Кафедра теории музыки

Сергиенко Раиса Ивановна

Должность: Профессор кафедры теории музыки
Ученая степень: Доктор искусствоведения (2001)
Ученое звание: Профессор (2004)
Образование: Белорусская государственная консерватория (1968, класс В.И. Елатова), аспирантура (1974) под руководством М.Е. Тараканова
Преподаваемые дисциплины: Теоретические проблемы музыки XX века, Теоретические проблемы белорусской музыки, Теория современной композиции, Введение в специальность, Методология современного музыкознания, Специальный класс


Родилась 10 июля 1945 в г.Речица (Гомельская обл., Беларусь).

Член Белорусского союза композиторов.

В 1967–1985 гг. и с 1987 по настоящее время преподает в Белорусской государственной академии музыки.

Научные интересы – изучение методов исследования музыкального материала, связанных с использованием комплексного подхода, теория формы и содержания современной музыки, техника современной музыкальной композиции.

Награждена Нагрудным знаком Министерства культуры «За вклад в развитие культуры Беларуси» (2015), Нагрудным знаком Белорусской государственной академии музыки (2017), Почетной грамотой Белорусской государственной академии музыки (2019).

Заместитель председателя совета по защите докторских (кандидатских) диссертаций Д 09.01.01 в Белорусская государственная академия музыки; Член совета по защите докторских (кандидатских) диссертаций Д 09.03.01 в Белорусский государственный университет культуры и искусств.

Член редколлегии и редакционных советов научных сборников (научно-теоретического журнала «Весці Беларуская дзяржаўнай акадэміі музыкі», научных трудов Белорусской государственной академии музыки.). Автор докладов на научно-теоретических и практических конференциях, симпозиумах, пленумах Белорусского союза композиторов.

Выступала научным руководителем разработки и выполнения научных заданий в рамках Тематического плана научных исследований и разработок, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства культуры Республики Беларусь: научное задание «Белорусский союз композиторов (1932-2018): История. Документы. Персоналии» (2019).

Кандидатская диссертация: Проблема тональности в позднем творчестве Белы Бартока / Институт искусствоведения, фольклористики и этнологии имени М. Ф. Рыльского НАН Украины АН УССР. Киев, 1979. Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор М.Е. Тараканов.

Докторская диссертация: Звуковысотная основа музыкальной композиции XX века / Белорусская государственная академия музыки. Минск, 1998.

Публикации:

