Кафедра музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства

Оношко Ирина Юрьевна

Должность: Заведующий кафедрой музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства
Ученая степень: Кандидат искусствоведения (2015)
Ученое звание: Доцент (2016)
Образование: Белорусская государственная академия музыки (2007, класс фортепиано И.В. Оловникова), там же аспирантура (2010) под руководством В.Л. Яконюка (2010). Академия управления при Президенте Республики Беларусь по специальности «Государственное управление и идеология» (2019)
Преподаваемые дисциплины: История фортепианного искусства, История фортепианной (клавирной) педагогики, История белорусского фортепианного искусства,  Основы фортепианной транскрипции и импровизации, Художественные стили в фортепианном исполнительстве, Теория интерпретации музыкального произведения


Родилась 9 июля 1983 в г.Могилеве (Беларусь).

С 2012 является преподавателем кафедры музыкальной педагогики, теории и истории исполнительского искусства и кафедры специального фортепиано. С 2014 года – старший преподаватель, а с 2016 доцент кафедры музыкальной педагогики, теории и истории исполнительского искусства и кафедры специального фортепиано. С 2015 года – декан фортепианного и композиторско-музыковедческого факультета. С 01.01.2021 – заведующий кафедрой музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства. Ведет лекционные курсы «История фортепианного искусства», «История фортепианной (клавирной) педагогики», «История белорусского фортепианного искусства»,  «Основы фортепианной транскрипции и импровизации», «Художественные стили в фортепианном исполнительстве», «Теория интерпретации музыкального произведения», читает лекции для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки. Руководит написанием магистерских и кандидатских диссертаций. Работала на кафедре специального фортепиано (2012–2020).

Член ОО «Белорусский союз музыкальных деятелей» (с 2016). Член экспертно-художественной комиссии Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи (2017-2019). Член первичной организации ОО «Белая Русь» (с 2016).

Председатель, член жюри республиканских и международных исполнительских конкурсов.

Приоритетная сфера научных интересов – история фортепианного искусства, в том числе белорусского, теория фортепианной транскрипции, интерпретация музыкального произведения, музыкальная педагогика и просветительская деятельность.

Участник республиканских и международных конференций (Минск, Могилев, Брест, Витебск, Астана, Барнаул, Москва, Петрозаводск, Саратов и др.). Руководитель и член временных научных коллективов по совместному выполнению научно-исследовательской работы. Член НИР «Разработать структурную модель содержания, систему критериев подбора информации и подготовить к публикации справочное энциклопедическое издание “Белорусская государственная консерватория – Академия музыки: история в лицах (1932–2017 гг.)”» (Организация-заказчик – Министерство культуры Республики Беларусь, 2017 г). Руководитель НИР «Разработать научно-методические основания, образовательный стандарт и учебно-программную документацию образовательной программы высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалистов, обеспечивающей получение степени магистра, в области музыкально-исполнительского искусства» (Организация-заказчик – Министерство культуры Республики Беларусь, 2017 г.). Научный руководитель НИР «Разработать научно-методологические подходы к анализу деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры в Республике Беларусь. Создать рекомендации по определению эффективности деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры» (Организация-заказчик – Министерство культуры Республики Беларусь, 2021).

Председатель и член экспертных комиссий по проведению предварительной экспертизы кандидатских диссертаций,  оппонент кандидатских диссертаций, рецензент магистерских диссертаций, учебных программ, учебно-методических пособий и комплексов, научных статей и др.

Член оргкомитета научных и творческих мероприятий Белорусской государственной академии музыки. Проводит профориентационную работу, выступает с докладами, лекциями, мастер-классами на семинарах методического объединения учителей ДМШИ, в колледжах и школах республики, участвует в межвузовских научно-методических семинарах. Член комиссии ФПКП по аттестации преподавателей и концертмейстеров УССО на присвоение высшей категории.

Лауреат Республиканского конкурса музыковедческих работ «Alma mater» (2007). За значительный вклад в популяризацию классической музыки, заслуги в подготовке и воспитании талантливых музыкантов в 2015 году награждена дипломом международной музыкальной премии «БелБренд».

