Кафедра истории музыки и музыкальной белорусистики

История кафедры истории музыки и музыкальной белорусистики

Кафедра истории музыки и музыкальной белорусистики образована в сентябре 2017 года посредством объединения кафедры истории музыки и кафедры белорусской музыки. В итоге в одном структурном подразделении сосредоточились все работающие в Академии музыки специалисты в области истории музыки.

Изучение историко-музыкальной научной проблематики и обеспечение образовательного процесса по дисциплинам музыкально-исторического цикла стало одним из приоритетных направлений работы Белорусской государственной консерватории со дня ее основания в 1932 г. Одним из фундаментальных музыкально-педагогических образований в структуре вуза стала кафедра композиции, истории и теории музыки. Важную работу первоначальной организации учебного процесса выполнил приступивший к работе на кафедре в 1933 году композитор Николай Ильич Аладов. Опытный музыкант-практик и теоретик, он творчески обосновал исторические связи важнейших инструментальных и театральных жанров. Возглавивший кафедру в 1933 году воспитанник Петербургской консерватории, композитор Василий Андреевич Золотарёв укреплял классический фундамент образования, стремился к развитию творческих данных учащихся и к исторически направленному общемузыкальному их воспитанию. Методологической почвой трудов в области истории музыки и фольклористики стало первостепенное внимание к современному композиторскому процессу и его общеславянским традициям. В качестве преподавателей истории музыки были привлечены высокообразованные специалисты. Юлиан Николаевич Дрейзин (выпускник МГК, класс композиции Г. Конюса) был известен как талантливый эссеист, переводчик, пропагандист мировой художественной классики. Елена Семёновна Берлянд-Чёрная (выпускница МГК) читала курс истории зарубежной музыки и создавала исследования об австрийском музыкальном театре. Под руководством Лидии Сауловны Мухаринской с 1939 года проводились курсы народного музыкального творчества, истории русской и советской музыки, с 1947 года осуществлялись ежегодные фольклорные экспедиции студентов и формировались основы белорусской этномузыкологии. Значительную учебную и методическую работу вела ученица В.А. Золотарёва, композитор и историк Сима Герасимовна Нисневич, которая активно сотрудничала с Академией наук БССР, с «Белорусской энциклопедией», периодическими изданиями, с учебными отделами издательств, руководила музыкальным лекторием консерватории. С. Н. Нисневич сочетала исследовательский интерес к национальной истории, белорусскому фольклору и современному композиторскому творчеству. С конца 1930-х и в послевоенные годы на кафедре преподавали историю музыки также выпускники МГК Алексей Владимирович КарповичИзраиль Владимирович НестьевБронислав Сильвестрович Смольский и воспитанница ЛГК Вера Александровна Сизко (Годлевская).

В 1957 году кафедру композиции, истории и теории музыки возглавил выпускник ГМПИ имени Гнесиных, музыковед-историк Георгий Семёнович Глущенко. Историческая секция кафедры укрепилась научно и методически, обогатилась новой дисциплиной «Специализация», что упрочило профессиональные контакты выпускников с белорусскими учебными и научными заведениями, с филармонией, радио, телевидением. Авторский коллектив преподавателей-историков, в состав которого входили Георгий Семёнович Глущенко, Лидия Сауловна Мухаринская, Сима Герасимовна Нисневич, Калерия Иосифовна СтепанцевичТаисия Алексеевна Щербакова, начал работу над учебником «Гісторыя беларускай савецкай музыкі» – первым в серии всесоюзных учебных пособий по истории музыки и музыкальной литературе для консерваторий и училищ (издано в 1971 году; на русском языке опубликовано в 1976 году). Одновременно на кафедре выполнялись темы из истории русской культуры XIX в. – публицистика Н. Кашкина анализировалась в трудах Г. С. Глущенко, текстологические проблемы «Бориса Годунова» М. Мусоргского исследовались в работах Т. А. Щербаковой.

