История кафедры пения
С первых дней работы Белорусской государственной консерватории (ныне – Белорусской государственной академии музыки) кафедра пения постоянно занимала одно из ведущих мест среди исполнительских кафедр. Этому способствовали общая певческая культура белорусского народа, а также высокий профессиональный уровень тех известных певцов прошлого столетия, кто стоял у истоков высшего вокального образования в Белоруссии и был партнёром Федора Ивановича Шаляпина, Антонина Васильевны Неждановой и Леонида Витальевича Собинова: это Антон Петрович Боначич, Павел Ильич Тихонов, Евгений Эдуардович Виттинг. Ими были воспитаны первые в Белоруссии народные артисты СССР и БССР Лариса Помпеевна Александровская, Николай Дмитриевич Ворвулев, Михаил Иванович Денисов, Софья Юрьевна Друкер, Исидор Михайлович Болотин и др. Их дело продолжили такие выдающиеся певцы, как профессор Сергей Дмитриевич Осколков, народная артистка СССР, профессор Тамара Николаевна Нижникова, народный артист БССР, профессор Анатолий Михайлович Генералов, народная артистка БССР, профессор Лидия Ивановна Галушкина, заслуженный артист Республики Беларусь, кандидат искусствоведения, профессор Леонид Петрович Ивашков, народная артистка БССР, доцент Ирина Семёновна Шикунова, народная артистка БССР, доцент Любовь Константиновна Каспорская, народный артист РСФСР, доцент Эдуард Иванович Пелагейченко, заслуженная артистка БССР, старший преподаватель Лариса Павловна Максимова, заслуженная артистка Республики Беларусь, старший преподаватель Надежда Александровна Губская, заслуженная артистка Бурятии, старший преподаватель Жанна Наумовна Габба,старшие преподаватели Нина Александровна Павлова, Рогович Валентина Николаевна.
Сегодня традиции белорусской певческой школы развивают известные певцы и педагоги: заслуженная артистка БССР, профессор Людмила Яковлевна Колос, народный артист Беларуси, профессор Пётр Васильевич Ридигер, заслуженный артист Республики Беларусь, доцент Михаил Александрович Зданевич, доцент Людмила Ивановна Щербакова, заслуженный артист Республики Беларусь и Украины, доцент Михаил Александрович Жилюк, заслуженный артист РСФСР, доцент Николай Сергеевич Моисеенко, доцент Василий Иванович Клиндухов, народная артистка Беларуси доцент по должности Наталья Александровна Руднева, заслуженная артистка Беларуси, доцент по должности Елена Владимировна Шведова, старший преподаватель Дина Алексеевна Трухан-Богданова, а также молодые специалисты, выпускники аспирантуры преподаватели Светлана Александровна Белая, Ирина Владимировна Лой. В настоящее время кафедру возглавляет доцент Татьяна Николаевна Цыбульская.
На кафедре преподают известные в республике певцы: народная артистка Беларуси, профессор Анастасия Игоревна Москвина, народная артистка Беларуси, доцент Нина Владимировна Шарубина, народный артист Беларуси, доцент по должности Сергей Валентинович Франковский, заслуженная артистка Беларуси, доцент по должности Татьяна Александровна Третьяк, заслуженная артистка Беларуси старший преподаватель Елена Геннадьевна Бунделева, солистка Белорусского государственного академического музыкального театра, обладатель медали Франциска Скорины, старший преподаватель Лидия Александровна Кузьмицкая. Будучи лауреатами различных международных и национальных конкурсов, имея опыт выступления на больших оперных сценах и престижных концертных площадках, они воспитывают новое поколение мастеров вокального искусства. Педагогический состав кафедры постоянно пополняется специалистами высокого исполнительского уровня. На кафедре преподают председатель цикловой комиссии «Пение» МГМК им. М.И. Глинки, доцент по должности Ольга Александровна Косарева, выпускник магистратуры, старший преподаватель Николай Николаевич Раманчук, выпускница магистратуры, преподаватель Ирина Болеславовна Скварко.
