Должность: Доцент кафедры теории музыки Ученая степень: Кандидат искусствоведения (1990) Ученое звание: Доцент (1994) Образование: Белорусская государственная консерватория (1971), там же аспирантура (1974) под руководством В.И. Елатова. Прошла курс повышения квалификации преподавателей музыкальных вузов при Московской государственной консерватории под руководством Е.В. Назайкинского и Ю.Н. Холопова (1977) Преподаваемые дисциплины: Гармония, Анализ музыкальных произведений, Полифония, Теория современной композиции, Специальный класс
Родилась 1 октября 1947 в г.Минске (Беларусь).
Член Белорусского союза композиторов (1981), Белорусского союза музыкальных деятелей (1987), Ассоциации белорусских исследователей музыки (2013), Общества теории музыки (Россия, 2013).
В 1974 году начала преподавательскую деятельность в Белорусской государственной консерватории, с 1991 года в должности доцента.
Выступает с докладами на международных научных конференциях (Минск, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Вильнюс, Киев, Даугавпилс, Пенза, Краснодар и др.). Ведет концертно-просветительскую деятельность, в том числе — выступления со вступительным словом и ведение концертов в Белорусской государственной филармонии, Полоцком Софийском соборе, Гродненском государственном музыкальном колледже, Витебской областной филармонии, Белорусской государственной академии музыки и др.. Осуществляет публикации в периодической печати; участвует в передачах Национальной государственной телерадиокомпании. В качестве лектора-музыковеда провела в Минске, Полоцке, Гродно, Витебске, а также Ленинграде, Вильнюсе, Таллине и др. городах св. 500 концертов, в том числе циклы концертов известных органистов А.В. Фисейского и К.К. Шарова «Все органные соч. И.С. Баха», «Антология органного творчества Д. Букстехуде», «Портреты композиторов», «И.С. Бах, его предшественники и современники»; авторские концерты белорусских композиторов и исполнителей (А. Богатырев, Е. Глебов, К. Тесаков, В. Будник, В. Доморацкий, И. Паливода, Э. и С. Носко, В. Курьян, В. Войтик, И. Оловников, М. Жилюк, И. Краснодубский и др.). Является куратором и ведущей программ международного концертного проекта Белорусской государственной филармонии «Шедевры мирового органного искусства».
Награждена Почетной грамотой Белорусской государственной консерватории (1982), Грамотой Министерства культуры Республики Беларусь (2007), нагрудным знаком «За ўклад у развіццё культуры Беларусі» (2007), Почетными грамотами Министерства культуры Республики Беларусь (2012), Министерства образования Республики Беларусь (2016).
Научные интересы связаны с исследованием истории и теории белорусской симфонической музыки и белорусской симфонии как целостного жанрово-стилевого феномена, представленного в динамике развития; с изучением крупных инструментальных форм эпохи барокко, а также – проблем современного белорусского концертного исполнительства. Основная проблематика — жанр, стиль, музыкальная форма барокко и ХХ в., национальные композиторские и исполнительские школы. Автор около 100 научных, методических и музыкально-критических публикаций в белорусских и зарубежных изданиях.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 — Музыкальное искусство: К проблеме крупной формы в белорусской советской музыке: симфонии 1960 – 1980-х годов. Научный руководитель: кандидат искусствоведения А.А. Друкт; Государственная консерватория Литовской ССР (Вильнюс, 1990).
Публикации:
Крупные инструментальные формы эпохи барокко: Органная месса. Sonata da сhiesa: моногр.— Минск, 2008.
Скразное ладагарманічнае развіццё ў сімфанічных цыклах Я. Глебава // Весці АН БССР. Сер. грамадскіх навук.— Мінск, 1979.— № 2.
О принципах композиции симфоний Е. Глебова // Вопросы культуры и искусства Белоруссии.— Минск, 1982.— Вып. 1.
Особенности драматургии и композиции белорусской симфонии 1960—1980-х гг. // Вопросы культуры и искусства Белоруссии.— Минск, 1989.— Вып. 8.
Несонатные циклические композиции в симфониях Д. Смольского и А. Мдивани 1980-х гг. // Белорусская современная музыка на современном этапе. Теоретические очерки: сб. науч. тр.— Минск, 1990.
К проблеме крупной формы в инструментальной музыке // Научные труды БГАМ.— Минск, 1992.— Вып. 2: Теоретические проблемы современной музыки.
Авангардысцкія тэндэнцыі ў беларускай. музыцы 1960-х — пачатку 1990-х гг. і праблема буйной інструментальнай формы // Пытанні культуры і мастацтва Беларусі.— Мінск, 1993.— Вып. 12.