Увеличение числа преподавателей привело в 1967 году к выделению кафедры истории музыки в самостоятельную структуру (заведующий – Г.С. Глущенко). В 1970-х–80-х годах к работе на кафедре были привлечены выпускницы БГК – Людмила Анатольевна Волкова, Валентина Алексеевна Антоневич, Лариса Филипповна Костюковец, Радослава Николаевна Аладова, Алла Владимировна Володкович. Научными работами аспирантов руководили профессора А. Н. Дмитриев (ЛГК), Т. В. Попова (ГМПИ имени Гнесиных), доценты М. С. Брук (ГМПИ им. Гнесиных) и Л. С. Мухаринская (БГК). В эти годы сложился профессионально прочный коллектив педагогов-историков. В 1975–1979 годах кафедрой истории музыки руководила Галина Григорьевна Кулешова, создавшая и методически обосновавшая специальный курс «Основы оперной драматургии» для студентов-музыковедов, затем кафедрой вновь руководил Г.С. Глущенко.

В 1970-х годах была продолжена научная разработка курса «Гісторыя беларускай савецкай музыкі», появились оригинальные исследования о кантовой культуре в Беларуси (Л. Ф. Костюковец), о полифонии в белорусской симфонической музыке (Р. Н. Аладова). Помимо белорусского, на кафедре развивались три исторических направления, увенчавшихся в 1980-х годах появлением монографий и защитами докторских диссертаций по проблемам организации действия и сквозном музыкальном развитии в опере (Г. Г. Кулешова, ИИФЭ, Киев, 1982), теоретико-методологических основ русской музыкальной критики XIX – начала ХХ вв. (Г. C. Глущенко, ИИФЭ, Киев, 1984), формирования национального стиля русской школы на основе контактов музыки городского быта и русской классики XIX в. (Т. А. Щербакова, Институт истории искусств, Москва, 1989).

В 1991 году были созданы два самостоятельных образования: кафедра белорусской музыки во главе с Тамарой Семеновной Якименко и по-новому профилированная кафедра истории музыки, которую возглавила Таисия Алексеевна Щербакова. В педагогический состав кафедры истории музыки вошли новые специалисты, кандидаты искусствоведения: Елена Маратовна Гороховик (окончила МГК и аспирантуру по классу профессора Дж. К. Михайлова), Эльвира Анатольевна Олейникова (окончила БГК по классу профессора Н. Н. Юденич, аспирантуру ИИЭФ АН БССР у доктора искусствоведения Г. Г. Кулешовой), Нина Самуиловна Степанская (окончила БГК у профессора К. И. Степанцевич, аспирантуру МГК у профессора В. В. Медушевского), Антонина Алексеевна Карпилова (окончила БГК по классу профессора Н. Н. Юденич, аспирантуру ИИЭФ АН БССР у профессора А. В. Красинского). С открытием в середине 1990-х годов в Академии музыки аспирантуры преподаватели кафедры Т. А. Щербакова, Р. Н. Аладова, Е. М. Гороховик, Э. А. Олейникова осуществляют научное руководство аспирантами и соискателями. Выпускники аспирантуры С. В. Змиевская, кандидаты искусствоведения Н. Г. Ганул, С. Н. Немцова-Амбарян участвуют в педагогической деятельности кафедры. В 2005‑2017 гг. кафедру истории музыки возглавляла кандидат искусствоведения, доцент Э. А. Олейникова.

За последнее десятилетие упрочились связи учебных и научных направлений, объединяющих историю музыки и этномузыкологию. В учебных планах кафедры появился курс «История музыки стран Евразии», отражающий художественные достижения в ХХ‑XXI вв. национальных школ стран бывшего СССР. Были введены новые учебные дисциплины «Традиционные культуры мира», «Массовая музыкальная культура». Заслуживает внимания законченная в 2005 году докторская диссертация «Музыкальная культура Индии как система» Е. М. Гороховик и защищённые под ее научным руководством кандидатские диссертации о музыкальных культурах Турции, Иордании, Америки.

