Совет по защите диссертаций

Соискатели

15 марта 2024 года в 14.00 на заседании Совета по защите диссертаций в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» (ул. Интернациональная, 30, ауд. 101) состоится публичная защита диссертации Светланы Николаевны Немцовой-Амбарян «МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ ТЕКСТ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН (ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Е.А. ГЛЕБОВА)» на соискание ученой степени доктор искусствоведения по специальности 17.00.02 – музыкальное искусство. Научная работа выполнена на кафедре теории музыки БГАМ (научный консультант – Дулова Екатерина Николаевна, доктор искусствоведения, профессор, генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь). Официальными оппонентами диссертации выступят Науменко Татьяна Ивановна (доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе, заведующий кафедрой теории музыки ФГБОУ ВО «Российская академии музыки имени Гнесиных»), Скафтымова Людмила Александровна (доктор искусствоведения, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры истории русской музыки ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова»), Котович Татьяна Викторовна (доктор искусствоведения, профессор). Оппонирующая организация: Государственное научное учреждение «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси».

Цель работы состоит в выявлении сущности музыкально-театральных текстов Е.А. Глебова как художественного феномена в контексте стиля эпохи, авторского и жанрового стиля, эдиционной практики.

Методология исследования базируется на системном подходе, позволяющем осмыслить художественно-эстетические, историко-стилевые, теоретические и эдиционные аспекты музыкально-театрального текста. Решение поставленных задач обусловило объединение подходов к изучению художественного текста, сформированных в генетической критике, герменевтике, культурологии, литературоведении, музыкальной текстологии, музыковедении, поэтике, психологии, семиотике, театроведении, феноменологии, философии, эстетике.

Материалом исследования послужило музыкально-театральное наследие Е.А. Глебова, представленное шестью балетами («Мечта», «Альпийская баллада», «Избранница», «Тиль Уленшпигель», «Курган», «Маленький принц»), тремя операми («Бандароўна», «Твоя весна», «Мастер и Маргарита») и тремя музыкальными комедиями («Притча о наследниках, или Репортаж из преисподней», «Миллионерша», «Калізей»).

В диссертации впервые атрибутируется, систематизируется и вводится в научный обиход монументальный пласт архивных документов, на основании которых раскрываются особенности мышления Е.А. Глебова, его творческого процесса и метода работы над рукописями музыкально-театральных произведений, обосновывается «основной текст» последней оперы «Мастер и Маргарита» и разрабатывается концепция Научного цифрового издания.

Практическая значимость результатов проведенного исследования подтверждена актами внедрения (9 актов) материалов диссертации в содержание комплексной подготовки специалистов в области музыкального искусства на уровне І и ІІ ступени получения высшего образования.

Область применения – искусствоведение, музыковедение (история и теория музыки), театроведение, культурология, история и теория театрального искусства, общая история искусств, текстология.

АВТОРЕФЕРАТ

ОТЗЫВ научного консультанта Е.Н.Дуловой

ОТЗЫВЫ НА АВТОРЕФЕРАТ

ОТЗЫВЫ ОФИЦИАЛЬНЫХ ОППОНЕНТОВ

ОТЗЫВ ОППОНИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

21 ноября 2023 года в 14.00 на заседании Совета по защите диссертаций в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» (ул. Интернациональная, 30, ауд. 101) состоится публичная защита диссертации Максима Фомича Шкулепы на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности «Музыкальное искусство» (17.00.02). Тема диссертации – «Произведения для трубы в белорусской музыке XXXXI вв.: композиторское творчество и исполнительская практика». Научная работа выполнена на кафедре истории музыки и музыкальной белорусистики учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки». Научный руководитель: Лисова Елена Васильевна (заведующий кафедрой истории музыки и музыкальной белорусистики учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», кандидат искусствоведения, доцент). Официальные оппоненты: Двужильная Инесса Федоровна (доктор искусствоведения, доцент, преподаватель учреждения образования «Гродненский государственный музыкальный колледж», Скороходов Владимир Павлович (кандидат философских наук, доктор культурологии (РФ), заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, профессор кафедры деревянных духовых инструментов учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки. Оппонирующая организация: Государственное научное учреждение «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси».

Цель исследования ‑ выявить жанрово-стилевое и образное своеобразие произведений для трубы белорусских композиторов ХХ‑ХХІ вв., инспирированных творческим взаимодействием с выдающимися представителями белорусского исполнительского искусства.

Использовалась комплексная методология исследования, включающая системно-исторический, историко-инструментоведческий подходы, интонационно-семантический анализ, индивидуально-типологический, индивидуально-психологический, жанрово-стилевой, герменевтический, феноменологический методы и виды анализа.

