Кафедра специального фортепиано

Оловников Игорь Владимирович

Должность: Профессор кафедры специального фортепиано
Ученое звание: Профессор (2006)
Почетное звание: Народный артист Республики Беларусь (1998)
Образование: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского (1978, класс фортепиано проф. Я.В. Флиера и класс органа проф. Л.И. Ройзмана); там же – ассистентура-стажировка (1980) под руководством М.С. Воскресенского
Преподаваемые дисциплины: Специальный инструмент (фортепиано), Фортепианный ансамбль, Искусство исполнительской интерпретации


Родился 5 ноября 1954 в г. Минске (БССР).

С 1980 является преподавателем кафедры специального фортепиано Белорусской государственной консерватории А.В. Луначарского. Доцент (с 1992), профессор (с 1994). Заведующий кафедрой (1987–1992). Один из организаторов и первый руководитель органного класса Белорусской государственной академии музыки (1999–2002). Руководит творческой и научной работой ассистентов-стажёров и магистрантов. Разработал авторские курсы «История и технология фортепианной транскрипции», «Основы исполнительской выразительности на фортепиано», учебные курсы для слушателей ФПК и студентов

Почетный академик Международной академии наук Евразии (IEAS) (2002). Член правления Белорусского союза музыкальных деятелей (с 1987). Вице-президент BEL ЕРТА (с 1998).

Лауреат международных и национальных конкурсов (Минск, 1972; Вильнюс, 1972; Прага, 1972), I Всесоюзного смотра творческой молодежи (Москва, 1983), Всемирного фестиваля искусств в Северной Корее (Пхеньян, 2001). Лауреат Государственной премии Республики Беларусь (1994).

С 1980 солист Белорусской государственной филармонии. Гастролирует как пианист и органист в России, Англии, Германии, Испании, Польше, Китае, КНДР, Японии и др. Выступает как с сольными фортепианными и органными программами, так и в камерных ансамблях с известными солистами-инструменталистами, а также с симфоническими и камерными оркестрами (дирижеры М. Янсонс, А. Чистяков, Л. Кремер, Г. Проваторов, В. Дударова, А. Анисимов и др.). Репертуар отличается исключительным жанрово-стилевым разнообразием – от музыки раннего Возрождения до образцов XXI в.

Наиболее значительные проекты: цикл из 6 концертов «Фантазии для клавишных инструментов» (орган, клавесин, фортепиано), «Театральные страницы в звуках рояля», «Киноностальгия в звуках рояля», монографические концерты из сочинений И. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, И. Брамса, русских классиков, белорусских композиторов. Оригинальные органные программы последних лет – «Шесть веков хорала» и «Семь веков светской музыки», в которых были представлены сочинения от XIV в. до наших дней. Важной стороной деятельности музыканта служит пропаганда национального музыкального наследия (первый исполнитель фортепианного концерта Л. Абелиовича; Второго, Третьего, Четвертого концертов и Концертных вариаций для фортепиано с оркестром Г. Вагнера; Фортепианного концерта, Сонаты-фантазии «Искушение» А. Короткиной и др.).

Член Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи (1997–2009). Председатель и член жюри международных конкурсов исполнителей в Беларуси, России, Украине. Является постоянным председателем международного конкурса пианистов «Минск» (1996, 2000, 2005, 2010, 2014, 2021), Республиканского конкурса юных пианистов им. Владимира Оловникова, Многожанрового конкурса им. А. Немтина в Перми. Проводит мастер-классы в Беларуси, России, Англии, Японии, Китае, Польше, Украине, на Тайване.

Среди воспитанников – заведующий кафедрой музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства, кандидат искусствоведения, доцент И. Оношко, кандидат искусствоведения, доцент кафедры концертмейстерского мастерства Т. Ким, лауреаты международных конкурсов О. ЕфимоваИ. СергейА. ЮхоА. СапегаВ. ШацкаяМ. Климович, О. Макарова, Т. Глушанина и др.