Среди значительных научных работ преподавателей кафедры истории музыки 2000-х гг. выделяются монография Р. Н. Аладовой «Константин Горский и его опера “Маргер” в контексте белорусской культуры» (2005) и учебное пособие Л. А. Волковой «История белорусской музыки ХХ века. Симфония» (2009). Тематическое и методологическое многообразие научных интересов и профессиональных потребностей педагогов и аспирантов кафедры отражены в сборниках статей «Вопросы истории музыки» (2002), «Страницы истории Белорусской государственной академии музыки» (2007), «Белорусское историческое музыкознание: научные парадигмы, тенденции, перспективы» (2008), «Музыка и слово: аллюзии, контакты, взаимодействия» (2012).

Выпускники кафедры работают во всех учреждениях культуры Беларуси. Как опытные преподаватели истории музыки известны сотрудники Могилёвского филиала, Гомельского и Гродненского музыкальных колледжей кандидаты искусствоведения О. П. Морозова, Г. Г. Осипова, И. Ф. Двужильная. В республиканских училищах, лицеях, колледжах трудятся опытные преподаватели музыкальной литературы Г. Ю. Карасик, Н. А. Литвинова, С. А. Колчанова, А. А. Зусман, Л. П. Белявская, Л. В. Лещевич, И. Б. Морих, Н. И. Никитина, Е. В. Шестиловская, В. Г. Бычковская, О. Ч. Белють, О. А. Капуста, Ю. Г. Саевич, М. А. Мурашко, Т.С. Мартынюк. В качестве музыкальных редакторов работали и работают Л. П. Бородина, Л. С. Митакович, Ф. С. Колесникова, Л. С. Хотенко, лекторы и редакторы Белгосфилармонии А. И. Агаркова, О.Г. Брилон, Е. В. Колесник, Ж. А. Циркунова, И. С. Карпук.

В 1991 году самостоятельным структурным подразделением Академии стала кафедра белорусской музыки. Создание кафедры белорусской музыки было инспирировано обретением государственной независимости Республикой Беларусь и актуализацией культурного движения к национальным истокам. Открытие кафедры белорусской музыки с целью углубленного изучения отечественной культуры и подготовки музыковедов-белорусистов оказалось в ряду явлений, знаменовавших наступление нового периода истории Беларуси, ее культуры и науки. Новая кафедра продолжила традиции, заложенные основоположниками отечественного музыкознания Юлианом Николаевичем Дрейзиным и Симой Герасимовной Нисневич. Особое значение в процессе формирования концепции кафедры имели идеи и взгляды Лидии Сауловны Мухаринской. Две сферы интересов крупнейшего белорусского ученого – этномузыкология и история музыки – составили приоритетные направления учебной и научной работы кафедры.

В состав кафедры вошли доктор искусствоведения Георгий Семёнович Глущенко, кандидаты искусствоведения Тамара Семеновна Якименко, Лариса Филипповна Костюковец, Валентина Алексеевна Антоневич. В последующие годы кафедра пополнялась новыми сотрудниками: к педагогической работе были привлечены кандидаты искусствоведения Инна Дмитриевна Назина, Ольга Владимировна Дадиомова, молодые преподаватели Тамара Владимировна Лихач, Татьяна Леонидовна Беркович, Лилия Фаильевна Баранкевич, Надежда Евгеньевна Бунцевич. В 1998 г. в Москве состоялась защита докторской диссертации И. Д. Назиной «Белорусская народная инструментальная музыка». В 1999 году степень доктора искусствоведения присваивается В. А. Антоневич за диссертацию «Белорусское композиторское творчество в его связях с фольклором: историко-методологическое исследование». В 2003 году О. В. Дадиомова защищает докторскую диссертацию по теме «Музычная культура Беларусі XVIII стагоддзя: соцыягістарычнае даследаванне». В 2012 г. состоялась защита докторской диссертации Л. Ф. Костюковец «Стилистика канта и её претворение в белорусской народной песне». Кафедра белорусской музыки становится самым титулованным научным центром Белорусской государственной академии музыки.

Все преподавательские силы кафедры белорусской музыки – воспитанники Белорусской государственной консерватории. Кафедру в разные годы возглавляли Т. С. Якименко (1991–1996), И. Д. Назина (1997–2002), В. А. Антоневич (2002–2004), О. В. Дадиомова (2004‑2017).