Диссертация является первым в белорусском музыкознании исследованием музыки белорусских композиторов для трубы, возникшей в ходе длительного становления (1920-е‑1980-е гг.) и расцвета (1990-е‑2000-е гг.) белорусского исполнительского искусства. Творчество белорусских композиторов и деятельность выдающихся белорусских трубачей, педагогов и исполнителей, рассматривается в системном единстве взаимодействия факторов культуры. В исследовании доказывается, что сочинения для трубы белорусских композиторов отражают индивидуальную трактовку инструмента композиторами, обусловленную индивидуальным восприятием образа трубы как инструмента с многовековой историей, сложившимися функциями и образно-выразительной палитрой, устойчивым мелодическим стилем.

Практическая значимость исследования определяется ее направленностью на расширение знаний об истории становления и развития белорусского духового искусства, отечественной школы игры на трубе. Полученные результаты позволяют составить целостное представление о функционировании духового искусства как системы, в триединстве факторов «инструмент – исполнитель –композитор». Материалы диссертации послужат основой для дальнейших исследований в области исполнительского музыковедения, найдут применение в музыкально-теоретических курсах на кафедре медных духовых и ударных инструментов Белорусской государственной академии музыки.

Область применения – искусствоведение, музыковедение, инструментоведение, история и теория исполнительского искусства, музыкальная педагогика, культурология.

АВТОРЕФЕРАТ

ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ОТЗЫВЫ ОППОНЕНТОВ

ОТЗЫВЫ НА АВТОРЕФЕРАТ

ОТЗЫВ ОППОНИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОВЕТА

 

9 февраля 2023 года в 14.30 на заседании Совета по защите диссертаций в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» (ул. Интернациональная, 30, ауд. 101) состоится публичная защита диссертации Светланы Сергеевны Вороновой «Opus memoriae в творчестве белорусских композиторов второй половины ХХ – начала XXI веков: национальное и общечеловеческое» на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности «Музыкальное искусство» (17.00.02).

27 декабря 2022 года в 14.00 на заседании Совета по защите диссертаций в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» (ул. Интернациональная, 30, ауд. 101) состоится публичная защита диссертации Светланы Сергеевны Вороновой на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности «Музыкальное искусство» (17.00.02). Тема диссертации – «Opus memoriae в творчестве белорусских композиторов второй половины ХХ – начала XXI веков: национальное и общечеловеческое». Научная работа выполнена на кафедре истории музыки и музыкальной белорусистики учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки». Научный руководитель: Радослава Николаевна Аладова (кандидат искусствоведения, доцент). Официальные оппоненты: Раиса Ивановна Сергиенко (доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры теории музыки учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки»), Наталья Валерьевна Бычкова (кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры художественного творчества и продюсерства, старший научный сотрудник ОМиНИР ЧУО «Институт современных знаний им. А. М. Широкова»). Оппонирующая организация: Государственное научное учреждение «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси». Цель работы состоит в выявлении своеобразия белорусских opus memoriae второй половины ХХ ‑ начала XXI веков в общемировом музыкальном контексте через обнаружение их национального генезиса. Методология исследования базируется на комплексном подходе, позволяющем проанализировать мемориальные сочинения отечественных авторов в единстве проблем музыкального содержания и композиторского стиля. Часть методов – метод семиотического анализа, метод компаративного анализа, метод целостного анализа – инспирирована необходимостью исследования каждого opus memoriae как уникального единства музыкальных и внемузыкальных, общекультурных элементов. Вместе с тем для выявления уникальности музыкальных мемориалов белорусских композиторов, требуется взгляд с позиции национального менталитета, что обусловливает привлечение метода культурологического анализа. В диссертации впервые в научный обиход вводится и обосновывается понятие «opus memoriae» как указание на принципиальную индивидуальность и неповторимость концептуального претворения мемориальной идеи. Атрибутируется и систематизируется обширный свод сочинений мемориальной тематики в творчестве белорусских композиторов на избранном временном отрезке. Предлагается классификация отечественных opus memoriae в зависимости от адресата мемориального посвящения. Музыкальные мемориалы в творчестве белорусских композиторов второй половины ХХ ‑ начала XXI веков рассматривается с позиции национальной ментальности, что позволяет выявить почвенность данного феномена для отечественной культурной традиции, детерминирующую многочисленность обращений композиторов к исследуемому феномену, выявляется содержательная, концепционная и стилистическая специфика белорусских военных музыкальных мемориалов. Обосновываются генезис и комплекс средств музыкальной стилистики, репрезентирующие opus memoriae в творчестве Л. Шлег, Г. Гореловой и О. Ходоско. Практическая значимость результатов проведенного исследования подтверждена актами внедрения (3 акта) материалов диссертации в учебные курсы «История белорусской музыки» для студентов группы специальностей 1-16 01 Искусство музыкальное, «История белорусской музыки» направления специальности 1-21 04 02-01 Искусствоведение (музыковедение) учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», а также для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», обучающихся по образовательной программе повышения квалификации руководящих работников и специалистов по тематике: «Теоретические и методические основы преподавания дисциплин музыковедческого цикла». Область применения – искусствоведение, музыковедение (теория и история), культурология, музыкальное образование.

