ДВУЖИЛЬНАЯ ИНЕССА ФЕДОРОВНА

ДВУЖИЛЬНАЯ ИНЕССА ФЕДОРОВНА

Должность: Профессор кафедры истории музыки и музыкальной белорусистики (штат. совместитель)
Ученая степень: Доктор искусствоведения (2023)
Ученое звание: Доцент (2012)
Образование: Белорусская государственная консерватория им. А. В. Луначарского (1992, класс Г. С. Глущенко), аспирантура БГАМ (в форме соискательства, 2005, науч. рук. Н. С. Степанская), докторантура БГАМ (2023, науч. консультант Е. Н. Дулова).
Преподаваемые дисциплины: Научное руководство магистерскими и кандидатскими диссертациями.


Родилась 23 марта 1967 в г. Гродно (БССР).
Педагогическая деятельность: ДМШ №1 г. Гродно (1986-2004), преподаватель теоретических дисциплин; Гродненское музыкальное училище (с 2008 г. УО «Гродненский государственный музыкальный колледж») (с 2004 – по наст. время), преподаватель музыкально-теоретических дисциплин); БГАМ (филиал кафедр БГАМ в Гродно, 2003‑2009), ГрГУ им. Янки Купалы (с 2010 ‑ по наст время), ст. преподаватель, доцент, профессор кафедры музыкального искусства (ГрГУ им. Я. Купалы), истории музыки и музыкальной белорусистики (БГАМ).
Сфера научных интересов: зарубежная музыка ХХ века, творчество композиторов Беларуси, тема Холокоста в музыкальной культуре.
Награждена: нагрудным знаком «За ўклад у развіццё культуры Беларусі» (2019), почетными грамотами Совета министров Республики Беларусь (2013), Министерства культуры Республики Беларусь (2017). Лауреат премии Гродненского областного исполнительного комитета им. А. Дубко «За творческие достижения в сфере культуры и искусства» (2015).
Кандидатская диссертацияАмериканский музыкальный минимализм в художественной культуре второй половины XX века / Минск, БГАМ, 2005.
Докторская диссертация: Тема Холокоста в академической музыке Беларуси, Украины, России / БГАМ. – Минск, БГАМ, 2023.
Публикации
Монографии:

  • Американский музыкальный минимализм.  Минск: Издатель А. Н. Вараксин, 2010. 284 с.
  • Тема Холокоста в академической музыке. – Гродно : ГрГУ, 2016. 227 с.
  • Память о Холокосте в академической музыке Беларуси, Украины, России. – Минск : БГАМ, 2022. 260 с.

 

Учебные пособия:

  • Очерки о зарубежной музыке ХХ века : учеб. пособие /И.Двужильная – Минск : БелИПК, 2000. – 216 с.
  • Белорусская музыкальная литература: метод. пособие для преподавателей ДМШ, ДШИ. – Минск : БелИПК, 2000. 214 с; 2-е изд.– Минск, Витпостер. 189 с.
  • Беларуская музычная літаратура. Ч. 1 : 1900–1959 (у сааўт. з С. У. Коўшык).– Мінск : Ін-т культуры Беларусі, 2012. 166 с.

 

Избранные статьи (за период 2012‑2022):

  • Содержательный аспект Второй симфонии Олега Сонина «F. Lorca. In Honorem et in memoriam» : в лучах темы Холокоста // Весцi БДАМ. 2013. № 22;
  • Композитор Михаил Крошнер – узник Минского гетто // Часопис Національної музичної академії України ім. П. І. Чайковського. 2014. № 4 (25);
  • Григорий Фрид. Моноопера «Дневник Анны Франк»: театр одной актрисы // Музыкальный театр: история и современность : сб. науч. тр. БГАМ. Минск, 2015. Вып. 34;
  • Память о Бабьем Яре в звуках музыки // Часопис Національної музичної академії України ім. П. І. Чайковського. 2015. № 1 (26);
  • В гармонии двух муз // Григорий Фрид: Вариации длиною в жизнь : сб. ст. М. : Композитор, 2015;
  • Образовательный курс «Тема Холокоста в академической музыке» : методологический аспект // Музыкальное образование XXI века : рубежи и перспективы: сб. науч. тр. БГАМ. Минск, 2016. Вып. 39;
  • Хоровая опера Михаила Броннера «Долгое возвращение» : идея, реализация, перспективы // Часопис Національної музичної академії України ім. П. І. Чайковського. 2016. № 4 (33);
  • Образ Анны Франк в музыкальном искусстве // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі НАН Беларусі. Мінск : Права і эканоміка, 2017. Вып. 22;
  • Опыт мемориализации Холокоста в музыке (на примере поэмы «Боль Земли» И. Левина на стихи И. Хентова для симфонического оркестра, смешанного и детского хоров) // Весці БДАМ. 2017. № 30;
  • Мечислав Вайнберг и Беларусь : к 100-летию со дня рождения композитора // Весці БДАМ. 2018. № 33;
  • О роли Н. С. Степанской в изучении музыкальной иудаики в Беларуси // Науч. труды БГАМ. Минск, 2018. Вып. 44. (в соавт. с Д. В. Слеповичем);
  • Эди Тырманд и Мечислав Вайнберг : перекрестки судеб // Весцi БДАМ. 2020. № 36;
  • Мечислав Вайнберг в Минске // Музыкальная культура современной России: коллектив. моногр. Курск : Планета, 2020. С. 68–76.
  • Тема Холокоста в искусствоведении: исследовательская мысль // Весцi БДАМ. 2021. № 37;
  • Концерт для оркестра «Желтые звезды» Исаака Шварца: в зеркале музыкальной культуры ашкеназов // Оpera musicologica. 2021. № 3;
  • Сергей Беринский. Реквием «Памяти Януша Корчака» // Весцi БДАМ. 2021. № 38;
  • Знаки ашкеназской традиции в музыке о Холокосте: размышляя о сочинениях М. Гнесина, Д. Клебанова, Э. Тырманд, М. Вайнберга // Весці БДАМ. 2021. № 39;
  • Экзистенциал надежды в симфонических картинах «Атиква» Михаила Глуза // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2022. № 2;
  • «Желтые звезды» : память о Холокосте в музыкальном проекте Санкт-Петербургской филармонии // ИКОНИ. 2022. № 1;
  • Thе Holocaust in Music. Composers from the Former Soviet Union // Scores of Commemoration. The Holocaust in Music / Her. B. Rasku und V. Pawlowsky ; Wien Herausgegeben vom Wiener Wiesenthal Institut für Holocast – Studien (VWI). – Wiener, 2015.

 

Учебные программы:

  • Тыпавая вучэбная праграма «Беларуская музычная літаратура» прафесійнага кампанента тыпавога вучэбнага плана па спецыяльнасцям 2-16 01 02 «Дырыжыраванне», 2-16 01 31 «Інструментальнае выканальніцтва», 2-17 03 01 «Мастацтва эстрады», 2-21 04 31 «Музыказнаўства» для рэалізацыі адукацыйнай праграмы сярэдняй спецыяльнай адукацыі, якая забяспечвае атрыманне кваліфікацыі спецыяліста з сярэдняй спецыяльнай адукацыяй / склад. І. Ф. Двужыльная. – Мінск, 2020. – 68 с.