Несмотря на небольшой состав, кафедра внесла значительный вклад в исследование истории и современного состояния белорусской музыки, этномузыкологию, источниковедение, медиевистику, историю и теорию литургической музыки. Учебно-методическая и научно-исследовательская работа кафедры была сосредоточена на отечественной музыкальной культуре. Был разработан обширный цикл этномузыкологических дисциплин, включающий в себя «Музыкальный фольклор», «Белорусский музыкальный фольклор», «Белорусскую народную инструментальную музыкальную культуру», «Нотную транскрипцию музыки устной традиции», «Этномузыкологию Беларуси», «Этнографию Беларуси», «Этномузыкальные культуры мира». Разные периоды белорусской музыкальной истории находят отражение в курсах «Музыкальная палеография», «История литургической музыки Беларуси», «История белорусской музыкальной культуры до XX века», «История белорусской музыки XX века».

Долгое время кафедра осуществляла подготовку специалистов по специализациям «История и теория белорусской музыки» и «Этномузыкология», для чего были разработаны уникальные учебные дисциплины «Музыкальное источниковедение Беларуси», «Белорусское искусствознание и критика», «Этномузыкология» и др. В основу многих из названных курсов положены научные исследования преподавателей кафедры и собранный ими фактический материал (в виде аудио-, видео- и кинофиксаций народного творчества, архивных документов и нотных рукописей). Чтобы обеспечить учебный процесс по всем направлениям, к работе на кафедре привлекались ведущие специалисты в смежных областях знаний: историки, искусствоведы, филологи, журналисты, культурологи.

Результаты научной деятельности кафедры белорусской музыки, а также ее воспитанников, отражены в многочисленных публикациях, таких, как учебное пособие «Беларуская народная музычная творчасць» Л. Мухаринской и Т. Якименко (1993), монография «Беларускiя народныя музычныя iнструменты» (1997) И. Назиной, «Слоўнiк музычных тэрмiнаў» (1994), монографии «Белорусское композиторское творчество в его связях с фольклором» (1999) и «Белорусская музыка ХХ века: Композиторское творчество и фольклор» (2003) В. Антоневич, «Тэорыя харальных спеваў на Беларусi» (1999) Т. Лихач, «Нарысы гiсторыi музычнай культуры Беларусi» (2000), «Музычная культура Беларусі: гісторыка-тэарэтычнае даследаванне» (2002), «Гісторыя музычнай культуры Беларусі да ХХ стагоддзя» (2012), «Музыкальная культура Беларуси Х–ХІХ вв.» (2015) О. Дадиомовой, «Сучасная беларуская этнамузыкалогія» Т. Якименко (2004), «Стилистика канта и ее претворение в белорусской народной песне» (2006, 2008), «Рукописный белорусский Ирмолой на квадратных линейных нотах 091/283к и его песнопение “Наславник царевича Ярослава”» (2011), «Фольклоризация канта» (2014) Л. Костюковец, «Жыццё і творчасць М.К. Агінскага ў каардынатах яго часу і культурнага асяроддзя» (2007) С. Немагай, «Музычны ландшафт песенна-абрадавых традыцый Масленіцы Верхняга Падняпроўя» (2010) В. Прибыловой, «Песенна-гульнявыя дзеі перыяду сонцавароту ў этнамузычнай традыцыі беларусаў» (2015) Т. Беркович, «Гімнаграфія праваслаўнага богаслужэння ў беларускай музычнай культуры XX – пачатку XXI стагоддзя» (2018) Е. Черновой. В образовательном процессе используются учебные пособия «Пытанні этнамузыкалогіі» (2006) (сост. Т. Якименко), учебные пособия (хрестоматии) «Музыка Беларусі эпохі Рэнесанса», «Музыка Беларусі эпохі Барока» (2005), «Музыка Беларусі эпохі Класіцізма» (2006) и «Музыка Беларусі эпохі Рамантызму» (2007, 2008) (сост. О. Дадиомова) и др.

