Должность: Заведующий кафедрой теории музыки Ученая степень: Кандидат искусствоведения (1997) Ученое звание: Доцент (2008) Образование: Белорусская государственная консерватория им. А.В.Луначарского (1987, класс А.А. Друкта), там же аспирантура под руководством А.П. Милки Преподаваемые дисциплины: Хоровое сольфеджио, Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин, Специальный класс, руководство магистерскими и кандидатскими диссертациями
Родилась 19 мая 1964 в г.Хабаровске (Россия).
Член Белорусского союза музыкальных деятелей (1989), Ассоциации белорусских исследователей музыки (2019).
С 1987 по 2019 работала в Средней специальной музыкальной школе при Белгосконсерватории (ныне Республиканская гимназия-колледж при БГАМ) в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин, с 2000 заведовала цикловой комиссией музыкально-теоретических дисциплин, с 2004 по 2019 – заместитель директора по учебной работе специального цикла.
С 1998 – штатный совместитель кафедры теории музыки Белорусской государственной академии музыки, с 2002 – в должности доцента кафедры, с 2019 – основной сотрудник академии музыки (доцент кафедры теории музыки), с 2021 – заведующий кафедрой теории музыки.
Участник международных научно-методических и научно-практических конференций и семинаров, председатель жюри республиканских музыкально-теоретических олимпиад, разработчик учебных планов, составитель учебных программ и учебно-методических комплексов для учреждений среднего специального и высшего образования.
Сфера научных интересов — проблемы музыкального образования, современная концепция сольфеджио на уровне национальной образовательной модели: состояние, проблемы, перспективы. В центре исследовательского внимания – методология сольфеджио, вопросы развития музыкального слуха и музыкального мышления.
Проводит мастер-классы, семинары-практикумы и открытые уроки, читает лекции по проблемам преподавания сольфеджио и музыкально-теоретических дисциплин в нашей стране и за ее пределами (Россия, Украина, Литва). Имеет авторские методики хорового и инструментального сольфеджио. Обладатель Диплома Гран-При на Седьмом Международном конкурсе «Классика и современность» (Екатеринбург, Россия, 2019) в номинации «Печатное учебное пособие» и Диплома победителя (1 место) конкурса научных работ Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики» в секции «Музыкальное образование» (Пенза, Россия, 2021).
Выступала научным исполнителем (в составе научной группы) разработки и выполнения научных заданий в рамках Тематического плана научных исследований и разработок, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства культуры Республики Беларусь:
научное задание «Разработать научно-методические основы усовершенствования системы непрерывной подготовки специалистов по направлению специальности «Дирижирование (академический хор)» в гимназиях-колледжах искусств и учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» (2016).
научное задание «Разработать научно-методологические подходы к анализу деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры в Республике Беларусь. Создать рекомендации по определению эффективности деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры» (2020).
Награждена Благодарностью Министра культуры Республики Беларусь (2011), Грамотой (2014) и Почетной грамотой (2015) Министерства культуры Республики Беларусь, нагрудным знаком «За вклад в развитие культуры Республики Беларусь» (2019).
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство: «О диалогичности симфоний Гии Канчели». Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор А.П. Милка; СПб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 1995).
Публикации:
О музыкальной поэтике (семантический подход в музыкознании): тезисы лекций для студ. отд. музыковедения // Методология современного музыкознания. Экспериментальный курс.— Минск, 1992.
К вопросу о звукосмысловой организации симфоний Г. Канчели // Проблемы и методы анализа музыкального текста.— Ереван, 1992.
Звукосмысловые комплексы в синтаксической структуре симфоний Г. Канчели.— Деп. в НИО «Информкультура» Российской гос. б-ки 22.11.1993, № 2791 (рукопись).
О некоторых особенностях синтаксической структуры симфоний Г. Канчели // Периферия в культуре.— Новосибирск, 1994.
Диалог в семантико-драматургической системе симфоний Г. Канчели.— Деп. в НИИ «Белинформпрогноз» 10.06.1996, № 1996.20 (рукопись).