Кафедра пения гордится своими лауреатами международных конкурсов: Валерием Кучинским, Михаилом Зданевичем, Людмилой Колос, Виктором Скоробогатовым, Михаилом Жилюком, Маратом Григорчиком, Михаилом Рысовым, Иваном Шупеничем, Ириной Гордей, Сергеем Франковским, Олегом Ковалевским, Еленой Сало, Андреем Морозовым, Владимиром Морозом, Анастасией Москвиной, Татьяной Гавриловой, Людмилой Лазарчик, Натальей Александрович, Юрием Городецким, Ильей Сильчуковым, Оксаной Волковой, Диной Трухан-Богдановой, Павлиной Елисеевой, Людмилой Карпук, Мартой Данусевич, Павлом Петровым, Марией Шабуней, Анатолием Сивко и др.
За последние годы в Академии музыки на базе кафедры пения были организованы мастер-классы с известными музыкантами, среди которых Драгомир Ненов (Болгария), Дмитрий Вдовин (Россия), Оливье Эт (Франция), Дмитрий Хворостовский (Россия), Кристиан Мандзони (Италия), Мехтхильда Бах (Германия), Зигрида Кригере (Латвия), Екатерина Стародубровская (Россия) и др.
Преподавателями и студентами ведётся активная концертная деятельность на различных площадках в Беларуси и за её пределами. Благодаря молодым талантам белорусская вокальная школа идёт по пути интеграции в европейское и мировое культрное пространство, утверждая высокий статус страны. Голоса молодых певцов, выпускников Белорусской государственной академии музыки, звучат на известных мировых сценах: в Метрополитен-опера в Соединённых Штатах Америки, Королевского театра Ковент-Гарден в Великобритании, Ла Скала в Италии и других ведущих европейских и мировых театральных площадках.
История кафедры оперной подготовки и хореографии
В 1939 году по инициативе заведующего кафедрой сольного пения Белорусской государственной консерватории профессора П.Тихонова при консерватории была создана оперная студия. Возглавила студию профессор А.Шперлинг, затем её сменил доцент С.Капара. В студии работали дирижёры Н.Балазовский и Р.Рубинштейн, режиссёр П.Златогоров, которые много сделали для повышения уровня актёрского мастерства белорусских певцов. Лучшими исполнителями оперных партий были студенты Р.Евраев, Е.Пашкова, Л.Тупченко, О.Фурс, М.Горелик, С.Айзенберг, Е.Шарейко. За два года (1939–1941) были поставлены оперы «Свадьба Фигаро», «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник», музыкальная комедия Н.Чуркина «Кок-сагыз», которые получили признание широкой музыкальной общественности. В оркестре оперной студии начинали свою профессиональную деятельность скрипачи Б.Афанасьев, Н.Братенников и С.Основич, в студийном хоре пели В.Борисенко и Л.Масленникова (обе впоследствии – народные артистки РСФСР, солистки Большого театра СССР).
Вновь оперная студия была организована в 1960 году и с тех пор непосредственно связана с кафедрой оперной подготовки. Возглавил студию режиссер С.Капара. Сценическую подготовку вели дирижёры И.Гитгарц, Р.Рубинштейн, С.Ратнер, режиссёры Н.Сердобов и Ю.Уженцев. Значительную роль в работе кафедры сыграли старейшие педагоги: Н.Н.Сердобов, известный оперный певец и энтузиаст оперного искусства, и Д.М.Румянцев. С 1964 года кафедру возглавил Ю.К.Новиков, преподавали Г.Н.Дугашев, Л.П.Лях, Р.Я.Евраев, В.А.Захаров и др. В 1960–1973 годах было поставлено более 20 опер, среди них почти половину репертуара занимали советские и белорусские спектакли. Заметным явлением музыкального искусства страны стала первая постановка оперы П.Подковырова «Павел Корчагин» по роману Н.Островского «Как закалялась сталь» (1967).