Одной из успешных инициатив кафедры белорусской музыки стало проведение ежегодных Международных научных чтений памяти Л.С. Мухаринской, по итогам которых публикуются сборники научных статей. Для молодых ученых, аспирантов и студентов эта конференция является важным стимулом исследовательской деятельности.  Преподаватели кафедры публиковались не только в отечественных, но и зарубежных изданиях, принимали участие в международных конференциях (Париж, Эдинбург, Лондон, Варшава, Вильнюс, Санкт-Петербург, Москва, Минск и др.), являлись авторами и редакторами радио- и телепрограмм, участниками музыкально-просветительских проектов и фестивалей. Совместно с международной организацией ЮНЕСКО выпущены аудиодиски с записями белорусской музыки XVII–XX веков.

Признанием высоких заслуг в культурной жизни страны стало награждение ряда сотрудников кафедры белорусской музыки (В. Антоневич, И. Назиной, О. Дадиомовой, Т. Якименко) специальной премией Президента Республики Беларусь. В 2013 году О. Дадиомова награждена медалью Франциска Скорины.

В настоящее время главными направлениями учебной и научной деятельности объединенной кафедры истории музыки и музыкальной белорусистики остается изучение истории белорусской, русской и зарубежной композиторской музыки, этномузыкальных культур Беларуси и мира, разработка научно-методического обеспечения академических курсов, их методологическое обновление. Тематика исследований широко открыта в современное научное пространство. В учебных планах по специальности «музыковедение» для обучающихся на первой и второй ступенях образования появились специальные курсы «Введение в специальность», «Музыкальная текстология», «Методология музыковедческого исследования», «История, теория и методология музыкальной критики», «История белорусской литургической музыки», «Актуальные направления развития современного музыкального искусства», «Музыкальное искусство в аспекте развития медиасистем и средств массовой коммуникации» и др.

Основным направлением деятельности кафедры, помимо образовательной, является сохранение и дальнейшее развитие основных научных направлений, заданных ведущими белорусскими учеными-музыковедами прошлых лет. Второе и уже третье поколения белорусских музыковедов достойно продолжают дело своих замечательных учителей. На кафедре плодотворно развиваются следующие области исследований: история белорусской музыки, история русской музыки, духовная музыка, этномузыкознание (фольклористика), этноинструментоведение, музыкальная палеография и медиевистика, музыкальная текстология и источниковедение, музыкальное краеведение и др.

Проблематика музыкально-исторического музыкознания, разрабатываемая педагогами кафедры, находит свое продолжение в диссертационных исследованиях  ее аспирантов и соискателей разных лет.

Проблемам современной белорусской музыки разных жанров посвящены исследования, написанные под руководством В. А. Антоневич:

  • Бондаренко Е.С. «Беларуская камерна-інструментальная музыка ХХ стагоддзя: жанр камернага квартэта» (2005);
  • Копытько Н.А. «Камерная кантата в композиторском творчестве Беларуси: историко-художественные традиции и современность» (2007);

Уникальный источниковый материал впервые вводится в научных обиход в исследованиях по истории белорусской музыки XVI–XXI вв., которыми руководила О.В. Дадиомова:

  • Немогай С. Н. «Творчасць М.К. Агінскага ў каардынатах яго часу і культурнага асяроддзя» (2006);
  • Лебецкий В. С. «Музыкальная культура Гродненщины второй половины XVIII – XIX в.: основные тенденции развития» (2016);
  • Трофимчук Т. Ю. «Вобразы Сярэдневякоўя ў беларускай аркестравай музыцы апошняй трэці XX – пач. XXI стст.: культурна-мастацкі кантэкст і творчая практыка» (2016);
  • Басалыга О. В. «Белорусско-итальянские связи в музыкальном искусстве XVI – XVIII вв.» (2017);
  • Царик О. С. «Музыкальная культура малых городов Минской области в XX – начале XXI веков: основные тенденции и направления развития» (2018).