Участник Х и ХI Международной выставки искусств в г. Пекин, КНР (2016, 2017). Аудитор внутренних аудитов системы менеджмента качества учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки» (с 2017).

 Среди воспитанников 1 кандидат наук:

  • кандидат искусствоведения, доцент кафедры концертмейстерского мастерства Белорусской государственной академии музыки Ким Т.А.;

Лауреаты конкурсов:

Ким Т.А. – Международный  конкурс «Искусство и история искусств», Рим, Италия, 2020, диплом лауреата 1 премии; Международный конкурс проектно-исследовательских работ в области искусствоведения «Interclover-2019», «Interclover-2020», Нижний Новгород, Российская Федерация, Дипломы 1, 2 степени, диплом лауреата; XXIV Республиканский конкурс научных работ  студентов, Диплом за работу 2 категории, Минск, 2017; Всероссийский смотр-конкурс выпускных квалификационных работ, Диплом II степени в номинации «Педагогика», 2018; Международный конкурс научно-исследовательских работ «Творчество в науке, искусстве, профессии», Белгород, Российская Федерация, 2018, Диплом 1 степени.

Горбач А.В. – XXVII Республиканский конкурс научных работ студентов,  Диплом за работу 1 категории, Минск, 2020; Международный конкурс научно-исследовательских работ «Творчество в науке, искусстве, профессии», Белгород, Российская Федерация, 2021, Диплом  2 степени.

Теран Н.П. – XXVI Республиканский конкурс научных работ студентов, Диплом за работу 2 категории, Минск, 2019;  Международный конкурс научно-исследовательских работ «Творчество в науке, искусстве, профессии», Белгород, Российская Федерация, 2020, Диплом  2 степени.

Кобыльченко И.А. – Студенческая научная конференция-конкурс (с международным участием) в рамках XXХ международных научных чтений памяти Л. С. Мухаринской, Диплом (III место в номинации «студенты исполнительских специальностей и специальности «композиция»), Минск, 2021;   Студенческая научная конференция-конкурс (с международным участием) в рамках XXХI международных научных чтений памяти Л. С. Мухаринской, Диплом (I место в номинации «студенты и магистранты исполнительских специальностей и специальности «композиция»), Минск, 2022.

Автор свыше 50 научных  работ.

Кандидатская диссертация:

  • Виртуозность как фактор становления и развития фп. искусства / Белорусская государственная академия музыки.— Минск, 2015.

Публикации:

  • Курс лекций по учебной дисциплине «Основы фортепианной транскрипции и импровизации» адресованый студентам Белорусской государственной академии музыки, обучающимся по специальности 1-16 01 03 Фортепиано:
  • Основы фортепианной транскрипции и импровизации: курс лекций / И. Ю. Оношко. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2020.

 Монографии:

  • Виртуозность как фактор становления и развития фп. искусства: моногр.- Минск, 2016.
  • Идеология и музыка. Музыкально-эстетическое наследие в контексте идеологии белорусского государства / В.А.Мельник, И.Ю.Оношко, М.И.Радкевич; под ред. В.А.Мельника. — Минск, 2021.

Статьи:

  • Понятие виртуозности в теории музыкально-исполнительского искусства (к постановке проблемы) / И. Ю. Оношко // Музычная культура Беларусі: шлях праз стагоддзі: нав. пр. / Беларус. дзярж.акад. музыкі; склад. І. Д. Назіна, Э. А. Алейнікава, А. І. Самусенка. – Мінск,2008. – Вып. 17. – Серыя 1: Беларуская музычная культура. – С. 134–143.
  • Понятие «виртуозность» в теории и практике музыкального исполнительского искусства / И. Ю. Оношко // Весці Беларус. дзярж. акад. музыкi. – 2008, № 13. – С. 88–93.
  • Черты виртуозности в фортепианных произведениях Г. Вагнера / И. Ю. Оношко // Музычная культура Беларусі ў сусветнай прасторы: нав. пр. / Беларус. дзярж. акад. музыкі; склад. В. У. Дадзіемава. – Мінск, 2009. – Вып. 19. – Серия 1: Беларуская музычная культура. – С. 200–212.
  • Пьесы виртуозной направленности в педагогическом репертуаре музыкальных училищ / И. Ю. Оношко // Теория и практика профессиональной исполнительской и педагогической подготовки в высшей музыкальной школе: научн. тр. / Белорус. гос. акад. музыки; сост. В. Л. Яконюк. – Минск, 2010. – Вып. 22. – Серия 5: Вопросы истории и теории исполнительского искусства. Музыкальная педагогика. – С. 87–97.
  • Этюд как воплощение виртуозности в фортепианном искусстве / И. Ю. Оношко // Современные проблемы композиторского творчества: научн. тр. / Белорус. гос. акад. музыки; сост. и науч. ред. Э. А. Олейникова. – Минск, 2010. – Вып. 24. – Серия 6: Вопросы современного музыкознания в исследованиях молодых ученых. – С. 73–79.
  • Виртуозные пьесы белорусских композиторов в программах фортепианных конкурсов музыкантов-исполнителей / И. Ю. Оношко // Весці Беларус. дзярж. акад. музыкi. – 2010, №16. – С. 96–102.
  • Белорусская фортепианная музыка конца ХХ — начала XXI века в аспекте феномена виртуозности (Г. Горелова, А. Короткина, В. Кузнецов) / И. Ю. Оношко // Музыкальная культура Беларуси и мира: новые направления исследований: научн. тр / Белорус. гос. акад. музыки; сост. Е. В. Куракина. – Минск, 2013. – Вып. 29. – Серия 6: Вопросы современного музыкознания в исследованиях молодых ученых. – C. 78–90.
  • О программных требованиях национальных фортепианных конкурсов музыкантов-исполнителей / И. Ю. Оношко // Культура. Наука. Творчество: сб. научн. ст. / Белорус. гос. акад. музыки»; науч. ред. Н. О. Арутюнова. – Минск, 2011. – Вып. 5. – С. 181–193.
  • Воплощение виртуозности в фортепианной музыке белорусских композиторов конца ХХ – начала XXI века / И. Ю. Оношко // Культура. Наука. Творчество: сб. научн. ст. / Бел. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. М. А. Можейко. – Минск, 2012. – Вып. 6. – С. 223–227.
  • Виртуозность как отражение универсальности профессиональной деятельности музыканта эпохи Барокко / И. Ю. Оношко // Культура. Наука. Творчество: сб. научн. ст. / Белорус. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. В. Р. Языкович. — Минск, 2013. – Вып. 7. – С. 162-165.
  • Трансформация функций виртуозности в фортепианном искусстве ХХ–XXI вв. / Оношко И. Ю. // Культура. Наука. Творчество: сб. науч. ст. / М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств ; редкол.: В. М. Черник [и др.]. – Минск, 2014. – Вып. 8. – С. 205–209.
  • Виртуозность как атрибут профессионального мастерства музыканта-исполнителя / И. Ю. Оношко // Актуальные проблемы педагогики искусства: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Могилев, 22–23 апреля 2010 г. / Могилев. гос. ун-т им. А. А. Кулешова; редкол.: Г. В. Ананченко, Б. О. Голешевич [и др.]. – Могилев, 2010. – С. 110–
  • Жанр фортепианного этюда в контексте феномена виртуозности / И. Ю. Оношко // Культура. Наука. Творчество: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–23 апреля 2010 г. / Бел. гос. акад. искусств; науч. ред. С. П. Винокурова. – Минск, 2011. – С. 110-113.
  • Виртуозность как аспект композиторского творчества / И. Ю. Оношко // Актуальныя праблемы мастацтва: гiсторыя, тэорыя, методыка: матэрыялы II Мiжнар. навук.-практ. канф., Мiнск, 7–8 крас. 2011 г. / Бел. дзярж. пед. ун-т iм. М. Танка; рэдкал.: В. I. Жук, М. Р. Баразна, У. А. Васiлевич [i iнш.]. – Мiнск, 2011. – С. 216–218.
  • Виртуозность в музыкальном исполнительском искусстве как эстетическая проблема / И. Ю. Оношко // IV Няфедаўскiя чытаннi «Беларускае мастацтва: гісторыя і сучаснасць»: матэрыялы Рэсп.навук.-творч. канф., Мінск, 24 сак. 2011 г. / Беларус. дзярж. акад. мастацтваў;рэдкал.: С. П. Вiнакурава (старш.) [i iнш.]. – Мінск, 2011. – С. 85-88.
