Кафедра фортепиано

История кафедры фортепиано

Пути формирования и совершенствования кафедры фортепиано неразрывно связаны с развитием национального профессионального музыкального образования, основанного на слиянии лучших традиций русского и белорусского фортепианного искусства. Со дня основания Белорусской государственной консерватории обучению навыков фортепиано у студентов всех специальностей неизменно уделялось огромное значение. С 1932 по 1941 годы кафедра не была полностью сформирована в самостоятельную структурную часть, в тот период ее функции осуществляла кафедра специального фортепиано.  Первыми педагогами по обязательному фортепиано были Р. Мовшович, Е. Жив, Г. Бах, Е. Яхнина, М. Шлапакова, позднее – Л. Кравченко, Н. Солодченко, О. Фридмо. В 1949 году кафедра фортепиано преобразуется в отдельное подразделение образовательного процесса, который с 1950 по 1958 годы возглавляет профессор Георгий Николаевич Петров – разносторонний музыкант, педагог, концертмейстер, дирижер, сольный исполнитель. Под его руководством активизируется учебная, концертно-исполнительская и методическая работа, разрабатываются программы для студентов по обучению игре на фортепиано, в которые включаются произведения белорусских композиторов. В этот период кафедра пополняется выпускниками Белорусской консерватории (Э. Тырманд, Е. Старжинская, А. Кашперова, Л. Айзенберг, В. Зеневич, Э. Дулевич), а также Московской консерватории (Э. Альтерман), института имени Гнесиных (Л. Бессмертная). С 1962 года на кафедру общего фортепиано приходят С. Борщ, С. Сульская, Г. Вершинина, А. Иванова, Т. Соловьёва, А. Чебаненко, П. Ратнер-Павчинская, И. Гренадёр и др. В 1960–80 годах на кафедре начинали работать известные впоследствии преподаватели Л. Галочкина, Г. Колесниченко, С. Рудня-Герман, Р. Новикова, Т. Дедик, Б. Бергер, Б. Спектор, С. Варавко.

В разное время (1950 – 1980 гг.) кафедру возглавляли Ирина Александровна Цветаева, Игорь Петрович Паливода, Анастасия Александровна Данильчук-Гнатюк, Элла Алексеевна Дулевич, Валерий Феликсович Миненков, Владимир Михайлович Зарецкий, Владимир Дмитриевич Кокушкин, Алла Ивановна Химченко. Преподаватели кафедры стремились совершенствовать методику проведения занятий по классу фортепиано, обогащать педагогический репертуар, повышать экзаменационные требования, развивать исполнительскую практику посредством популяризации академических и открытых концертов студентов кафедры.

Последние два десятилетия с 1991 года кафедрой руководит замечательный педагог, вдумчивый музыкант, исполнитель, профессор Борис Исаакович Спектор. (В 1997 году кафедра «общего фортепиано» была переименована в кафедру «фортепиано»). До недавнего времени большое количество лет на кафедре трудились опытные, широко эрудированные специалисты, увлеченные своим делом наставники: кандидат педагогических наук, доцент Юлия Борисовна Новосёлова, доценты Марина Иосифовна Ахвердова, Борис Михайлович Бергер, старшие преподаватели, Татьяна Михайловна Миняева, Альбина Феодосьевна Иванова, Татьяна Германовна Тарутина, Наталья Ивановна Климова. Также на кафедре работала старший преподаватель Софья Михайловна Хихич.

В настоящее время основу кафедры фортепиано составляет прочный, творческий педагогический коллектив, сохраняющий и преумножающий профессиональные и этические принципы белорусской фортепианной школы: профессор Борис Исаакович Спектор, доценты Ольга Владимировна Карасёва,  Наталья Геннадьевна Кирдань, Ирина Робертовна Телепнёва, Наталья Валентиновна Сазанович, Татьяна Игоревна Шацкая, старшие преподаватели Наталья Петровна Корольчук, Ирина Петровна Кузовкова, молодые, перспективные старшие преподаватели Татьяна Владимировна Виторская, Юлия Николаевна Гончарук, Иван Александрович Финский.

