Кафедра теории музыки

Тихомирова Алла Анатольевна

Должность: Доцент кафедры теории музыки, кандидат искусствоведения
Ученая степень: Кандидат искусствоведения (2006)
Ученое звание: Доцент (2017)
Образование: Белорусская государственная академия музыки (2002), там же аспирантура (2005) под руководством Е.Н. Дуловой
Преподаваемые дисциплины:


Родилась 3 ноября 1977 в г.Минске (Беларусь).

Стипендиат Специального фонда Президента РБ по поддержке талантливой молодежи (2002).

С 2005 года работает в Белоруской государственной академии музыки в должности преподавателя, с 2008 в должности старшего преподавателя, с 2014 в должности доцента.

Ведет учебные курсы «Сольфеджио», «Анализ музыкальных произведений» у студентов специальностей «Пение» и «Хореографическое искусство». Проводит лекционные занятия в спецкурсе «Введение в специальность» для специальности «Искусствоведение (музыковедение)», а также лекционные и семинарские занятия по учебной дисциплине «Методика написания научно-методической работы» для студентов специальностей «Духовые инструменты» и «Струнно-смычковые инструменты», индивидуальные занятия по учебным дисциплинам «Педагогическая практика» для специальностей «Композиция и «Музыковедение», а также «Анализ музыкальных произведений» и «Чтение партитур» для специальности «Искусствоведение (музыковедение)».

До 2024 года являлась научным руководителем Студенческого научно-творческого общества (СНТО), а также редактором веб-газеты «Академия музыки глазами студента». Организатор многочисленных научных и творческих студенческих проектов Белорусской государственной академии музыки, в том числе международных студенческих научно-практических конференций. Член совета фортепианного и композиторско-музыковедческого факультета. Секретарь совета Белорусской государственной академии музыки.

Сфера научно-исследовательских интересов А.А. Тихомировой связана с областью теоретического музыкознания (изучением техник композиции, музыкального тематизма, формы в современной музыке), методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 — Музыкальное искусство: «Тематизм и его свойства в современной музыкальной композиции: (на примере камерно-инструментальных произведений белорусских композиторов конца XX — начала XXI вв.)». Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Е.Н. Дулова; Белорусская государственная академия музыки (Минск, 2006).

Публикации:

  • Структурно-синтаксическая организация темы в авангардной музыке второй половины XX в.: постановка проблемы // Весці БДАМ.— 2004.— № 5.
  • Понятия «тематизм» и «тема» в исследованиях об авангардной музыке второй половины XX в. // Весці БДАМ.— 2005.— № 7.
  • Тематизм в музыке второй половины XX в.: понятие и явление // Науч. тр. БГАМ.— Минск, 2005.— Вып. 7: Историко-теоретические вопросы современной музыкальной науки: поиски и перспективы.
  • Свойства тематизма камерно-инструментальных сочинений белорусских композиторов конца XX — начала XXI в. в условиях техник композиции: некоторые итоги // Науч. тр. БГАМ.— Минск, 2005.— Вып. 10: Музыка и глобализация культуры.
  • Сольфеджио для вокалистов в начале XXI в.: актуальные вопросы методики преп. // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: сб. ст. по материалам II Международной научно-практической конференции.— СПб., 2010.— Ч. 2.
  • Синтаксис и форма в зеркале научно-исследовательской литературы о музыке второй половины XX в.: к вопросу терминологии // Весці БДАМ.— 2015.— № 27.
  • Сольфеджио и специальность на подготовительном отделении у вокалистов в зеркале междисциплинарного подхода к процессу обучения // Современные технологии в образовании на примере творческого вуза: сб. ст.— Петрозаводск, 2016.
  • Музыкально-теоретические дисциплины и специальность на подготовительном отделении у вокалистов: к вопросу создания комплексного курса // Весці БДАМ.— 2016.— № 28.
  • Семантика музыкального тематизма в современной музыкальной композиции: (на примере камерно-инструментальных сочинений белорусских композиторов конца XX — начала XXI вв.) // Часопис Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського.— 2016.— № 1 (30).
  • Вузовский курс сольфеджио для вокалистов: взгляд из XXI века // Исторические пути белорусской и мировой музыкальной науки и образования.– Научные труды БГАМ. – Вып. 42. / Сост. Н. О. Арутюнова, Т. В. Лихач. – Мн., 2017. – С. 198 – 206.
  • Тематизм как понятие в зеркале научно-исследовательской литературы о Новейшей музыке: pro et contra // Часопис Національної музичної академії України імені П.І. Чайковського: науковий журнал.– Київ.  № 3(36). – 2017. – С. 103-112.
  • Типы тематизма в музыкальной композиции второй половины XX века: к вопросу классификации // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – № 32. – Мн., 2018. – С. 117 – 120.
  • Студенческое научно-творческое общество: вчера, сегодня, завтра // Вопросы музыкальной культуры и искусства в современных исследованиях / Научные труды Белорусской государственной академии музыки; ред.-сост. Т. Беркович. – Вып.46. – Мн., 2019 – 160 – 171.
  • Музыкальный тематизм как предмет исследования в музыкознании XX века // Актуальные проблемы терминологии в контексте современного белорусского музыкознания / Научные труды Белорусской государственной академии музыки; сост. Т. Титова. – Вып.47. Серия 3. Вопросы теории музыки. – Мн., 2019 – С. 79 – 90.
  • Запевалова Л.Г., Тихомирова, А.А. Білоруська музика у вузівському курсі сольфеджіо: стільовий аспект // Науковий вісник Національної музичної академії України імені П.І. Чайковського. – Вип. 127. – Киiв, 2020. – С. 93-105.
  • Тихомирова, А.А. Курс сольфеджио для вокалистов в аспекте историко-стилевого подхода  / А.А.Тихомирова // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении» : сб. науч. статей. – Кемерово : КемГИК, 2022 – Вып. 9. – С.222 – 227.
  • Тихомирова, А.А. Вузовский курс анализа музыкальных произведений для вокалистов: некоторые актуальные вопросы методики преподавания // Воспитание успешной личности: современные вызовы и тренды: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Вологодский государственный университет; отв. ред. О.В. Нагибина – Вологда : ВоГУ, 2023. – C. 226 – 229.
  • Тихомирова, А.А. Макротематизм в зеркале научно-исследовательской литературы и современной композиторской практики  / А.А.Тихомирова // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении» : сб. науч. статей. – Кемерово : КемГИК, 2023 – Вып. 10. – С. 103–107.
  • Тихомирова, А.А. Макротематизм и микротематизм в современной музыкальной композиции: некоторые особенности драматургии и формообразования  / А.А. Тихомирова // Вестник Кемеровского государственного института культуры. – 2024. – № 66. – С. 135–144.
  • Тихомирова, А.А. Микротематизм и техники композиции в музыке второй половины XX – начала XXI века  / А.А.Тихомирова // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2024. – № 44. – С. 28–39.

    Учебные программы:

  • Тематизм и его свойства в белорусской камерно-инструментальной музыке второй половины XX в. // Материалы в программе-конспекте для музыкальных вузов // Теоретические проблемы белорусской музыки XX в.— Минск: БГАМ, 2005.
  • Музыкальная грамота: учебная программа для студентов подготовительного отделения музыкальных вузов по специальности 1-16 01 10. — Минск, 2008.
  • Элементарная теория музыки: учебная программа для студентов подготовительного отделения музыкальных вузов по специальности 1-16 01 10. — Минск, 2008.
  • Сольфеджио: учебная программа для слушателей подготовительного отделения музыкальных вузов по cпециальности 1-16 01 10. — Минск, 2017.
  • Сольфеджио: учебная программа для студентов музыкальных вузов по cпециальности 1-16 01 10. — Минск, 2017.
  • Педагогическая практика: учебная программа для студентов направления специальности «Искусствоведение (музыковедение») и специальности «Композиция». – Минск, 2020.
  • Методика написания научно-методической работы: учебная программа для студентов направления специальности «Струнные смычковые инструменты» и «Духовые инструменты» – Минск, 2020.
pic pic pic