Симфоническая концепция Г. Канчели с позиций категории диалога // Сб. науч. трудов кафедры теории музыки БГАМ. — Минск, 1997.
О диалогичности в симфониях Г. Канчели / Автореферат дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 — музыкальное искусство. Санкт-Петербург: СПбГК, 1995.
О развитии интонационно-слуховой активности одаренных детей в методике преподавания хорового сольфеджио // Музыкальное воспитание и образование.— Минск, 2001.
О методике преподавания хорового сольфеджио // Весці БДАМ.— № 11.— 2007.
Инструментальное сольфеджио: «за» или «против»? // Весці БДАМ.— № 17.— 2010.
О современной концепции курса сольфеджио // Вестник Института культуры Беларуси. – Минск, 2012.
О современной концепции сольфеджио: проблемы, поиски, перспективы. К вопросу развития академического образования // Методологические проблемы современного музыкального образования // Сб. ст. по материалам Международной практической конференции. – Вып. 6. – СПб., 2012.
Инструментальное сольфеджио в контексте современной концепции профессионального музыкального образования // Методологические и методические проблемы современного музыкального образования // Сб. ст. по материалам Международной практической конференции.— Вып. 8. – СПб., 2014.
Хоровое сольфеджио: учебная дисциплина или метод развития интонационно-слуховой активности? // Методологические и методические проблемы современного музыкального образования // Сб. ст. по материалам Международной практической конференции.— Вып. 9. – СПб., 2015.
Комплексное развитие музыкального мышления в контексте специализации курса сольфеджио // Материалы Международной научно-практической конференции. – Минск, БГАМ, 2016.
Александр Анатольевич Друкт. Памяти учителя. К 85-летию Белорусской государственной академии музыки // Вести БГАМ. – №34. – 2019.
О понятии хоровое сольфеджио в контексте современного музыкознания // Актуальные проблемы терминологии в контексте современного белорусского музыкознания: научные труды БГАМ. – Вып. 47. – Минск, 2019.
Хоровое сольфеджио: проблемы и перспективы // Культурология и социальные коммуникации: инновационная стратегия развития / Материалы Международной научной конференции. – Харьков, 2019.
О музыкальном воспитании регентов // Труды Минской духовной академии. – Минск, 2019.
Некоторые аспекты музыкального образования регентов // Культурология и социальные коммуникации: инновационные стратегии развития / Материалы Международной научной конференции. – Харьков, 2020.
О современной концепции сольфеджио в контексте профессионального музыкального образования: к проблеме комплексного развития музыкального мышления инструментального исполнителя // Уроки музыки в современной школе / Методологические и методические проблемы современного общего музыкального образования: сборник научных трудов. – Вып. 11. – СПб., 2020.
Сольфеджио в системе профессионального музыкального образования Беларуси: к постановке проблемы // Вести БГАМ. – №37. – 2020.
Сольфеджио в системе непрерывного профессионального музыкального образования: традиции и перспективы / Искусствознание: теория, история, практика. – № 3 (29). – 2020.
Учебная дисциплина сольфеджио в системе комплексного воспитания профессионального музыканта // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы // Сб. ст. по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Нижневартовск, 2020.
О некоторых аспектах формирования и развития интонационно-слуховой культуры регента // Музичне мистецтво i культура: науковий вiсник. – В. 31. – Кн. 1. – Одесса, 2020.
Некоторые проблемы обучения и воспитания в системе непрерывного музыкального образования // Музыкальное и культурологическое образование в реалиях современного социума // Сб. ст. по материалам Международной научно-практической конференции. – Пермь, 2021.
О методике инструментального сольфеджио: теория и практика // Актуалии, опыт и мотивация к изучению музыкально-теоретических предметов / Материалы Международной научно-практической виртуальной конференции. – Вильнюс, 2021.
К проблеме интонационно-слухового воспитания вокалистов-исполнителей // Вокальное искусство и образование: история, теория, практика / Материалы Международного научно-методического семинара. – Казань, 2021.
О музыкальном интонировании профессионального вокалиста: исполнительский экскурс от теории к практике // Музыкальное образование и наука // Сб. ст. по материалам Международной научно-методической конференции. – Нижний Новгород, 2021.
