионального музыкального образования: к проблеме комплексного развития музыкального мышления инструментального исполнителя // Уроки музыки в современной школе / Методологические и методические проблемы современного общего музыкального образования: сборник научных трудов. – Вып. 11. – СПб., 2020.
  • Сольфеджио в системе профессионального музыкального образования Беларуси: к постановке проблемы // Вести БГАМ. – №37. – 2020.
  • Сольфеджио в системе непрерывного профессионального музыкального образования: традиции и перспективы / Искусствознание: теория, история, практика. – № 3 (29). – 2020.
  • Учебная дисциплина сольфеджио в системе комплексного воспитания профессионального музыканта // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы // Сб. ст. по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Нижневартовск, 2020.
  • О некоторых аспектах формирования и развития интонационно-слуховой культуры регента // Музичне мистецтво i культура: науковий вiсник. – В. 31. – Кн. 1. – Одесса, 2020.
  • Некоторые проблемы обучения и воспитания в системе непрерывного музыкального образования // Музыкальное и культурологическое образование в реалиях современного социума // Сб. ст. по материалам Международной научно-практической конференции. – Пермь, 2021.
  • О методике инструментального сольфеджио: теория и практика // Актуалии, опыт и мотивация к изучению музыкально-теоретических предметов / Материалы Международной научно-практической виртуальной конференции. – Вильнюс, 2021.
  • К проблеме интонационно-слухового воспитания вокалистов-исполнителей // Вокальное искусство и образование: история, теория, практика / Материалы Международного научно-методического семинара. – Казань, 2021.
  • О музыкальном интонировании профессионального вокалиста: исполнительский экскурс от теории к практике // Музыкальное образование и наука // Сб. ст. по материалам Международной научно-методической конференции. – Нижний Новгород, 2021.
  • Учебно-методические пособия и программы:
  • Анализ музыкальных произведений: программа для средних спец. учеб. заведений.— Минск, 2001.
  • Сольфеджио: программа для средних спец. учеб. заведений.— Минск, 2002.
  • Гармония: программа для средних спец. учеб. заведений.— Минск, 2002.
  • Сольфеджио: программа для муз. вузов.— Минск, 2004.
  • Сольфеджио: программа для муз. вузов.— Минск, 2007.
  • Хоровое сольфеджио: типовая программа для высших учеб. заведений по направлению специальности 1-16 01 02-02 Дирижирование (академ. хор).— Минск, 2011.
  • Систематический курс сольфеджио: учебное пособие для учащихся средних спец. учеб. заведений по специальности Дирижирование (академ. хор).— Минск, 2011.
  • Хоровое сольфеджио: интонационно-слуховые упражнения, методические комментарии: учеб.-метод. пособие. Ч.1. — Минск, 2016.
  • Сольфеджио: типовая программа для высших учеб. заведений по направлению специальности 1-16 01 02-02 Дирижирование (академ. хор).— Минск, 2017.
  • Анализ музыкальных произведений: программа для учрежд. среднего спец. образования.— Минск, 2017.
  • Хоровое сольфеджио: типовая программа для высших учеб. заведений по направлению специальности 1-16 01 02-02 Дирижирование (академ. хор). – Минск, 2018.
  • Хоровое сольфеджио: интонационно-слуховые упражнения, методические комментарии. — Минск, 2019.
  • Сольфеджио: учебная программа для учрежд. высшего образования по специальности 1-16 01 02 Струнные смычковые инструменты (по направлениям). – Минск, БГАМ, 2020.
  • Сольфеджио: учебная программа для учрежд. высшего образования по специальностям 1-16 01 08 Струнные народные щипково-ударные инструменты и 1-16 01 09 Баян-аккордеон. – Минск, БГАМ, 2021.
  • Сольфеджио: учебная программа для учрежд. высшего образования по специальности 1-16 01 06 Духовые инструменты (по направлениям) и 1-16 01 07 Ударные инструменты. – Минск, БГАМ, 2021.
pic pic pic