  • К вопросу воплощения виртуозности в белорусской фортепианной музыке конца XX – начала XXI века (на примере произведений А. Короткиной) / И. Ю. Оношко // Мастацтва i асоба: матэрыялы Мiжнар. навук.-практ. канф., Мiнск,, 22–23 лютага 2012 г. / Бел. дзярж. пед. ун-т iм. М. Танка; рэдкал.: Т. С. Багданава (адк. рэд.), Т. В. Сярнова, У. А. Васiлевiч [i iнш.]. – Мiнск, 2012. – С. 415–420.
  • Виртуозность в теории и практике фортепианного искусства: от барокко до наших дней / И.Ю.Оношко // VI Няфедаўскiя чытаннi «Беларускае мастацтва: гісторыя і сучаснасць»: матэрыялы Рэсп. навук.-творч. канф., Мінск, 2 крас. 2013 г. / Беларус. дзярж. акад. мастацтваў; рэдкал.: С. П. Вiнакурава, Р. Б. Смольскi [i iнш.]. – С.41-43.
  • Репрезентация фортепианных транскрипций в концертной и просветительской деятельности И. Оловникова / И. Ю. Оношко // Фортепиано в современном мире: традиции, исполнительство, образование: материалы межд. конф., Астана, 27-30 марта 2016 года / КазНУИ; ред.-сост.: Б. К. Мукушева (отв.ред.), В. И. Манякин, Ф. И. Нурлыбаева. – Астана, 2016. – С.25-35.
  • Оперные транскрипции И.Оловникова в концертной и просветительской деятельности пианиста / И.Ю. Оношко // Вести Белорусской государственной академии музыки. – 2015. — № 29. – С.101-107.
  • Виртуозность как профессиональный атрибут музыканта-исполнителя  эпохи Классицизма / Вопросы музыкального исполнительского искусства / сост. и науч. ред. В. Л. Яконюк; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Серия 5.  Вопросы теории и истории исполнительского искусства. Музыкальная педагогика. – Минск: УО «Белорусская государственная академия музыки», 2015.
  • Виртуозность в системе профессиональных компетенций музыканта-исполнителя (пианиста): исторический аспект / И.Ю. Оношко // Современные тенденции и перспективы развития эстетического образования: сб. материалов Респ. науч.-практ. конф., Брест, 20 мая 2015 г. / Брест.гос.ун-т им. А.С.Пушкина; редкол.: Л.А. Захарчук, Р.А.Полухин, под общ. ред. Л.А. Захарчук. – Брест: БрГУ, 2015. – С. 193-197.
  • Виртуозность как отражение взаимообусловленности композиторского творчества и музыкального исполнительства / Оношко И. Ю. // Культура. Наука. Творчество: сб. науч. ст. / М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств; редкол: В. М. Черник [и др.]. – Минск, 2016. – Вып. 10. – С. 424–416.
  • Скерцо для фортепиано белорусских композиторов в аспекте феномена виртуозности // Культура. Наука. Творчество: сб. науч. ст. / М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств; редкол: Ю.П.Бондарь [и др.]. – Минск, 2017. – Вып. 11. – С. 423-426.
  • Белорусская фортепианная школа: реалии и перспективы / В.А.Дулов, И.Ю. Оношко // Вести Белорусской государственной академии музыки. – № 31. – С.51-54.
  • Содержание образовательной программы магистратуры в области музыкально-исполнительского искусства: практико-ориентированная модель / И.Ю. Оношко, В.Л. Яконюк // Вести Белорусской государственной академии музыки. — №33. – 2018.
  • Научно-методическое наследие преподавателей кафедры специального фортепиано 50–70-х гг. ХХ в. и его роль в развитии белорусской фортепианной школы   / И.Ю. Оношко // Вести Белорусской государственной академии музыки. – № 31. – С.162-166.
  • Репрезентация скрипичных сочинений в транскрипциях И.В. Оловникова // Культура. Наука. Творчество: сб. науч. ст. / М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств; редкол.: А. А. Корбут [и др.]. – Минск : БГУКИ, 2018. – 447-451.
  • Совершенствование исполнительской культуры пианиста / И.Ю. Оношко // Современное исполнительское искусство: традиции и инновации: Материалы международной конференции,  Астана. 17-20 апреля 2018 года) / ред. – сост.: Р.К. Мусаходжаева (отв. ред.), Д.Ж. Жумабекова, Ф.И. Нурлыбаева; – Астана: КазНУИ, 2018. – С.91-96.
  • Ян Тарасевич. Неизвестные страницы белорусского фортепианного искусства / И.Ю. Оношко // Международный музыкальный фестиваль им. И.И. Соллертинского, 2008-2018: сборник статей, исследований, материалов научных чтений / сост. Н.В.Мацаберидзе, Е.М.Подоляк. – Витебск: Витебская областная филармония, 2018. – С. 212-222.
  • Вопросы исполнительского мастерства в материалах рукописей преподавателей кафедры специального фортепиано Белорусской государственной консерватории им. А. В. Луначарского / И.Ю.Оношко // Зборнiк дакладаў i тэзiсаў VIII Міжнароднай навукова-практычнай кан ферэнцыі «Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў» (Мiнск, Беларусь, 7–8 верасня 2017 года) / гал. рэд. А. І. Лакотка; Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі. – Мінск : Права і эканоміка, 2018. – C.321-345.