Вопросы становления и развития жанра симфонии в Беларуси // Научные труды БГАМ.— Минск, 2001.— Вып. 6: Теоретические проблемы музыки ХХ в.
Метаморфозы церковной сонаты эпохи барокко // Теоретическое музыкознание на рубеже веков: сб. ст.— Минск, 2002.
Театральный симфонизм Е. Глебова // Музыкальная академия.— 2005.— № 3.
Белорусская симфония как феномен национальной художественной культуры: к постановке вопроса // Научные труды БГАМ.— Минск, 2005.— Вып. 10: Музыка и глобализация культуры.
Trio Sonatas of Dieterich Buxtehude — Stilistic Traits // The Diapason.— 2007.—
Из архивных материалов: Третья и Четвертая симфонии В.А. Золотарева // Весцi БДАМ.— 2009.— № 14.
Заветы Мастера: о симфоническом стиле Е. Глебова // Весцi БДАМ.— 2009.— № 15.
Ансамблевые сонаты Генри и Даниэля Перселлов // Весцi БДАМ.— 2011.— № 18.
Оркестровые увертюры С. Монюшко в жанрово-стилевом пространстве европейского романтизма // Шопен и пути развития европейского романтизма: сб. ст.— Минск, 2011.
Третья симфония Е. Глебова: у истоков белорусского концертного симфонизма // Муз. культура Беларусі на скрыжаванні эпох // Навук. працы БДАМ.— Вып. 26. Сер. 1: Беларуская музычная культура.— Мінск, 2011.
Фортепианное и органное концертно-исполнительское искусство // Белорусское концертно-исполнительское искусство: последняя треть ХХ — начало ХХI вв.— Минск, 2012.
Традиции Sonata da chiesa в камерно-инструментальном творчестве Генри Перселла // Muzikas zinatne sodien: pastavigais un mainigais. IV. Zinatnisko rakstu krajums. Daugavpils universitātes akadēmiskais apgāds.— 2012.
«Альпийская симфония-баллада» Е. Глебова в контексте развития жанра хореографической симфонии // Весцi БДАМ.— 2013.— № 22.
«Примиренные вкусы» или особенности жанра и формы в Трио-сонатах Ф. Куперена // Весцi БДАМ.— № 23.
Становление циклической формы Sonata da chiesa в итальянской инструментальной музыке XVII — начала XVIII вв. // Известия НАН Беларуси. Серия гуманитарных наук.— Минск, 2014.— № 2.
О «тайной поэтике» Трио-сонат Дитриха Букстехуде: вопросы организации макроцикла // Весцi БДАМ.— 2014.— № 24.
Органная месса эпохи барокко и ее рецепция в современной науке о музыке и концертно-исполнительской практике // Весцi БДАМ.— 2014.— № 25.
François Couperin´s Trio Sonatas as a Genre and Stilistic Phenomen of Baroque Instrumental music // Muzikas zinatne sodien: pastavigais un mainigais. IV. Zinatnisko rakstu krajums.— Daugavpils, 2015.
Фантасмагория И. Босха в зеркале симф. концепции О. Ходоско (Пятая симфония «Семь смертных грехов») // Весцi БДАМ.— 2016.— № 28.
Современная белорусская симфония: традиции отечественной композиторской школы и новые парадигмы жанра // I Міжнародны навуковы кангрэс беларускай культуры: зб. матэрыялаў.— Мінск, 2016.
Симфонии О. Ходоско: метаморфозы жанра // Науч. вестник «Часопис» Нац. муз. академии Украины им. П. И. Чайковского.— 2016.— № 1 (30).
Жанр симфонии в панораме современной белорусской музыки // Вести Института современных знаний № 3. – 2017. – С. 55 – 59.
Проблемы жанра и формы в белорусской симфонии второй половины ХХ – начала ХХI века // Теоретические проблемы белорусской музыки второй половины ХХ – начала ХХI века / Научные труды БГАМ. – Вып. 41. – Серия 3. Вопросы теории музыки. – Минск, 2017. – С. 20 – 52.
Теоретические проблемы белорусской музыки второй половины ХХ – начала ХХI века / Научные труды БГАМ. – Вып. 41. – Серия 3. Вопросы теории музыки. – Минск, 2017. – 212 с. (Составление сборника, Предисловие, совместно с Р. Сергиенко).
Симфоническая гексалогия О. Ходоско: метаморфозы жанра и константы стиля. – Весцi Беларускай дзяржаўнай акадэмii музыкi № 32 . – Мiнск, – С. 50 – 59.
Канцэртнае арганнае выканальніцтва ў Беларусі: імены і падзеі // Арганы Беларусі / склад. А.У Бурдзялёў. – Мінск: Беларуская энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2018. – С. 337 – 343.