Многие преподаватели кафедры являются лауреатами и дипломантами Республиканских, Всесоюзных, Международных конкурсов (Б.И. Спектор, О.В. Карасева, Н.Г. Кирдань, И.Р. Телепнева, Н.В. Сазанович, Т.И. Шацкая, Н.П. Корольчук, Т.В. Виторская, Ю.Н. Гончарук, И.А. Финский).

Ежегодно студенты кафедры становятся победителями, лауреатами и дипломантами всевозможных Международных конкурсов по курсу фортепиано. За последние 10 лет было воспитано свыше 50 лауреатов и дипломантов Международных конкурсов, многие студенты не единожды участвовали и побеждали в разных Международных состязаниях. Преподаватели, подготовившие лауреатов, имеют почетные грамоты, дипломы и благодарности за педагогическое мастерство (Б.И. Спектор, О.В. Карасева, Н.Г. Кирдань, И.Р. Телепнева, Н.В. Сазанович, Т.И. Шацкая, Н.П. Корольчук, Ю.Н. Гончарук).

Для поддержания высокого уровня заинтересованности и активности студентов всех специальностей в освоении разнообразных произведений обширного фортепианного репертуара, различных форм работы в классе, регулярно проводятся кафедральные конкурсы на лучшее исполнение классической сонаты, фортепианных дуэтов и  ансамблей,  искусства аккомпанемента, чтения нот с листа (1998, 2002, 2008, 2011, 2016, 2018 годы). В 2021 году кафедрой фортепиано Белорусской государственной академии музыки совместно с кафедрой общего курса фортепиано Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова был организован и проведен I Международный конкурс исполнителей на фортепиано «Карелия-Беларусь» для учащихся средних музыкальных учебных заведений и студентов музыкальных вузов разных специальностей. Педагоги кафедры приглашаются для участия в работе жюри Республиканских и Международных конкурсов: профессор Б.И. Спектор – РФ (г. Москва, г. Екатеринбург, Республика Татарстан — г. Казань), Республика Казахстан (г. Нур-Султан (Астана)), Республика Беларусь (г. Минск); доцент Н.Г. Кирдань – РФ (г. Москва), Республика Беларусь (г. Минск); доцент О.В. Карасева — Республика Беларусь (г. Минск); доцент Н.В. Сазанович — Республика Беларусь (г. Минск);

За последние два десятилетия значительно активизировалась учебно-методическая и научная деятельность преподавателей кафедры. Подтверждением этому явились многочисленные учебные, научные издания, научные разработки, статьи. Некоторые из них:

  • «Вопросы теории и практики преподавания общего фортепиано» (сборник научных трудов, Минск, 1994 г.);
  • «Белорусская фортепианная музыка второй половины ХХ века» (автор Б.М. Бергер, Минск, 2012 г.);
  • «Совершенствование методики обучения игре на фортепиано» (автор Б.И. Спектор, Минск, 2013 г.);
  • «Методика обучения игре на фортепиано» (учебник, в том числе первый учебник для курсов повышения квалификации и переподготовки, автор Б.И. Спектор, Минск, 2015 г.);
  • «Модернизация музыкально-образовательного процесса в высшей школе» (межвузовский сборник научных и методических статей, Минск, 2015 г.);
  • «Музыкально-просветительская деятельность: из опыта реализации творческих проектов и мероприятий Белорусской государственной академии музыки» (автор Н.В. Сазанович, Минск, 2017);
  • «Совершенствование музыкально-образовательного процесса: вопросы теории и практики» (межвузовский сборник научных и методических статей, Минск, 2017 г.);
  • «Валерий Шацкий: жизнь, творчество, воспоминания» (автор Т.И.  Шацкая, О.Г. Макеева, Минск, 2018 г.);
  • «Камерный ансамбль. Раздел 6. Камерные произведения крупной циклической формы различных стилей и эпох» (автор Н.Г. Кирдань, Минск, 2019 г.);
  • «Современные проблемы преподавания фортепиано в учреждениях высшего образования» (сборник статей на основе материалов международной конференции, Минск, 2020 г.).

