Наука

Наука

Учреждение образования «Белорусская государственная академия музыки»(далее – Академия)  – один из крупнейших исследовательских центров в области гуманитарных наук – музыковедения, фольклора, эстетики, музыкальной педагогики.

Академия организует научно-методические конференции по музыкальному образованию и исполнительскому искусству, теории и истории музыки.

Ведется большая работа по изданию научных трудов и тематических сборников статей, учебных пособий и учебных программ, музыкальных учебников и партитур.

В академии работают доктора наук: Е.Н. Дулова, В.П.Скороходов, Н.В. Шиманский, В.Л. Яконюк, И.Ф. Двужильная, С.Н. Немцова-Амбарян;

Выпускники Академии имеют возможность продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре и докторантуре.

В учебном заведении действует студенческое научно-творческое общество и Совет молодых учёных.

Научная деятельность Академии

Согласно главе 4 Устава Академии (Приказ Министерства культуры Республики Беларусь от 06.09.2021 №  148) одной из основных функций учреждения высшего образования является участие в научной и инновационной деятельности. В соответствии с Общегосударственным классификатором «Виды экономической деятельности» (ОКРБ 005 – 2011 от 05.12.2011 №85) и п. 20 Устава Академия осуществляет научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук.

Научная деятельность Академии ведется в соответствии с профилями образования «Искусство и дизайн» и «Гуманитарные науки» в отраслях науки «Гуманитарные науки» и «Социально-экономические и общественные науки», а также в соответствии с реализацией приоритетов Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (приоритет «Образование для устойчивого развития», направленный на формирование качественной системы образования: обновление содержания и структуры образования); пункта 6 «Обеспечение безопасности человека, общества и государства в части социогуманитарной, экономической и информационной безопасности (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика и др.) Приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021-2025 годы, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь 07.05.2020 № 156.

Научная деятельность Академии ведется по следующим направлениям:

  • проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области профессионального музыкального искусства и образования, направленных на совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса, широкое использование новых образовательных и информационных технологий, улучшение качества подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов;
  • организация научной деятельности кафедр Академии, выполнение инициативных тем в рамках научно-исследовательской и учебно-методической работы профессорско-преподавательского состава кафедр;
  • организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в целях закрепления одаренной и талантливой молодежи в Академии;
  • подготовка научных работников высшей квалификации;
  • проведение апробации результатов научно-исследовательской работы сотрудников и обучающихся Академии;
  • стимулирование взаимодействия с вузами-партнерами в сфере научной деятельности.

Научная деятельность в Академии осуществляется в соответствии с Перспективным планом научно-исследовательских и научно-методических работ, в котором отражены актуальные направления исследований, а также приоритеты развития научных школ Академии. Целью указанной деятельности является повышение научного и научно-методического потенциала Академии путем проведения научно-исследовательских работ, научно-организационных мероприятий, осуществления публикаций, внедрения результатов научно-исследовательской работы в образовательный процесс.

Научно-исследовательская деятельность в Академии осуществляется путем:

  • исследования комплексных проблем в области музыкального искусства, музыкального образования и профессионального исполнительского творчества;
  • проведения научных конференций, семинаров, образовательных проектов, конкурсов;
  • обмена опытом научной, методической и творческой работы.

На сегодняшний день структура научной деятельности Академии следующая : ученый совет, диссертационный совет, научно-исследовательский отдел, редакционно-издательский отдел, кабинет традиционных музыкальных культур, проблемная научно-исследовательская лаборатория, аспирантура, докторантура, кабинет традиционных музыкальных культур, студенческое научно-творческое общество, Совет молодых ученых.

Трижды – в 2013, 2018 и 2023 гг. учреждение образования «Белорусская государственная академия музыки» было аккредитовано Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь и Национальной академией наук Беларуси в качестве научной организации.

Научно-исследовательская работа (далее – НИР) является одним из видов деятельности профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) и студентов учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки» и организована в соответствии с Законом Республики Беларусь «О научной деятельности» от 21.10.1996 № 708-XIII, Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-3, Положением об учреждении высшего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.08.2012 № 93, Инструкцией о порядке организации научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2006 № 27, Стандартом академии СТА П 7.5.1.–2012, другими нормативными правовыми актами и документами, регулирующими научную и инновационную деятельность.

В Академии функционирует Научно-исследовательский отдел (НИО).

Задачи НИО :

  • проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на получение новых знаний;
  • обеспечение разработки и реализации предложений по стимулированию и дальнейшему совершенствованию научно-исследовательской деятельности Академии в соответствии с принципом непрерывной интеграции науки, образования и производства;
  • коммерциализация (внедрение) результатов научных исследований и разработок;
  • содействие в подготовке и реализации научных проектов профессорско-преподавательского состава Академии;
  • оказание консультационных и научно-образовательных услуг по основным направлениям деятельности Академии,
  • развитие международного научно-технического сотрудничества;
  • содействие функционированию СМК Академии.

 В соответствии с Перспективным планом научно-исследовательских и методических работ учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки» на 2016-2020 гг. и Перспективным планом научно-исследовательских и научно-методических работ учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки» на 2020-2025 гг. кафедрами и иными структурными подразделениями академии ведется научно-исследовательская работа по 6 направлениям фундаментальных исследований.

В Академии функционируют 4 научно-педагогические школы в области профессионального музыкального образования, получившие национальное и международное признание и играющие существенную роль в развитии отечественной музыкальной науки, образования и культуры:

  • Научная школа исторического музыкознания и белорусистики. Главными направлениями образовательной и научной деятельности школы является изучение истории отечественной и зарубежной музыки, истории русской музыки, истории музыки стран Евразии, истории музыкальных культур мира. Эстетико-философские и стилистические стороны творчества белорусских композиторов изучаются контекстно в системе мировых художественных ценностей.
  • Научная школа теоретического музыкознания. Одним из основных научных направлений школы является изучение историко-теоретических проблем мировой и белорусской музыкальной культуры, актуальных проблем музыкальных форм, жанров, звуковысотной организации, мелодии, фактуры, полифонии и музыкальной психологии.
  • Научная школа в области этномузыкологии. Спектр исследований предполагает всесторонний охват проявлений музыкальной культуры Беларуси и соответствующие/сопутствующие специализации:  музыкальная фольклористика, народно-музыкальное инструментоведение, музыкальная палеография, музыкальное краеведение, музыкальная текстология, музыкальная социология. В русле обозначенных направлений проводится научно-исследовательская и преподавательская работа, ведется подготовка аспирантов и соискателей.
  • Научная школа музыкальной педагогики, теории и истории исполнительского искусства. Главная задача школы заключается в создании научной и научно-методической базы для совершенствования педагогической подготовки студентов Академии, осуществляется разработка основ методики преподавания дисциплин специального цикла на разных уровнях профессионального музыкального образования для всех специальностей.

Сегодня в академии музыки осуществляют свою деятельность 12 творческих школ :

  • Композиторская
  • Фортепианного исполнительства
  • Хорового дирижирования
  • Оркестрового дирижирования и инструментовки
  • Вокального исполнительства
  • Исполнительства на струнных смычковых инструментах
  • Концертмейстерского мастерства
  • Камерно-инструментального исполнительства
  • Исполнительства на медных духовых и ударных инструментах
  • Исполнительства на деревянных духовых инструментах
  • Исполнительства на струнных народных инструментах
  • Баянного и аккордеонного исполнительства