  • Звуковысотная основа музыкальной композиции ХХ века: Монография. – Мн.: БелГАМ, 1998. – 238 с.
  • Кампазітары Беларусі: Навукова-папулярны даведнік. – Мн.: «Беларусь», 1997 (соавт.).
  • Из истории музыкального образования в Беларуси: Белорусская государственная академия музыки: профессора и преподаватели: Биобиблиографическая энциклопедия. — Мн: УП “Технопринт”, 2005 (соавт.).
  • Из наблюдений над тематизмом в произведениях Белы Бартока. – Минск: Вышэйшая школа, 1977. – 50 с.
  • К вопросу теории тональности: Статья // Вопросы музыкознания. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1981. – С. 76–82.
  • Водгалас часу: Пра кампазіцыйныя асаблівасці песень Ігара Лучанка: // Мастацтва Беларусі: Грамад.-паліт. і навукова-папулярны ілюстр. часопіс. –—– 1985. – № 11. – С. 63–65.
  • Исполнительская интерпретация музыкального произведения: учеб.-метод. пособие / Р. Сергиенко; науч. ред. М. Е. Тараканов. – Минск: Белгосконсерватория, 1992. – 56 с
  • Звуковысотная основа симфоний Евгения Глебова: Статья // Теоретические проблемы современной музыки: Науч. тр. Белорус. академии музыки. – Мн.: БелАМ, 1992. – Вып. 2. – С. – С. 112–133.
  • Дык чаму нас вучыць гісторыя? Беларуская музыка і таталітарызм: Артыкул // Дык чаму нас вучыць гісторыя? Беларуская музыка і таталітарызм / Р. Сергиенко // Мастацтва. – 1992. – № 5. – С. 54–55; № 6. – С. 68–70.
  • Новые аспекты гукавышыннай арганізацыі ў беларускай музыцы 60-х гадоў: Артыкул // Пытанні культуры і мастацтва Беларусі: Рэсп. міжвед. зб. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1993. – Вып. 12. – С. 26–33.
  • Тембр музыкального звука: новые измерения // Музыкальное искусство на рубеже столетий: матер. Междунар. науч. конф. «Музыкальное творчество и XXI век: традиции, новации и перспективы» (г. Минск, 21 апреля 2000 г.) / сост. Р. И. Сергиенко. – Минск: Технопринт, 2000. – С. 21-26.
  • Высота и звуковой мир современной музыки // Теоретические проблемы музыки ХХ века: Научные тр. Белорус. гос. академии музыки / сост. Щербо Т. А. – Вып. 6. – Минск: БелГАМ, 2001. – С. 60–79.
  • Историко-стилевые аспекты эволюции гармонии в белорусской музыке второй половины ХХ века //Теоретическое музыкознание на рубеже веков: К 70-летию Белорусской государственной академии музыки / сост. и науч. ред. Е. н. Дулова. – Мн.: Белорусская государственная академия музыки, 2002. – С. 77–93.
  • Был ли авангард в белорусской музыке// Современный мир и национальные музыкальные культуры: материалы Междунар. науч. конф. «Национальные традиции и современность», г. Минск, 5–7 окт. 2004 г. / М-во культуры Республики Беларусь, БелИПК, Белорус. гос. филармония; науч. ред. В. П. Скороходов, Р. И. Сергиенко; ред.-сост. О. П. Савицкая, Р. И. Сергиенко. – Минск: ООО «Ковчег», 2004. – С. 148–156.
  • Белорусский музыкальный авангард в панораме культуры ХХ века // Науч. тр. / Белорус. гос. академия музыки. – Вып. 10: Музыка и глобализация культуры; сост. и науч. ред. В. Л. Яконюк; редкол. науч. тр. БГАМ: Дулова Е. Н. (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2005. – С. 121–131.Б
  • Белорусская музыка в мировом художественном пространстве: повороты истории // Весці Бел. дзярж. акадэміі музыкі. – 2007. – № 10. – С. 21–34.
  • Новые аспекты политехники в современной белорусской музыке // Культура. Наука. Творчество: материалы междунар. науч.-практ. конф. “Культура. Наука. Творчество”, 10–11 апр. Минск / БелГАМ, БелГАИ, БГУКИ, БелИПК, Ин-т искусствоведения, этнограф. и фольклора НАН РБ, Нац. б-ка Беларуси, Нац. худ. музей. 2008. – Минск: Бел. гос. академия музыки, 2008. – 328–333.
  • У истоков белорусского музыкального авангарда // Звуковая среда современности: сб. ст. памяти М. Е. Тараканова (1928–1996) / отв. ред.-сост. Е. М. Тараканова. – М.: ГИИ, 2012. – С. 452–467.
  • Историческая опера: типологические черты: статья // Музыкальный театр: история и современность / сост. Н.О. Арутюнова; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. – Вып. 34. – Минск: УО «Белорусская государственная академия музыки», 2015. – С. 3–14.