Научный интерес, исследовательская инициатива, системный подход к научно-практической деятельности обеспечивают многогранность данной работы. Педагоги кафедры регулярно выступают на проводимых в Беларуси и за рубежом семинарах, чтениях, научно-практических конференциях, симпозиумах. К настоящему времени кафедрой организовано восемь национальных и одна Международная конференция по проблемам обучения в классе фортепиано, общей сложностью издано более пятидесяти научных статей в авторстве: Б.И. Спектора, Ю.В. Новоселовой, М.И. Ахвердовой, Б.М. Бергера, О.В. Карасёвой, Н.Г. Кирдань, И.Р. Телепнёвой, Н.В. Сазанович, Т.И. Шацкой, Т.М. Миняевой, Н.П. Корольчук, С.М. Хихич.

Разносторонность и эффективность учебного процесса поддерживается высокопрофессиональной творческой, динамичной концертной деятельностью. Ежегодно проводятся концерты студентов кафедры, концерты студентов классов профессорско-преподавательского состава. Преподаватели участвуют в юбилейных концертах (Б.И. Спектор, О.В. Карасёва, Н.Г. Кирдань, И.Р. Телепнёва, Н.В. Сазанович, Т.И. Шацкая, Н.П. Корольчук, С.М. Хихич), тематических концертах (Т.И. Шацкая, Н.П. Корольчук), вечерах музыки (О.В. Карасева, Н.Г. Кирдань, И.Р. Телепнёва, Н.В. Сазанович) не только в стенах академии, но и на других концертных площадках города и Республики. Руководитель кафедры Б.И. Спектор с успехом концертировал, проводил мастер-классы, давал сольные концерты в Китайской Народной Республике (г. Наньчан), Канаде (г. Торонто), Республике Беларусь (г. Гродно, г. Молодечно). Подобные концерты пользуются неизменным интересом и признанием у слушателей, поднимают общий уровень музыкального образования как в профессиональной среде, так и в обществе ценителей фортепианного искусства. С 2008 года выполняется культурная, социально-ориентированная программа «Музеи и музыка». Преподаватели кафедры фортепиано и студенты их классов организовывают концерты и просветительские программы в различных музеях: Государственном музее истории и музыкальной культуры Беларуси (Н.Г. Кирдань, Н.В. Сазанович), Национальном художественном музее Республики Беларусь (Т.И. Шацкая, О.В. Карасева), музеях «Гостиная Владислава Голубка», «Дом Ваньковичей», Художественной галерее Михаила Савицкого (О.В. Карасева).

Творческий потенциал кафедры охватывает и такие виды деятельности, как концертные обработки для фортепиано (Б.М. Бергер), обработки для голоса и фортепиано (И.Р. Телепнева), переложения оркестровых сочинений для двух фортепиано (Н.П. Корольчук), использующиеся как концертный и учебный материал. Каждый год преподаватели кафедры делятся своими знаниями, опытом, эрудицией, работая на факультете повышения квалификации и переподготовки академии.

В настоящее время кафедра фортепиано является высокопрофессиональным коллективом, способным идти в ногу со временем, воплощать передовые задачи современного музыкального образования, созидать гармоничную творческую среду для обучения студентов.  Преподаватели кафедры воспитывают компетентных, грамотных будущих педагогов и исполнителей других специальностей, владеющих практическими навыками игры на фортепиано, секретами мастерства, широким репертуарным кругозором, обогащают их   музыкальный багаж многими сочинениями из сокровищницы фортепианной музыки. В основу педагогической деятельности положена концепция развивающего обучения. Динамичное и всестороннее развитие способностей студентов трактуется как важнейшая задача работы кафедры. Применение методов целеполагающего обучения, комплексного подхода, многоплановости практической работы являются незыблемыми основами профессионализма каждого педагога кафедры.

pic pic pic