Проблемы музыкальной медиевистики, бытовой музыкальной культуры, национального своеобразия белорусской церковно-певческой культуры, лирико-эпических видов отечественного песенно-инструментального фольклора поднимаются в кандидатских диссертационных исследованиях, подготовленных в классе Л. Ф. Костюковец:

  • Сидорович Л. Н. «“Рифмотворная псалтирь” Симеона Полоцкого и Василия Титова: музыкально-поэчтисеская стилистика и текстологические аспекты (2000);
  • Дожина Н. И. «Певческая книга Октоих старообрядческой ветковской традиции» (2006);
  • Баранкевич Л. Ф. «Духовный стих в белорусском музыкальном фольклоре» (2009);
  • Сакович Е. П. «Супрасльский напев и его претворение в церковно-певческом искусстве Беларуси ХVІ–ХVІІІ веков» (2011).

Уникальные памятники богослужебного пения и музыки Беларуси изучаются диссертантами под научным руководством Т. В. Лихач:

  • Шэйпа С. И. «Музычная практыка каталіцкай царквы ў Беларусі ў другой палове XIX – першай палове ХХ стагоддзяў» (2010);
  • Жуковская И. И. «Монодийный певческий цикл антифонов “Страстей Христовых” в белорусских Ирмологионах конца XVI – XVII века» (2014);
  • Мартынюк Т. В. «Харальныя спевы ordinarium missae ў беларускіх рукапісах і выданнях XIV – XVIII стагоддзяў» (диссертация «Харальныя спевы ordinarium missae ў беларускіх рукапісах і выданнях XIV – XVIII стагоддзяў» (2021);

Театральная музыка и творчество выдающихся музыкально-театральных композиторов Беларуси – в центре интересов воспитанников класса Р. Н. Аладовой:

  • Ганул Н. Г. «Музыкальный театр притчи С. Кортеса в контексте европейской оперы ХХ века» (2006);
  • Немцова-Амбарян С. Н. «Музыкальный театр Е. Глебова в свете проблем межжанровых взаимодействий» (2007);
  • Дягель Т. В. «Канцэрт для аркестра ў творчым вопыце беларускіх кампазітараў (жанравая тыпалогія і аўтарскія рашэнні)» (2016);
  • Буряк А. Ю. «Белорусская малая опера последней трети ХХ – начала ХХI века в контексте европейского музыкального театра» (2018).

Яркий блок диссертаций составили работы по белорусской этномузыкологии, подготовленные под научным руководством Т.С. Якименко и Т. Л. Беркович:

  • Беркович Т. Л. «Песенна-гульнявыя дзеі перыяду сонцавароту ў каляндарна-земляробчай традыцыі Беларусі» (1999);
  • Кривошейцева Е. Н. «Песенна-абрадавая традыцыя Днепра-Друцка-Бярэзінскага міжрэчча» (2008);
  • Прибылова В. М. «Песенна-абрадавыя традыцыі масленіцы Верхняга Падняпроўя» (2008);
  • Чернова Е. А. «Гимнография православного богослужения в белорусской музыкальной культуре ХХ–начала ХХІ столетий» (2009).
  • Данилович А. И. «Каляндарна-песенная традыцыя заходнепалеска-панямонскага памежжа: этнамузычны ландшафт, міжрэгіянальныя сувязі» (2017, науч. рук. – Беркович Т.Л.).

Проблемам инструментальной белорусской народной музыки посвящены диссертации учеников И. Д. Назиной:

  • Козлович М. И. «Музыкант – інструмент – музыка ў каляндарна-абходнай абраднасці беларусаў» (2002);
  • Шатько Е. Г. «Колокола и колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси: история и современность» (2012).