Некоторые проблемы обучения и воспитания в системе непрерывного музыкального образования // Музыкальное и культурологическое образование в реалиях современного социума // Сб. ст. по материалам Международной научно-практической конференции. – Пермь, 2021.
О методике инструментального сольфеджио: теория и практика // Актуалии, опыт и мотивация к изучению музыкально-теоретических предметов / Материалы Международной научно-практической виртуальной конференции – Вильнюс, 2021.
К проблеме интонационно-слухового воспитания вокалистов-исполнителей // Вокальное искусство и образование: история, теория, практика / Материалы Международного научно-методического семинара. – Казань, 2021.
О музыкальном интонировании профессионального вокалиста: исполнительский экскурс от теории к практике // Музыкальное образование и наука // Сб. ст. по материалам Международной научно-методической конференции – Нижний Новгород, 2021.
К вопросу методики и практики инструментального сольфеджио // Культурология и социальные коммуникации: инновационные стратегии развития / Материалы Международной научной конференции. Харьков: ХГАК, 2021.
Что мы знаем о сольфеджио: простые ответы на непростые вопросы // Вести БГАМ. – №38. – 2021.
К вопросу о специфике деятельности учреждений среднего специального образования // Вести БГАМ. – №39. – 2021.
О некоторых формах интонационной работы с хоровой партитурой в методике и практике вузовского курса хорового сольфеджио (на примере сочинений современных белорусских композиторов) / Научные труды БГАМ. Вып. 53. – Минск: БГАМ, 2021. – С. 109 – 126.
Учение о сольфеджио: миф или реальность? / Научные труды БГАМ. Вып. 53. – Минск: БГАМ, 2021. – С. 127 – 142.
О понятии «позиционное интонирование» / Научные труды БГАМ. Вып. 53. – Минск: БГАМ, 2021. – С. 143 – 162.
Хоровой строй: от теории к практике (к вопросу методики хорового сольфеджио) // Вести БГАМ. – №41. – 2022. – С. 118 – 123.
Сольфеджио как наука о музыкальном интонировании: к постановке проблемы (доклад) / IX Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы педагогики» (Пенза, Россия, 20.12.2021).
Об особенностях практического интонирования мелодики в контексте проблемы интонационно-слухового воспитания профессионального вокалиста / Искусствознание: теория, история, практика. – 2021. – № 3 (32). – С. 23 – 33.
Формирование техники музыкального интонирования как основа профессионального воспитания вокалиста-исполнителя // Международный профессионально-исследовательский конкурс «За вклад в развитие современного образования и педагогической деятельности» (1 место) – Пенза, Россия, 25.11. 2022.
Инструментальное сольфеджио как метод аналитического осмысления музыкального произведения // Актуальные вопросы современной науки и образования. Коллективная монография. – Пенза, Россия, 2022.
К проблеме практического интонирования в курсе сольфеджио (на примере белорусской народной песни) / Научные труды БГАМ. Вып. 56. – Минск: БГАМ, 2022. – С. 137 – 153.
О технике вокального интонирования в процессе воплощения музыкального образа / Искусствознание: теория, история, практика. – 2023. – № 1 (36). – С. 27 – 36.
Сольфеджио как система музыкального интонирования: некоторые страницы истории // Вести БГАМ. – № 42. – 2023. – С. 38 – 47.
Особенности интонирования вокальной партии романсов П.И. Чайковского: к проблеме исполнительского воспитания вокалиста // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы теории и практики постановки голоса» (29-30 ноября 2022). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2022.
К вопросу инструментального интонирования в ракурсе проблем исполнительской интерпретации музыкального произведения // Международная научно-практическая конференция «Научный форум». – Пенза, Россия, январь 2023.
Исполнительское интонирование как объект исследования // Вести Белорусской государственной академии музыки. – 2023. – № 43. – Минск, 2023. – С. 59 – 65.
Освоение техники мелодического интонирования на занятиях сольфеджио: о методике и практике // Искусствознание: теория, история, практика. – 2024. – № 1 (39). – Челябинск, 2024. – С. 25 – 33.
