Кафедра струнных народных инструментов

Черняк Леонид Иванович

Должность: Профессор кафедры струнных народных инструментов
Ученое звание: Доцент (2008)
Образование: Белорусская государственная консерватория им. А.В. Луначарского (1975) по классу домры Г.И. Жихарева, Г.В. Осмоловской, там же ассистентура-стажировка под руководством И.И. Шитенкова (1978)
Преподаваемые дисциплины: Специальный инструмент (домра), Ансамбль, Педагогическая практика, Изучение родственных народных инструментов, Методика преподавания специального инструмента


Родился 29 июля 1951 в г.Бресте, БССР.

С 1977 является преподавателем кафедры народных инструментов Белорусской государственной консерватории им. А.В. Луначарского (по совместительству). С 1996 на основной работе в БГК. Осуществляет подготовку ассистентов-стажеров и магистрантов. Проводит занятия на факультете повышения квалификации и переподготовки Белорусской государственной академии музыки и Белорусского государственного университета культуры и искусств.

Член Белорусского союза музыкальных деятелей (2005). Член Белорусского союза театральных деятелей (1979).

Дипломант I Республиканского конкурса артистов эстрады (БССР, г. Минск, 1974), лауреат Международного конкурса (Украина, г. Ялта, 2009).

В составе ансамбля песни и пляски КБВО гастролировал во Франции. Артист и солист камерно-инструментального ансамбля Белтелерадио (1976 – 1992). Гастролировал с концертами в России, Украине, Германии, Франции, Испании, Италии, Мозамбике, Мексике, на Мадагаскаре. Выступал в ансамбле с артистами-инструменталистами и вокалистами: Е. Гладковым, В. Бурковичем, А. Савченко, Т. Нижниковой, Л. Златовой, Ю. Смирновым, Т. Печинской, Я. Евдокимовым, Л. Борткевичем, В. Кучинским и др. Участник декад и фестивалей Белорусского искусства за рубежом (Россия, Литва, Эстония, Украина). За время работы в Белорусской государственной академии музыки было проведено четыре сольных концерта в двух отделениях в залах БГФ. В зале БГФ им. Г. Ширмы прошел творческий вечер (2021).

Председатель и член жюри республиканских и международных конкурсов и фестивалей. Председатель ГЭК в музыкальных колледжах и БГУКИ Минска, Бреста, Мозыря, Лиды, Новополоцка. Лекции и мастер-классы на ФПК Белорусской государственной академии музыки, БГУКИ. Осуществляет рецензирование квалификационных работ и методических разработок претендентов на подтверждение высшей квалификации категории учителя на курсах повышения квалификации (БГУКИ, Беларусь). Проводит цикл практических занятий в курсе лекций «Методика обучения игре на домре» со слушателями курсов повышения квалификации Белорусской государственной академии музыки и  преподавателями ДШИ и ДМШИ, БГУКИ.

С 2012 г. – руководитель Ансамбля народных инструментов академии. В 2018 г. Ансамбль стал лауреатом I премии II Международного конкурса баянистов и аккордеонистов в г. Речица (Беларусь), в 2021 г. получил благодарность ректора Белорусской государственной академии музыки за участие в открытии выставки «Пояс Единства».

Среди воспитанников (более 100):

  • доцент кафедры менеджмента, истории и теории экранных искусств БГАИ, кандидат искусствоведения, лауреат международных конкурсов А. Полосмак;
  • старший преподаватель Белорусской государственной академии музыки Э. Тахирова;
  • преподаватель Гомельского государственного колледжа искусств им. Н. Ф. Соколовского А. Соболь;
  • директор Слуцкой детской школы искусств Н.Л. Сапелкина;
  • директор ДМШИ 13 г. Минска О.А. Николаева;
  • лауреаты и дипломанты международных и республиканских конкурсов, стипендиаты специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи;

Автор докладов на республиканских и международных научно-практических конференциях по вопросам истории, теории и методики домрового и мандолинного искусства; отзывов на кандидатские диссертации.

Награжден почетной грамотой Гостелерадио БССР и грамотой Министерства культуры РБ (2011), почетной грамотой Министерства культуры РБ (2021). Удостоен благодарности ректора Белорусской государственной академии музыки за добросовестный труд, высокий уровень профессионального мастерства в воспитании талантливой молодежи (2018).

 Публикации:

  • Проблемы самовоспитания и развития личности музыканта. Минск, 2000;
  • Русские народные инструменты в белорусской музыкальной культуре. Минск, 2004:
  • Из истории русской домры. Минск, 2005;
  • Некоторые технические проблемы при игре на домре (к вопросу постановки рук). Минск, 2005;
  • Произведения белорусских композиторов в репертуаре исполнителей домристов. Минск, 2005;
  • Теоретические и практические аспекты домрового исполнительства. Минск, 2008;
  • Домра и мандолина: реалии и перспективы. Минск, 2012;
  • Домровое искусство на современном этапе. Минск, 2013;
  • Рондо G-dur В. А. Моцарта (переложение для домры и фортепиано): вопросы трактовки стиля. Минск, 2014; и др.

Составитель:

  • Вопросы истории и теории домрового исполнительства (на материале произведений белорусских композиторов. Минск, 2006;
  • Теоретические и практические аспекты домрового исполнительства. Минск, 2008;
  • Программа государственного экзамена учреждения высшего образования для специальности 1-16 01 08 Струнные народные щипково-ударные инструменты (по направлениям). Минск, 2017 (соавт.);
  • Учебная программа обучающего курса ФПКП Белорусской государственной академии музыки. Минск, 2020;
  • Сборник произведений белорусских композиторов для домры и фортепиано. Минск, 2021 (соавт.) и др.

Литература о педагоге:

  • Мдивани,Т.Г. Народно-инструментальное концертно-исполнительское искусство: аккордеон, баян, балалайка, гитара, домра, цимбалы // Белорусское концертно-исполнительское искусство: последняя треть XX века – нач. XXI века. Минск, 2012

Творческий портрет и достижения музыканта представлены в телефильме Белорусского телевидения «Концерт Будашкина» (1986), а также освещены печатными и электронными СМИ Беларуси, России, Испании, Мексики. Имеет сольные и ансамблевые фондовые записи на Белорусском радио (домра, мандолина), CD-диск.

pic pic pic