  • Сонаты П. Подковырова. Из наблюдений за стилем: статья // Искусство и личность = Мастацтва і асоба = Art and the person [Электронный ресурс]: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 27 мая 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: Т.С. Богданова (отв. ред.) [и др.]. – Научное электронное издание локального распространения (1,23 Мб). – Минск: БГПУ, 2015. – 1 электрон. диск (CD-ROM).
  • Несвижское вдохновение: современная белорусская камерно-инструментальная музыка // Музы Нясвіжа: двадцать гадоў мастацкага асветніцтва. – Мінск: Чырвоная зорка, 2015. – С. 53–103.
  • Партита В. Доморацкого для двух труб, валторны, тромбона и тубы (1988) в контексте необарокко: статья // Культура: открытый формат – 2015 (Библиотековедение, библиографоведение, книговедение, искусствоведение, культурология, музееведение и социокультурная деятельность): сб. науч. ст. / ред. сов.: В. Р. Языкович (предс.) [и др.]; сост.: Т. Н. Бабич, Ю. А. Переверзева; Мин-во культ. Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2015. – С. 191–194. – Тираж 140 экз. (по программе Культура).
  • Квинтеты П. Подковырова: жанрово-стилистическаие черты // Весц. Беларускай дзяр. акадэміі музыкі. – 2015. — № 27. – С. 17-20.
  • Стилевые тенденции в камерно-инструментальном творчестве белорусских композиторов в конце ХХ – первом десятилетии ХХI века: статья // Музыкальное искусство и наука в современном мире: сб. ст. по материалам Междунар. науч. конф., г. Астрахань, 12–13 ноября 2015 г. / Астраханская государственная консерватория (академия); гл. ред. Л.В. Саввина, ред.-сост. В.О. Петров. – Астрахань: ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2015. – С. 247–255.
  • Из истории белорусской камерно-инструментальной музыки // Музыкальная наука и камерно-инструментальное творчество в современном мире: Сборник статей по материалам Международной научной конф. (9 окт.2015 года) / Гл. ред. – Л. В. Савина, ред.-сост. В. О. Петров. – Астрахань: ООО» Триада», 2016. – С. 33–40.
  • Подковыров П. П. 24 прелюдии для фортепиано (1943): из истории становления жанра в Беларуси // Культура: Открытый формат – 2016 (Библиотековедение, библиографоведение, книговедение, искусствоведение, культурология, музееведение и социокультурная деятельность): сб. науч. работ / сост. Т,В. Бабич, А. И. Гурчено, Ю. А. Переверзева; редкол. А. Р. Языкович (пред.) [и др]. – Минск, БГУКИ, 2016. – С. 522–328.
  • Фортепиано в творчестве Олега Сонина // Искусство и личность Мастацтва і асоба = Art and the person [Электронный ресурс]: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 26–27 окт. 2016 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. И. И. Рыжикова (отв. ред.) [и др.]. – Научное электронное издание локального распространения (1,23 Мб). – Минск: БГПУ, 2016. – 1 электрон. диск (CD-ROM).
  • Корольчук В. Н. Амадей-соната для флейты и фортепиано (1995): встречи с Моцартом // Весц. Беларус. дзярж. акадэміі музыкі. – 2016. – № 28 – С. 42–44.
  • Проблемы обучения магистрантов-иностранцев в высших учебных заведениях (из опыта работы в Белорусской государственной академии музыки) // Музыкально-педагогическое наследие Д. Б. Кабалевского и актуальные проблемы современного музыкального образования: сб. науч. тр./ под ред. М.В. Кревсун/ – Ростов н/Д.: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2016 (мультимедийное электронное издание).
  • Трио для скрипки, виолончели и рояля Е. Тикоцкого (1943): на пути к осовению жанра // Актуальные проблемы мировой художественной куотуры: сб. науч. ст. В 2 ч.. Ч.1. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол. Т. Г. Барановская (гл. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2017. – С. 185–188.
  • Белорусское теоретическое музыкознание в координатах нового времени // Весцi Беларус. дзяржаўнай акадэмii музыкi. – 2017. – № 31. – С. 10–19.
  • Белорусское теоретическое музыкознание в первых десятилетиях нового века // Материалы ХХХ Междунар. науч.-практ. internet-конф. «Тенденции и перспективы развития науки и образования в условиях глобализации» 28 ноября 2017 г.: сб. науч. работ. – Переяслов-Хмельницкий, 2017. – Вып. 30 / сост. С. И. Кипоть, И. В. Гайдаенко; ред. кол. О. О. Базалук [и др.]. – С. 244–248. (646 с.). hptt: conlscientic.webnode / com. na (раздел «Международные конференции»).