О воспитании интонационно-слуховой природы музыканта: практические аспекты // Вести Института современных знаний имени А.М. Широкова. – 2024. – № 1 (98). – Минск, 2024. – С. 80 – 85.
О практике слухового анализа в контексте интонационного воспитания профессионального музыканта // Культура и искусство. – 2024. – № 1. – Душанбе, 2024. – С. 41 – 50.
О некоторых парадоксах в истории сольфеджио // Вопросы искусствознания, этнологии и фольклористики. – Выпуск 35. – Минск: Белорусская наука, 2024. – С. 235 – 244.
Техника исполнительского интонирования как основа воспитания интонационно-слуховых ощущений в курсе сольфеджио // Музыкальное искусство и образование. – 2024. – № 1. – Том 12. – Москва, 2024. – С. 99 – 120.
О технике исполнительского интонирования в методике и практике инструментального сольфеджио // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Культура, наука, образование: проблемы и перспективы» (09-10 ноября 2023). Нижневартовск: НГУ, 2023.
Некоторые аспекты интонационно-слуховой работы над качеством воспроизведения унисонов в условиях хоровой звучности // Материалы XVI Международной научно-практической конференции
«Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» (15-16.11.2023). Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2023.
Некоторые практические вопросы музыкального интонирования в контексте учебного курса хорового сольфеджио // Материалы II Международной научно-практической конференции
«Культура, искусство и коммуникации в современных условиях» (07 декабря 2023). Минск: ИСЗ им. А.М. Широкова, 2024.
Несколько заметок о хоровом строе: быть или не быть хору? // Материалы XI Всероссийской конференции с международным участием «Герценовские хоровые ассамблеи: научно-практические аспекты современного хорового искусства и образования» (20.03.2024). Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2024.
Из размышлений о сольфеджио как учении (несколько наблюдений педагога-практика) // XXXV Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной науки и образования» (01.2024). Пенза: Наука и Просвещение, 2024.
О теории, методике и практике хорового сольфеджио: к вопросу стратегии учебного курса // Материалы III Международного научно-исследовательского конкурса «Успехи в науке и образовании» (Пенза, Россия, 05.03.2024). Диплом Победителя (1 степени).
О практике хорового сольфеджио: некоторые проблемы интонирования хоровой партитуры // Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Современное образование: проблемы, решения, тенденции развития» (08.10.2024). Петрозаводск: Новая наука, 2024.
К проблеме систематизации теоретических знаний в профессиональном образовании музыканта-исполнителя // VII Международный научно-исследовательский конкурс «Лучшая научно-исследовательская работа 2024» (Пенза, Россия, 20.10.2024). Диплом Победителя (1 степени).
Качество интонирования как важный аспект воспитания культуры исполнительского мастерства музыканта // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі: сборник научных статей. – Выпуск 36. – Минск, 2024. – С. 314 – 322.
Учебно-методические пособия и программы:
Анализ музыкальных произведений: программа для средних спец. учеб. заведений.— Минск, 2001.
Сольфеджио: программа для средних спец. учеб. заведений.— Минск, 2002.
Гармония: программа для средних спец. учеб. заведений.— Минск, 2002.
Сольфеджио: программа для муз. вузов.— Минск, 2004.
Сольфеджио: программа для муз. вузов.— Минск, 2007.
Хоровое сольфеджио: типовая программа для высших учеб. заведений по направлению специальности 1-16 01 02-02 Дирижирование (академ. хор).— Минск, 2011.
Систематический курс сольфеджио: учебное пособие для учащихся средних спец. учеб. заведений по специальности Дирижирование (академ. хор).— Минск, 2011.
Сольфеджио: типовая программа для высших учеб. заведений по направлению специальности 1-16 01 02-02 Дирижирование (академ. хор).— Минск, 2017.
Анализ музыкальных произведений: программа для учрежд. среднего спец. образования.— Минск, 2017.
Хоровое сольфеджио: типовая программа для высших учеб. заведений по направлению специальности 1-16 01 02-02 Дирижирование (академ. хор). – Минск, 2018.