  • Фортепианная транскрипция: «Лебедь» Сен-Санса как отражение индивидуального исполнительского стиля (Л. Годовский, А. Зилоти, И. Оловников) // Вести Белорусской государственной академии музыки. — №35. – 2019.
  • Наследие С. Монюшко в транскрипторской деятельности пианистов XIX-XX веков   / Музыкальная культура Могилевщины: национальные традиции в творчестве, исполнительском искусстве, педагогике: сб. материалов V обл. науч.-практ. конф., Могилев, 1 ноября 2018 г.; Управление культуры Могилевского облисполкома; Могилевский филиал УО «Белорусская государственная академия музыки» ; УК «Могилевская областная библиотека им. В.И. Ленина» / ред.-сост. О. Шевченко. – Могилев: Могилевская областная библиотека им. В. И. Ленина, 2019 – C. 9–14.
  • Феномен фортепианной виртуозности в исторической ретроспективе // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). Научный журнал. — № 1 (19) 2019 г. – С.53-58.
  • Специфика преподавания учебной дисциплины «Основы фортепианной транскрипции и импровизации» в Белорусской государственной академии музыки / И.Ю. Оношко // Вопросы теории и практики профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей / сост. В. Л. Яконюк, И. Ю. Оношко; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 49, Серия 5, Вопросы истории и теории исполнительского искусства. Музыкальная педагогика. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2020. – С.33-42.
  • Вклад Станислава Монюшко в транскрипторское искусство XIX века / И.Ю. Оношко // Художественная культура. — № 1 (32), 2020. – С.459-476.
  • Музыка итальянских композиторов в фортепианных транскрипциях И. Оловникова / И.Ю. Оношко // Западноевропейская фортепианная музыка XIX-начала ХХ века: cб.научных статей / ред. и сост. В.С. Портной. — Петрозаводск: VP Print, 2020. – С.274-285.
  • Цикл «Картины» В. Оловникова: к вопросу воплощения художественного образа/ И.В.Оловников, И.Ю. Оношко //Вопросы теории и практики профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей / сост. В. Л. Яконюк, И. Ю. Оношко; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 49, Серия 5, Вопросы истории и теории исполнительского искусства. Музыкальная педагогика. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2020. – С.149-159.
  • Виртуозные элементы фактуры и их воплощение в фортепианной (клавирной) музыке различных эпох / И.Ю. Оношко // Вести Белорусской государственной академии музыки. — №36. – 2020. – С.122-129.
  • Фортепианные транскрипции вокальных сочинений С. Монюшко  в художественном пространстве XIX–XX вв. / И.Ю. Оношко // Мастацкая прастора Еўропы XIX – пачатку ХХІ ст. і Станіслаў Манюшка: гісторыя, сучасны стан: матэрыялы Міжнар. навук.-практ. форуму, Мінск, Смілавічы, 30–31 мая 2019 г. / Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі; рэдкал.: А. І. Лакотка; рэд.-уклад.: Н. А. Капыцько. – Мінск: Беларуская навука, 2021. – С.297-306 с.
  • Токкаты белорусских композиторов в репертуаре пианиста / И.Ю. Оношко // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Международной научной конференции. 13–14 мая 2021 г. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. – C.92-100.
  • Основные подходы к оценке эффективности деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры в странах СНГ // Король М.А., Оношко И.Ю. —  Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. — № 39. – 2021.
  • Жанрово-стилевое своеобразие фортепианного творчества Эдварда Элгара / И.Ю. Оношко // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. — № 39. – 2021.
  • Транскрипция в белорусском фортепианном искусстве XIX-XXI веков // Музыкознание: Искусство. Культура. Образование: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции Института «Академия имени Маймонида» Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 22-24 апреля 2021 года / под общ. научн. ред. Я. И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. Радзецкая О. В., Будагян Р. Р., Чекменев А. И. – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина (Академия им. Маймонида), 2021. – С.162-186.
  • Фартэпіянная творчасць Яна Тарасевіча ў музычна-адукацыйнай прасторы Беларусі // Роднае слова. — № 2. —  2022.
  • Взаимодействие средств невербальной коммуникации в исполнительской деятельности пианиста (на примере интерпретации Этюда ор. 42 № 5 А. Скрябина / И.Ю.Оношко, Т.А.Ким // Проблемы художественного творчества: к 150-летию со дня рож-дения А. Н. Скрябина: сборник статей по материалам Международ-ных научных чтений, посвящѐнных Б. Л. Яворскому (24–26 ноября 2021 г.). – Саратов: Саратовская государственная консерватория име-ни Л. В. Собинова, 2022. – 318 с.