АВТОРЕФЕРАТ

ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ОТЗЫВЫ НА АВТОРЕФЕРАТ

ОТЗЫВЫ ОППОНЕНТОВ

ОТЗЫВ ОППОНИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОВЕТА

 

9 февраля 2023 года в 12.00 на заседании Совета по защите диссертаций в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» (ул. Интернациональная, 30, ауд. 101) состоится публичная защита диссертации Инессы Федоровны Двужильной «ТЕМА ХОЛОКОСТА В АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ БЕЛАРУСИ, УКРАИНЫ, РОССИИ» на соискание ученой степени доктора искусствоведения по специальности 17.00.02 – музыкальное искусство.

14 декабря 2022 года в 14.00 на заседании Совета по защите диссертаций в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» (ул. Интернациональная, 30, ауд. 101) состоится публичная защита диссертации Инессы Федоровны Двужильной «ТЕМА ХОЛОКОСТА В АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ БЕЛАРУСИ, УКРАИНЫ, РОССИИ» на соискание ученой степени доктор искусствоведения по специальности 17.00.02 – музыкальное искусство. Научная работа выполнена на кафедре теории музыки БГАМ (научный консультант – Дулова Екатерина Николаевна, доктор искусствоведения, профессор, генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь). Официальными оппонентами диссертации выступят Науменко Татьяна Ивановна (доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе, заведующий кафедрой теории музыки ФГБОУ ВО «Российская академии музыки имени Гнесиных»), Долинская Елена Борисовна (доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, профессор кафедры истории русской музыки ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского»), Духан Игорь Николаевич (доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой искусств и средового дизайна Белорусского государственного университета).

Научной проблемой диссертации является концептуальное обоснование темы Холокоста в академической музыке Беларуси, Украины, России как художественно-культурологического феномена. Материалом исследования стали более 30 музыкальных произведений разных жанров, в которых композиторы почтили память о трагедии европейского еврейства, потерявшего в период Второй мировой войны около 6 млн человек. Это сочинения Л. Абелиовича, Г. Вагнера, А. Гурова, Э. Тырманд (Беларусь); Д. Клебанова, Е. Станковича (Украина), С. Беринского, М. Броннера, М. Глуза, М. Гнесина, М. Вайнберга, Д. Кривицкого, Г. Фрида, И. Шварца, Д. Шостаковича и др. (с музыкой можно познакомиться на ютьюб-канале «Память о Холокосте в музыке»).  Большинство из анализируемых опусов существует в рукописях и вводились в научный контекст И. Ф. Двужильной, апробация материалов проходила на международных форумах в разных странах мира. Результаты исследования опубликованы в двух монографиях автора и более 50-ти научных статьях.

Ознакомление с Авторефератом диссертации, который находится в библиотеке Академии, предоставит информацию о цели и задачах, научной новизне, научных и практических результатах исследования, личном вкладе соискателя ученой степени; даст представление о структуре и содержании работы.

АВТОРЕФЕРАТ

ОТЗЫВ НАУЧНОГО КОНСУЛЬТАНТА

ОТЗЫВЫ НА АВТОРЕФЕРАТ

ОТЗЫВЫ ОППОНЕНТОВ

ОТЗЫВ ОППОНИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОВЕТА 

 

29 июня 2022 года в 16.00 на заседании Совета по защите диссертаций в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» (ул. Интернациональная, 30, ауд. 101) состоится публичная защита диссертации Ольги Анатольевны Дубатовской на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности «Музыкальное искусство» (17.00.02). Тема диссертации – «Хоровая фактура a capella в творчестве восточноевропейских композиторов второй половины XX – начала XXI века: неклассические формы репрезентации».