Сольфеджио: учебная программа для учрежд. высшего образования по специальности 1-16 01 02 Струнные смычковые инструменты (по направлениям). – Минск, БГАМ, 2020.
Сольфеджио: учебная программа для учрежд. высшего образования по специальностям 1-16 01 08 Струнные народные щипково-ударные инструменты и 1-16 01 09 Баян-аккордеон. – Минск, БГАМ, 2021.
Сольфеджио: учебная программа для учрежд. высшего образования по специальности 1-16 01 06 Духовые инструменты (по направлениям) и 1-16 01 07 Ударные инструменты. – Минск, БГАМ, 2021.
Сольфеджио. Учебная программа для учреждений высшего образования по специальностям 1-16 01 06 Духовые инструменты (по направлениям) и 1-16 01 07 Ударные инструменты.
Сольфеджио. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине для учреждений высшего образования по специальностям 1-16 01 06 Духовые инструменты (по направлениям) и 1-16 01 07 Ударные инструменты.
Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин (Сольфеджио): учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей 1-21 04 02-01 Искусствоведение (музыковедение) и 1-16 01 01 Композиция.
Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин (Сольфеджио): учебно-методический комплекс по учебной дисциплине для специальностей 1-21 04 02-01 Искусствоведение (музыковедение) и 1-16 01 01 Композиция.
Сольфеджио. Учебная программа для учреждений высшего образования по специальности 1-16 01 02 Дирижирование (академический хор).
Инструментальное сольфеджио: методика и практика. Учебно-методическое пособие. – М.: БГАМ, 2021.
Сольфеджио: курс практического интонирования (сквозь времена и стили). – М.: БГАМ, 2022.
Сольфеджио: двенадцать мастер-классов. Учебно-методическое пособие. – М.: БГАМ, 2023.
Сольфеджио и гармония: теория и практика вступительных испытаний. Учебно-методическое пособие. – М.: БГАМ, 2024.
Участие в конкурсах научных и методических работ:
Формирование техники музыкального интонирования как основа профессионального воспитания вокалиста-исполнителя // Международный профессионально-исследовательский конкурс «За вклад в развитие современного образования и педагогической деятельности» (1 место) – Пенза, Россия, 25.11. 2022.
Инструментальное сольфеджио: методика и практика // Гран-При V Международного конкурса теоретических работ (творческие работы, музыкальная журналистика, учебные пособия, методические разработки). – Белгород, Россия, 01.02.2023 – 30.03.2023.
III Международный научно-исследовательский конкурс «Успехи в науке и образовании» (Пенза, Россия, 05.03.2024). – О теории, методике и практике хорового сольфеджио: к вопросу стратегии учебного курса (научная статья). Диплом Победителя (1 степени).
Международный научно-исследовательский конкурс «Лучшая исследовательская работа 2024» (Международный центр научного сотрудничества «Наука и Просвещение», Россия, Пенза, 20.10.2024). – К проблеме систематизации теоретических знаний в профессиональном образовании музыканта-исполнителя. Диплом 1 степени.
Сольфеджио: 12 мастер-классов // VI Всероссийский с международным участием конкурс учебно-методических и научных работ «Добросвет». – Белгород, Россия, 01.07.2024 – 27.11.2024. Диплом победителя (1 место).
Авторские семинары-практикумы, лекции и мастер-классы:
Семинары-практикумы (7) – музыкальные колледжи и колледжи искусств Республики Беларусь и России (Минск, Гродно, Брест, Витебск, Новополоцк, Санкт-Петербург, Рязань).
Мастер-классы (29) по хоровому и инструментальному сольфеджио в учреждениях среднего специального и высшего образования Республики Беларусь (Минск, Гродно, Витебск, Брест, Новополоцк) и России (Санкт-Петербург, Рязань) – список прилагается.
Лекции и лекции-практикумы о проблемах музыкального интонирования (6) в учреждениях высшего и среднего специального образования Беларуси и России.
Оформлены и утверждены 25 актов внедрения результатов научного исследования в образовательный процесс УССО и УВО Республики Беларусь и учреждений образования Российской Федерации.