Зарубежной музыке Европы, Америки, Азии посвящены весьма содержательные диссертации белорусских и иностранных аспирантов, подготовленные под руководством Н. С. Степанской, Е. М. Гороховик, Л. А. Волковой:

  • Двужильная И. Ф. «Американский музыкальный минимализм в художественной культуре второй половины ХХ века» (2005; науч. рук. Н. С. Степанская);
  • Байык М. «Музыкальный театр Турции от Османской империи до наших дней» (2005; науч. рук. Е. М. Гороховик);
  • Мади А. А. «Музыкальная культура Аббасидского халифата (VIII–XIII вв.) и музыкальнотеоретическое наследие аль-Кинди» (2005; науч. рук. Е. М. Гороховик);
  • Слепович Д. В. «Клезмерское музицирование как феномен восточноевропейских еврейских общин» (2006; науч. рук. Н. С. Степанская);
  • Мохаммад И. А. «Творчество Хельмута Лахенманна: музыкальный язык и его философско-эстетические аспекты» (2006; науч. рук. Е. М. Гороховик);
  • Альварес Н. Р. «Фортепианное искусство Мексики в контексте национальной музыкальной культуры XX века» (2007; науч. рук. Е. М. Гороховик);
  • Шнайдер В. А. «Сочинения с органом в свете интеграционных тенденций в музыке второй половины XX – начала XXI веков (на примере творчества композиторов восточноевропейского региона)» (2018; науч. рук. Л. А. Волкова).

Широкий круг вопросов по проблемам жанров инструментальной и вокальной музыки разрабатывается на кафедре аспирантами исполнительских специальностей:

  • Ли Сяо Сяо «Китайская фортепианная миниатюра ХХ века в её взаимосвязи со спецификой национального художественного мышления» (2010; науч. рук. Е. М. Гороховик);
  • Машковская Е. В. «Произведения для флейты в творчестве белорусских композиторов второй половины ХХ – начала ХХI века: жанрово-стилевые особенности и исполнительская практика» (2020; науч. рук. Н. Г. Ганул);
  • Полосмак А. О. «Домровое искусство Беларуси в контексте межкультурных художественных связей» (2016; науч. рук. Н. П. Яконюк);
  • Ли Эр Юн. «Исполнительские традиции в современном вокальном искусстве Китая» (2013; науч. рук. Н. Г. Ганул).

Аспиранты – граждане КНР увлеченно исследуют классическое наследие русских композиторов под научным руководством ведущего  специалиста в области русской музыки XIX века Э. А. Олейниковой:

  • Чжан Юань. «Образы Китая в творчестве русских и белорусских композиторов ХIX – начала XXI веков» (2016);
  • Гао Юнь. «Образы детства в камерно-вокальном творчестве русских композиторов ХIХ – начала ХХ веков» (2020);

Среди известных воспитанников музыкально-исторических кафедр Белорусской государственной академии музыки, а также аспирантуры – доктор искусствоведения Людмила Сидорович, кандидаты искусствоведения Татьяна Беркович, Владимир Невдах (выпускник также Высшей музыкальной школы в г. Граце), Ольга Морозова, Михаил Козлович, Екатерина Бондаренко, Инесса Двужильная, Наталья Дожина, Светлана Немогай, Наталья Копытько, Екатерина Кривошейцева, Василина Прибылова, Полина Боровик, Лилия Баранкевич, Екатерина Чернова, Татьяна Трофимчук, Владимир Лебецкий, Анна Полосмак, Анастасия Данилович, Галина Осипова, и др.

Выпускники кафедр работают во всех учреждениях культуры Беларуси. В республиканских училищах, лицеях, колледжах трудятся опытные и молодые преподаватели дисциплин музыкально-исторического и этномузыкологического цикла Г. Ю. Карасик, Н. А. Литвинова, С. А. Колчанова, Е. В. Серякова, А. А. Зусман, Л. П. Белявская, Л. В. Лещевич, И. Б. Морих, Н. И. Никитина, Е. В. Шестиловская, В. Г. Бычковская, О. Ч. Белють, О. А. Капуста, Ю. Г. Саевич, М. А. Мурашко, Т.С. Мартынюк, С. П. Руденко, О. В. Роговая, Т. Н. Реентович, О. В. Романюк, И. А. Дейкало, Е. В. Манкевич. В качестве музыкальных редакторов работали и работают Л. П. Бородина, Л. С. Митакович, Ф. С. Колесникова, Л. С. Хотенко, лекторы и редакторы Белгосфилармонии А. И. Агаркова, Е. В. Колесник, О. Г. Брилон, Ж. А. Циркунова, И. С. Карпук.

pic pic pic