Научная работа выполнена на кафедре теории музыки учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки». Научный руководитель: Татьяна Герасимовна Мдивани (ведущий научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, доктор искусствоведения, профессор). Официальные оппоненты: Яконюк Вадим Леонтьевич (профессор кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», доктор педагогических наук, профессор), Смагин Александр Иванович (профессор кафедры культурологии Института современных знаний имени А.М. Широкова, доктор искусствоведения, профессор). Оппонирующая организация: учреждение образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств». Целью исследования является раскрытие новых черт современной хоровой фактуры a cappella на примере произведений восточноевропейских композиторов второй половины ХХ – начала ХXI вв. Методология исследования опирается на системный метод, включающий в себя музыковедческий, хороведческий и исполнительский анализ. В диссертации впервые раскрыты новые черты современной хоровой фактуры a cappella и охарактеризованы три новые, неклассические (нетрадиционные) формы ее репрезентации – сонорная, алеаторическая и кластерная; установлено, что в создании музыкально-хоровой целостности фактура является главным стилевым и системообразующим средством. В работе предложен авторский метод фактурного анализа современного хора a cappella.

Практическое использование: результаты исследования предназначены для использования в области теоретического знания о музыке (предметы: теория музыки, современная музыка, полифония, музыкальная форма), практического освоения знаний в учебном практикуме и концертно-исполнительской деятельности, а также в курсах по истории музыки, истории белорусской музыки, хороведению и чтению хоровых партитур в учебных заведениях искусств среднего и высшего звена. Нотные примеры, представленные в Приложениях, могут быть использованы композиторами, музыковедами и хоровыми дирижерами при изучении современных техник письма. Исследование представляет практическую значимость, как для профессиональных исполнителей, так и для любителей современной музыки.

Область применения – музыковедение, хороведение, музыкальное образование и мировая художественная культура.

АВТОРЕФЕРАТ

 

29 июня 2022 года в 14.00 на заседании Совета по защите диссертаций в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» (ул. Интернациональная, 30, ауд. 101) состоится публичная защита диссертации Юрия Анатольевича Караева на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности «Музыкальное искусство» (17.00.02). Тема диссертации – «Хор в белорусских операх ХХ века: жанрово-стилевые и композиционно-драматургические особенности». Научная работа выполнена на кафедре истории музыки и музыкальной белорусистики учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки». Научный руководитель: Антонина Алексеевна Карпилова (заведующий отделом экранных искусств Государственного научного учреждения «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси», доцент кафедры истории музыки и музыкальной белорусистики учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», кандидат искусствоведения, доцент). Официальные оппоненты: Густова-Рунцо Лариса Александровна (профессор кафедры истории и теории искусства учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», доктор искусствоведения, профессор), Ирина Владимировна Пилатова (старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», кандидат искусствоведения). Оппонирующая организация: учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

Целью исследования является определение жанрово-стилевых и композиционно-драматургических особенностей хора в белорусских операх ХХ века в контексте развития отечественного музыкального искусства.

Методология исследования базируется на комплексном подходе, основанном на интеграции исторических и теоретических данных, а также применении знаний из области хороведения, определяющих образно-содержательную роль средств исполнительской выразительности. Комплексный подход способствует изучению хора как композиционно-драматургического и жанрово-стилевого компонента оперного сочинения, позволяет проследить особенности формирования и эволюции функций оперного хора на протяжении ХХ века.

Диссертация является первым в белорусском музыкознании исследованием, в котором рассматривается роль хора в отечественной опере ХХ века, выявляется жанрово-стилевая специфика хоровой партии в условиях ее многофункциональности на различных уровнях – композиционном, драматургическом и концептуальном. В качестве материала исследования, наряду с уже изученными в музыкальной науке сочинениями, используются произведения, ранее не привлекавшиеся для анализа в области драматургии и композиции оперы. В процессе работы над диссертацией были проанализированы некоторые рукописи неизданных оперных сочинений белорусских композиторов XX века.

Практическая значимость исследования определяется ее направленностью на расширение знаний об истории развития отечественной оперы и о современном белорусском хоровом искусстве. Нотные примеры, представленные в Приложении, могут быть использованы в качестве основы для хрестоматии по дисциплине «Дирижирование» при изучении белорусской хоровой музыки. Материалы диссертации послужат основой для дальнейших исследований в области истории и теории белорусской музыки, найдут применение в музыкально-теоретических курсах.

Полученные результаты позволяют составить целостное представление о роли хора в операх композиторов Беларуси XX века; обогащают современное музыкознание исследовательским опытом в области оперно-хоровой драматургии.

Область применения – музыкальное образование, музыковедение, история белорусской хоровой музыки.

АВТОРЕФЕРАТ