Учебные программы:

  • Педагогическая практика: уч. программа учреждения высшего образования по уч. дисц. для спец. 1-16 01 03. Минск, 2015;
  • Художественные стили в фортепианном исполнительстве» : уч. программа учреждения высшего образования по уч. дисц. для спец. 1-16 01 03. – Минск, 2017;
  • Профессионально-ориентированная практика: уч. программа учреждения высшего образования по уч. дисц. для спец. 1-16 01 03. – Минск, 2017;
  • Основы фортепианной транскрипции и импровизации: уч. программа учреждения высшего образования по уч. дисц. для спец. 1-16 01 03. – Минск, 2017;
  • Педагогическая практика: уч. программа учреждения высшего образования по уч. дисц. для спец. 1-16 01 03. – Минск, 2017;
  • Ознакомительная практика: программа для специальности 1-16 01 03 Фортепиано. Минск, 2019;
  • Ассистентская практика: учебная программа учреждения высшего образования для специальности 1-16 80 01 Музыкальное искусство. Минск, 2019;
  • Научно-исследовательский семинар: учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине модуля «Научно-исследовательская работа» для специальности 1-16 80 01 Музыкальное искусство. Минск, 2020;
  • История фортепианного искусства: учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности 1-16 01 03 Фортепиано. Минск, 2020;
  • История фортепианной (клавирной) педагогики : учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности 1-16 01 03 Фортепиано. Минск, 2021.

Исполнительские редакции:

  • Тарасевич, Я. Собрание соч. для фп. в 10 тетрадях.— Минск, 2014 (в соавторстве).
pic pic pic