Фортепианное концертно-исполнительское искусство // Белорусское концертно-исполнительское искусство современности: 1991 – 2016. – Минск: Беларуская навука, 2018. – С. 46 – 82.
Органное концертное исполнительство в Беларуси // Белорусское концертно-исполнительское искусство современности: 1991 – 2016. – Минск: Беларуская навука, 2018. – С. 83 – 95.
Хореографическая симфония в музыкально-театральном пространстве белорусского искусства // Белорусский балет в мировом культурном пространстве / сост. С. И. Улановская; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 45. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2018. – С. 149 – 158.
Пути формирования концертного органного исполнительства в Беларуси //
Профессиональное музыкальное образование на современном этапе: традиции и новации / сост. Н. О.Арутюнова, Н. В. Мацаберидзе; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 44. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2018. – с. 126 – 140. (228 с.).
Stanislaw Moniuszko’s Symphonic Heritage in the Space of European Romanticism //International conference «Stanislaw Moniuszko, a prominent citizen of Vilnius». – 13 – 14 June, 2019. – S. 1 – 3.
То же на литовском языке: Stanislavo Moniuskos simfoninis palikimas romantizmo zanru ir stiliaus erdveje // Muzikos barai. – 2019, Birzelis. – S. 3 – 5.
Концертные увертюры С.Монюшко: жанровые универсалии в зеркале индивидуального стиля композитора / О.П.Савицкая // Мастацкая прастора Еўропы XIX – пачатку XXI ст. і Станіслаў Манюшка: гісторыя і сучасны стан: матэрыялы Міжнар. навук.-практ. форуму, Мінск, Смілавічы, 30 – 31 мая 2019 г. // Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі; рэдкал.: А.І.Лакотка [і інш.] ; рэд-уклад.: Н.А.Капыцько. – Мінск: Беларуская навука, 2021. – С. 152 – 158.
Полиструктурные формы в больших хоралах из третьей части «Клавирных упражнений» И.С.Баха» // Жизнь музыки. Выпуск 2: К 110-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского: Материалы Международной научно-практической конференции 22 – 24 ноября 2016 г. / Московская гос. консерватория им. П.И.Чайковского, Уфимский гос. ин-т искусств им. З.Г Исмагилова; ред-сост. К.В.Зенкин, Е.Р.Скурко, В.А.Шуранов. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2018. – С. 150 – 169.
Полиструктурная форма как понятие и как явление инструментальной музыки барокко и современности Актуальные проблемы терминологии в контексте современного белорусского музыкознания / сост. Т.А.Титова; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. — Вып. 47. – Серия 3. – Минск, 2019. – С. 25 – 46.
Über die «verborgene Poetik» der Triosonaten von Dieterich Buxtehude // Buxtehude-Studien. Band 3 (2019). — Musikverlag, Bonn. – S. 83 – 92.
Понятие Sonata da chiesa в контексте историко-стилевой эволюции музыки XVII – XXI веков // Термины, понятия и категории в музыковедении: Четвертый Международный конгресс Общества Теории Музыки. – Казань, 2 – 5 октября 2019 года. – Тезисы докладов. – Казань, 2019. – С. 71 – 72.
Трио-соната «Штейнкерк» (“La Steinquerque”) Франсуа Куперена: проекции программности / О.П.Савицкая // Україна. Європа. Світ. Історія та імена в культурно-мистецьких рефлексіях: Тезисы докладов Четвертой международной научно-практической конференции. Киев, 5 – 6 ноября 2020 года. – С. 168 – 173.
Полифонические формы в трио-сонатах Дитриха Букстехуде / О.П.Савицкая // Органное искусство. – Вып. 3. – Избранные материалы конференций «Гнесинские органные чтения» / Ред.-сост. А.В.Фисейский. – М.: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2021. – С. 149 – 165.
Учебные программы:
История мировой музыки: учебная программа для студентов специальности «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций».— Минск, 2005.
Теоретические проблемы белорусской музыки ХХ в.: программа-конспект для музыкальных вузов по спец. 1-21 04 02 01.— Минск, 2005.
Теория современной композиции: Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности 1 16 01 03 Фортепиано. – Минск 2018.
Теория музыки (гармония): программа-конспект для музыкальных вузов по спец. 1-16 01 03.— Минск, 2020.
Теория музыки (анализ музыкальных произведений): программа-конспект для музыкальных вузов по специальности 1-16 01 03.— Минск, 2020.
Теория современной композиции: Раздел 2. Проблемы современной композиции в белорусской музыке 1960 – 2010-х годов: Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности 1 21 04 02-01 Искусствоведение (музыковедение). – Минск 2020.