Награжден: Почетной грамотой Министерства культуры СССР (1987), Министерства культуры Республики Беларусь (2014), Союза композиторов Республики Беларусь (2014); медалью Ф. Скорины (2005); нагрудными знаками Министерства культуры Республики Беларусь, Совета музыкальных деятелей Республики Беларусь (2007, 2012, 2014); юбилейной медалью Международного союза музыкальных деятелей (2007); Орденом Музыкальной академии Украины «За выдающиеся достижения в музыкальном искусстве» (2017); поздравительными письмами Президента Республики Беларусь (2004, 2012, 2014); Благодарностью председателя Совета министров Республики Беларусь и Министерства культуры Республики Беларусь (2012).

Публикации:

  • «Партизанская быль»: (учебное переложение симфонической поэмы В. Оловникова) // Хрестоматия по истории бел. музыки. – Москва, 1987;
  • «О художественной ценности фортепианной транскрипции» // Фп. педагогика. – Минск, 1998;
  • «Специальное фортепиано: программа для слушателей повышения квалификации» – Минск, 2004;
  • Концертные транскрипции для фортепиано – Минск, 2009;
  • Концертная сюита из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». – Москва, 2018;
  • Концертные транскрипции для фортепиано. – Москва, 2018;
  • «Символ всего исконно русского» // Мстислав Анатольевич Смирнов. Сборник статей и воспоминаний. – Москва, 2020.

Составитель и музыкальный редактор (свыше 20 сборников белорусской фортепианной музыки) в т. ч:

  • «Пианист» (1982);
  • «Виртуоз» (1984, 1988);
  • «Сувениры» Е. А. Глебова (1989);
  • «Творы для фартэпіяна» Н. Орды (1997);
  • «Песня кахання» Я. Тарасевича (2002);
  • «Творы для фартэпіяна» Н. Равенского (2007);
  • Собрание сочинений для фортепиано Я. Тарасевича в 10 тетрадях (2014);
  • «Магія фартэпіяннага дуэта» (2020);
  • «Дзіцячы альбом» С. Монюшко (2022) и др.

Автор около 100 концертных обработок для фортепиано, органа, двух фортепиано, фортепиано в 4 руки музыки И. Баха, В. Моцарта, И. Брамса, С. Франка, К. Сен-Санса, Д. Россини, Ж. Бизе, П. Сарасате, А. Пьяццоллы, М. Глинки, С. Рахманинова, П. Чайковского, современных белорусских авторов.

Литература о педагоге:

  • «Прадаўжальнік традыцый: гутарка з піяністам І. У. Алоўнікавым» // Мастацтва. – 1997. – № 1;
  • Ляшчэвіч, Л. Музыкант – гэта бясконцая здольнасць удасканальвацца // Мастацтва. – 1997. – № 12;
  • Короткина, А.И. Мои встречи с Игорем Оловниковым // Музычные і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2005. – № 1;
  • Горбушина, И. Л. Специфика интерпретационного искусства Игоря Оловникова // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі: зб. арт. – Мінск, 2013. – Вып. 14;
  • Гарбушына, І. Ігар Алоўнікаў. Містыка гуку: гутарка з піяністам І. У. Алоўнікавым // Мастацтва. – 2014. – № 12;
  • «Оперные транскрипции И. Оловникова в концертной и просветительской деятельности пианиста» // Весці БДАМ. – 2016. – № 29;
  • Оношко, И.Ю. Репрезентация скрипичных произв. в транскрипторской деятельности И.В. Оловникова // Муз. культура Могилевщины: нац. традиции в творч., исполн. искусстве, педагогике: сб. материалов IV обл. науч.-практ. конф., Могилев, 2 нояб. 2016. – Могилев, 2017.

Ежегодно выступает с тематическими лекциями-концертами для юных музыкантов Республики, читает лекции в системе повышения квалификации педагогов-пианистов. Постоянный участник передач Белорусского радио и телевидения.

Имеет фондовые записи на Белорусском радио и телевидении.

pic pic pic