  • Войтик В. Концерт для камерного оркестра (1974) в контексте обновления национального стиля // «Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика»: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. / редкол. И. И. Рыжикова (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БДПУ, 2017. – С. 83–86.
  • Грани обновления звуковысотности в белорусской музыке в середине ХХ века // Теоретические проблемы белорусской музыки второй половины ХХ века: сб. ст. / сост. О. П. Савицкая. – Минск: Бел. гос. академия музыки, 2017. – С. 98–109.
  • Историческая белорусская опера. А. Бондаренко. «Князь Наваградскi»: поиски находки / Теоретические проблемы белорусской музыки второй половины ХХ века: сб. ст. – Минск: Бел. гос. академия музыки, 2017. – С. 5–19.
  • Предисловие // Теоретические проблемы белорусской музыки второй половины ХХ века: сб. ст. – Минск: Бел. гос. академия музыки, 2017. – С. 3–4 (соавт.).
  • Николай Щербаков: «О музыке, которую играл и которую любил всю жизнь» // Музыка жизни: Статьи. Воспоминания. Впечатления. Памяти Н. С. Щербакова / Сост. Л. А. Волкова. – Минск: Белорус. гос. академия музыки, 2018. – С. 22–33.
  • Михаил Евгеньевич Тараканов: научные принципы творческого метода (к 90-летию со дня рождения) // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: Сборник материалов II Международной научно-пратической конференции Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) ФГ БОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», Таганрог 20 апреля 2018 / науч. ред. Карнаухова Т. И. – Таганрог, Таганрогский ин-т им. А. П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)», 2018. – С. 158–162. Элект. изд. http: // files. tgpi.ru (publications /2018/2018.04.pdf.
  • Михаил Евгеньевич Тараканов: белорусские страницы жизни и творчества (к 90-летию со дня рождения) // Весц. БГАМ – 2018. – № 32. – С. 182–186.
  • О подготовке музыковедов высшей квалификации (из опыта работы в Белорусской государственной академии музыки) // Материалы ХХХII Междунар. науч.-практ. internet-конф.: сб. науч. тр. /сост. С. Н. Кикоть И. В. Гайденко, гл. ред. Коцур В. П., редкол. Базалук О. А. [и др.]. – Переяслов-Хмельницкий, / Гос. пед. ун-т им. Григория Сковороды и др., 2018. – Вып. 32. – С. 239–241. (845 с.). http: confscientic webnode / com. na (раздел «Международные конференции»).
  • Предисловие // Белорусская камерно-инструментальная музыка ХХ века (20-60-егоды). – Минск: Бел. гос. академия музыки, 2019.
  • «Теория современной композиции» в образовательном процессе музыковедов» // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: Сборник материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) ФГ БОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», Таганрог, 12 апр. 2019 г.) / отв. ред.Т. И. Карнаухова. – Ростов-на-Дону: Изд. полираф. комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019. – С. 369–373. Элект. изд. http: // files. tgpi.ru (publications /2019/2019.04.pdf.
  • В. В. Оловников – композитор, педагог, ректор: к 100-летию со дня рождения // Искусство и наука в образовательном пространстве: проблемы и перспективы: сб. статей и материалов Международной научно-практической конф. 15 апр. 2019 года под общей и науч. ред. Г. Я. Вербицкой. М. Л. Ахмадулиной, И. А. Половянюк, Г. В. Гордеевой. – Уфа: Восточная печать, 2019. – С. 218–224.
  • «Его талант служил народу и только народу он служил» (К 100-летию со дня рождения В. В. Оловникова) // Весц. Беларус. дзярж. акадэміі музыкі. –2019.
  • 1948 год в истории Белорусского союза композиторов» // Искусство и личность: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. 12-13 ноября 2019 года / Бел. гос. ун-т им. М. Танка; редкол.И. И. Рыжикова (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГПУ, 2019. – С. 135-139.

Учебные программы:

  • Методология современного музыкознания (специальность 1-16 80 01 – музыкальное искусство). Минск, 2016.
  • Введение в специальность (теоретическое музыкознание) (специальность 1-21 04 02-01 02 «Искусствоведение (музыковедение)» (в соавт.). Минск, 2016.
  • Теория современной композиции (специальность 1-21 04 02-01 02 «Искусствоведение (музыковедение)»). Минск, 2018.
pic pic pic