Кафедра теории музыки

Титова Татьяна Андреевна

Должность: Доцент кафедры теории музыки
Ученая степень: Кандидат искусствоведения (1994)
Ученое звание: Доцент (2000)
Образование: Белорусская государственная консерватория (1974, класс Н.Н. Юденич), там же аспирантура (1977) под руководством М.С. Скребковой-Филатовой
Преподаваемые дисциплины: Гармония, Сольфеджио, Анализ музыкальных произведений, Музыкально-теоретические системы, Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин, Специальный класс


Родилась 22 апреля 1951 в г.Слуцке (Беларусь).

С 1988 работает на кафедре теории музыки Белорусской государственной академии музыки, с 1990 в должности доцента. В 1995-2002 и в 2016-2021 гг. занимала должность заведующего кафедрой теории музыки.

Ведет учебные курсы гармонии, сольфеджио, анализа музыкальных произведений, музыкально-теоретических систем, методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин, специальный класс, руководит магистрантами и аспирантами.

Член жюри I—V Республиканских олимпиад по музыкально-теоретическим дисциплинам.

Награждена Почетными грамотами Министерства культуры Республики Беларусь (2001, 2021), Министерства образования и науки (2001, 2002). Имеет Благодарности ректора Белорусской государственной академии музыки.

Научные интересы связаны с учением о мелодии, теорией гармонии, проблемами жанров и стилей, особенностями современной музыкальной композиции, а также историей музыкальной теории.

Кандидатская диссертация: Вопросы анализа современной мелодики: (на материале произведений для духовых и струнных смычковых инструментов соло) / Российская академия музыки им. Гнесиных.— М., 1994. Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор М.С. Скребкова-Филатова.

Публикации:

  • Сальфеджыа на матэрыяле беларускай музыкі: вучэб. дапаможнік для муз. навучальных устаноў.— Мінск, 1996 (в соавт.).
  • Метод. вопросы гармонии: о типичных ошибках в решении гармонических задач: уч.-метод. пособ.— Минск, 2008 (в соавт.).
  • О пространственно-временной модели восприятия одноголосия и многоголосия // Восприятие музыки.— М., 1980.
  • Заметки о современном мелосе в сочинениях для струнных и духовых соло // Теоретические проблемы современной музыки.— Минск, 1992.— Вып. 2.
  • Восхождение к Шуберту: (об опере Шуберта-Денисова «Лазарь, или Торжество воскрешения») // Романтизм в музыке: материалы научно-теоретической конференции.— Минск, 1999.
  • Мелос ХХ в.: индетерминанты и детерминанты // Теоретическое музыкознание на рубеже веков.— Минск, 2002.
  • О важнейших методологических противоречиях современного учения о мелодии // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: сб. тр. по материалам Международной научной конференции / РАМ им. Гнесиных.— М., 2002.
  • Фортепианные сочинения Галины Гореловой: 1980—1990-е гг. // Весці БДАМ.—  2002.— № 2.
  • Творчество белорусских композиторов ХХ в. в зеркале нотных изданий // Весці БДАМ.— 2004.— № 5.
  • Мелодика solo: произведения Галины Гореловой для духовых инструментов без сопровождения // Музычная культура Беларусі на скрыжаванні еўрапейскіх шляхоў: матэрыялы навук. канф.— Нясвіж, 2009.
  • Вторая редакция хорового цикла Г.В. Свиридова «Песнопения и молитвы»: некоторые акценты семантики и поэтики // Весці БДАМ.— 2010.— № 17.
  • Музыкальное приношения Несвижу // Музычныя скарбы беларускай зямлі: да 15-годдзя музычна-гістарычнага праекта Нацыянальнага канцэртнага аркестра Беларусі.— Мінск, 2010.
  • Барельефы библейских строк в мистерии «Франциск» Александра Литвиновского // Беларуская музыка ў каардынатах еўрапейскага мастацтва: матэрыялы навуковай канферэнцыі.— Нясвiж, 2011.
  • О многообразии многохорного письма в хоровых произведениях Г.В. Свиридова // Весці БДАМ.— 2015.— № 26.

Составление и научное редактирование:

  • К 90-летию Д. Д. Шостаковича: материалы научно-теоретической конференции.— Минск, 1997.
  • Романтизм в музыке: материалы научно-теоретической конференции.— Минск, 1999.
  • Л. Абелиович. Камерно-вокальные сочинения (в соавторстве).— Минск, БГАМ, 2015.
  • Актуальные проблемы терминологии в контексте современного белорусского музыкознания: сборник научных трудов кафедры теории музыки БГАМ. — Вып. 47. — Минск, 2019.
  • Современное белорусское композиторское творчество: Семантика. Поэтика. Техники композиции: сборник научных трудов кафедры теории музыки БГАМ. — Вып. 52. — Минск, БГАМ, 2021.
pic pic pic