С 1975 года кафедрой оперной подготовки руководил Ю.Г.Уженцев. Для работы на кафедре были приглашены С.А.Штейн, М.Н.Изворска-Елизарьева, А.М.Лапунов, О.М.Дадишкилиани. В период с 1975 по 1978 гг. оперная студия показала восемь новых спектаклей, в том числе оперы белорусских авторов. После внезапной кончины Ю.Г.Уженцева кафедрой заведовал (с сентября 1979 по 1983 год) заслуженный артист БССР В.Д.Гончаренко, имевший большой стаж оперного певца. За это время были поставлены несколько спектаклей, оперы «Севильский цирюльник» и «Паяцы» получили наибольшее признание. Профессор МГК Е.Я.Рацер, будучи председателем ГЭК, отмечал, что «кафедра растёт творчески, спектакли поставлены академически грамотно, с хорошим вкусом; это бесспорная удача оперной студии, прекрасная учебная работа».
С 1983 до 2012 года кафедрой оперной подготовки руководил заслуженный артист БССР, доцент М.А.Зданевич. В период до 2012 г. оперной студией было поставлено более 40 оперных спектаклей, которые имели большой успех у зрителя: оперы «Кармен», «Паяцы», «Евгений Онегин», «Сельская честь», «Мамаша Кураж», «Любовный напиток», «Севильский цирюльник», «Свадьба Фигаро», «Травиата», «Иоланта», «Фауст» и др.
Огромный вклад в работу кафедры внесли заслуженный артист БССР Е.Н.Павлович, заслуженная артистка БССР Т.Н.Алексеева, народная артистка Беларуси Н.С.Давыденко, народный артист БССР С.А.Штейн, старшие преподаватели И.З.Смушкевич и С.А.Никипелова. В последние годы закончили свою трудовую деятельность на кафедре профессор Ю.К.Новиков, стаж работы которого на кафедре составлял свыше 25 лет, и доцент Э.В.Арашкевич.
Кафедра хореографии была организована в 1994 году под руководством заслуженного деятеля искусств БССР, лауреата Государственной премии Беларуси, доктора искусствоведения, профессора Ю.М.Чурко. Впервые в республике началась подготовка хореографов с высшим образованием. В сентябре 2010 года кафедру хореографии возглавил народный артист СССР, профессор В.Н.Елизарьев. 25 апреля 2011 года кафедра оперной подготовки была объединена с кафедрой хореографии.
С 2013 по 2022 год кафедрой оперной подготовки и хореографии руководила И.Н.Гаранец. В этот период было поставлено более 25 спектаклей, среди которых «Летучая мышь», «Евгений Онегин», «Травиата», «Так поступают все женщины», «Иоланта», «Семь невест и один жених», «Волшебная флейта», «Дитя и Волшебство», «Царская невеста», «Богема», «Бастьен и Бастьенна», «Фауст», «Алеко» идр.
Педагогический состав кафедры значительно обновился. В настоящее время преподают Ирина Геннадьевна Крикунова (заведующий кафедрой), профессор Валентин Николаевич Елизарьев, профессор Виктор Владимирович Саркисьян, профессор Александр Михайлович Анисимов, доцент Анна Дмитриева Моторная, доцент Ольга Александровна Лаппо, доцент Наталья Николаевна Фурман, доцент Александр Иванович Высоцкий, старшие преподаватели Нина Николаевна Дьяченко, Сергей Леонидович Микель, Марина Николаевна Третьякова, Юрий Александрович Караваев, преподаватели Ксения Руслановна Мелешко и Дмитрий Евгеньевич Бахталин.
Учебная деятельность кафедры основывается на лучших образцах отечественной и мировой оперной культуры и направлена на достижение высокого профессионального мастерства, развитие природных вокальных и актёрских данных, формирование творческой индивидуальности.