Кафедра оперной подготовки и хореографии

История кафедры оперной подготовки и хореографии

В 1939 году по инициативе заведующего кафедрой сольного пения Белорусской государственной консерватории профессора П.Тихонова при консерватории была создана оперная студия. Возглавила студию профессор А.Шперлинг, затем её сменил доцент С.Капара. В студии работали дирижёры Н.Балазовский и Р.Рубинштейн, режиссёр П.Златогоров, которые много сделали для повышения уровня актёрского мастерства белорусских певцов. Лучшими исполнителями оперных партий были студенты Р.Евраев, Е.Пашкова, Л.Тупченко, О.Фурс, М.Горелик, С.Айзенберг, Е.Шарейко. За два года (1939–1941) были поставлены оперы «Свадьба Фигаро», «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник», музыкальная комедия Николая Чуркина «Кок-сагыз», которые получили признание широкой музыкальной общественности. В оркестре оперной студии начинали свою профессиональную деятельность скрипачи Б.Афанасьев, Н.Братенников и С.Основич, в студийном хоре пели В.Борисенко и Л.Масленникова (обе впоследствии – народные артистки РСФСР, солистки Большого театра СССР).

Вновь оперная студия была организована в 1960 году и с тех пор непосредственно связана с кафедрой оперной подготовки. Возглавил студию режиссер С.Капара. Сценическую подготовку вели дирижёры И.Гитгарц, Р.Рубинштейн, С.Ратнер, режиссёры Н.Сердобов и Ю.Уженцев. Значительную роль в работе кафедры сыграли старейшие педагоги: Николай Николаевич Сердобов, известный оперный певец и энтузиаст оперного искусства, и Дмитрий Михайлович Румянцев. С 1964 года кафедру возглавил Юрий Константинович Новиков, преподавали Газиз Ниязович Дугашев, Лев Поликарпович Лях, Роман Яковлевич Евраев, Виктор Александрович Захаров и др. В 1960–1973 годах было поставлено более 20 опер, среди них почти половину репертуара занимали советские и белорусские спектакли. Заметным явлением музыкального искусства страны стала первая постановка оперы П.Подковырова «Павел Корчагин» по роману Н.Островского «Как закалялась сталь» (1967). Важную роль в работе студии сыграл обмен опытом с оперной студией Латвийской государственной консерватории.

С 1975 года кафедрой оперной подготовки руководил Юрий Поригорович Уженцев. Для работы на кафедре были приглашены Семён Александрович Штейн, Маргарита Николовна Изворска-Елизарьева, Анатолий Максимович Лапунов, Отар Михайлович Дадишкилиани. В период с 1975 по 1978 гг. оперная студия показала восемь новых спектаклей, в том числе оперы белорусских авторов. В газете «Літаратура і мастацтва» (05.05.1978) отмечалось, что оперная студия является не только учебным театром, но и активным пропагандистом национальной оперы. После внезапной кончины Ю.Г.Уженцева кафедрой заведовал (с сентября 1979 по 1983 год) заслуженный артист БССР Василий Демьянович Гончаренко, имевший большой стаж оперного певца. За это время были поставлены несколько спектаклей, оперы «Севильский цирюльник» и «Паяцы» получили наибольшее признание. Профессор МГК Е.Я.Рацер, будучи председателем ГЭК, отмечал, что «кафедра растёт творчески, спектакли поставлены академически грамотно, с хорошим вкусом; это бесспорная удача оперной студии, прекрасная учебная работа».

С 1983 до 2012 года кафедрой оперной подготовки руководил заслуженный артист БССР, доцент Михаил Александрович Зданевич. В период до 2001 г. оперной студией было поставлено около 25 оперных спектаклей, которые имели большой успех у зрителя: оперы «Кармен», «Паяцы», «Евгений Онегин», «Сельская честь», «Мамаша Кураж», «Любовный напиток», «Севильский цирюльник», «Свадьба Фигаро», «Травиата», «Иоланта», «Фауст» и др.

Огромный вклад в работу кафедры внесли заслуженный артист БССР Евгений Николаевич Павлович, заслуженная артистка БССР Татьяна Назаровна Алексеева, народная артистка Беларуси Нина Степановна Давыденко, народный артист БССР Семён Александрович Штейн, старшие преподаватели Игорь Зиновьевич Смушкевич и Светлана Алексеевна Никипелова. В последние годы закончили свою трудовую деятельность на кафедре профессор Юрий Константинович Новиков, стаж работы которого на кафедре составлял свыше 25 лет, и доцент Эдуард Владимирович Арашкевич.

Кафедра хореографии была организована в 1994 году под руководством заслуженного деятеля искусств БССР, лауреата Государственной премии Беларуси, доктора искусствоведения, профессора Юлии Михайловны Чурко. Впервые в республике началась подготовка хореографов с высшим образованием. В сентябре 2010 года кафедру хореографии возглавил народный артист СССР, профессор Валентин Николаевич Елизарьев. 25 апреля 2011 года кафедра оперной подготовки была объединена с кафедрой хореографии.

Педагогический состав кафедры значительно обновился. В настоящее время преподают Ирина Геннадьевна Крикунова (заведующий кафедрой), профессор Валентин Николаевич Елизарьев, профессор Виктор Владимирович Саркисьян, доцент Ирина Николаевна Гаранец, доцент Анна Дмитриева Моторная, доцент Ольга Александровна Лаппо, доцент Наталья Николаевна Фурман, заслуженная артистка РСФСР Нина Николаевна Дьяченко, старший преподаватель Сергей Леонидович Микель, преподаватели Ксения Руслановна Мелешко и Дмитрий Евгеньевич Бахталин. На кафедре работают дирижёры Александр Иванович Высоцкий, Владимир Сергеевич Оводок, Марина Николаевна Третьякова. Руководителем оперной студии в настоящее время является Наталья Сергеевна Федосенко.

В период с 2000 по 2022 год были поставлены спектакли: «Богема» и «Чио-Чио-Сан» Дж.Пуччини, «Директор театра», «Так поступают все», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» В.Моцарта, «Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова, «Алеко» С.Рахманинова, «Галька» С.Монюшко, «Фантазия» В.Курьян, «Летучая мышь» И.Штрауса, «Травиата» Дж.Верди, «Дон Паскуале» Г.Доницетти, «Юбилей» С.Кортеса, «Кармен» Ж.Безе, «Дитя и волшебство» М.Равеля, «Фауст» Ш.Гуно, «Человеческий голос» Ф.Пуленка и др. Наряду с этим проводились концерты, посвященные 100-летию со дня рождения Д.Шостаковича, творчеству итальянских композиторов, концерт из произведений А.Шнитке, а также отчетные концерты кафедры. Учебная деятельность кафедры основывается на лучших образцах отечественной и мировой оперной культуры и направлена на достижение высокого профессионального мастерства, развитие природных вокальных и актёрских данных, формирование творческой индивидуальности.

pic