Почётные члены

Мержанов Виктор Карпович (1919-2012)

Годы работы: 1947–2012
• Народный артист СССР
• Профессор
• Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1945, I премия), IV Международного конкурса им. Ф. Шопена в Варшаве (1949, IX премия).
Участник Великой Отечественной войны. Награжден Орденом Дружбы, а также орденами «За заслуги перед польской культурой», «За заслуги перед Польшей», медалями «За победу над Германией» и другими, почетными грамотами.
Почетный гражданин города Тамбова.
Почетный доктор Белорусской государственной академии музыки.
Член совета Музея им. А. Н. Скрябина в Москве.
Почетный президент Объединения педагогов фортепиано (European piano teachers association – ЭПТА России).
Основатель и президент Рахманиновского Общества России.
________________________________________
• Виктор Карпович Мержанов родился 15 августа 1919 года в Тамбове.
Мержанов начал своё обучение в Тамбовском музыкальном училище им. С. В. Рахманинова у известных педагогов Полторацкого и С. М. Старикова. В 1936–1941 годах обучался в Московской консерватории у выдающегося советского педагога С. Е. Фейнберга (фортепиано) и А. Ф. Гедике (орган), закончив её с золотой медалью. Там же прошёл курс аспирантуры под руководством Фейнберга (1947).
• Имя Мержанова было занесено на мраморную доску выдающихся выпускников консерватории. В 1939 г. дебютировал в концерте Московской государственной академической филармонии. Участник Великой Отечественной войны: в 1941–1945 гг. находился в действующей армии (танковые войска). После демобилизации в ноябре 1945 г. поступил в аспирантуру Московской консерватории (окончил в 1947 г.).
• Международную известность как пианист получил в 1945 году, когда он выиграл первую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (разделив её со Святославом Рихтером). С того момента много концертирует на родине и за рубежом, выступая в странах Европы, Америки, Азии и Африки; в разное время выступал с выдающимися дирижёрами и оркестрами, многочисленные грамзаписи, выпущенные им в США, Италии, Японии и СССР, являются свидетельством высокого мирового уровня пианиста.
• В 1949 г. стал лауреатом Международного конкурса пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве. Мержанов – крупный музыкально-общественный деятель и просветитель. Проводит встречи беседы с педагогами и учащимися различных музыкальных учебных заведений, выступает в университетах культуры с докладами, посвященными проблемам перестройки в области искусства, музыкальной жизни, организации концертной работы, производства музыкальных инструментов.
• По инициативе Мержанова в России было создано Рахманиновское общество, в Москве стал проводиться конкурс им. С. В. Рахманинова (сначала – Всесоюзный, затем Международный). Член Правления и председатель секции пианистов Всероссийского музыкального общества, организатор ежегодного Международного фестиваля им. С. В. Рахманинова в Тамбове. Оказывает помощь Музею С. В. Рахманинова в Ивановке (Новгородская область).
• Среди многочисленных общественных обязанностей – участие в организации и работе Международных курсов развития мастерства пианистов (Тамбов), в организации экспертного совета по оценке качестве выпускаемых в России роялей «Москва», в разработке новых условий и нормативов оценки труда мастеров-настройщиков.
________________________________________
Педагогическая деятельность:
• Преподавать в Московской консерватории начал в 1947 г. в качестве ассистента С. Е. Фейнберга (специальное фортепиано), с 1964 г. – профессор. C 2007 г. – заведующий кафедрой специального фортепиано. В 1973–1978 гг. одновременно – профессор Варшавской консерватории. Работал в Германии и в других европейских странах. Давал мастер-классы в Южной Корее, США, Японии, Греции, Франции, Финляндии, Германии, Великобритании, Польше, Италии.
________________________________________
Учебные курсы, мастер-классы:
• По поручению Министерства культуры СССР оказывал помощь в составлении учебных программ музыкально-учебным заведениям Румынии. В 1966 г. был командирован на Кубу для оказания помощи в организации Национального конкурса пианистов и методической помощи консерватории в Гаване.
• В 1985 и 1988 гг. выступал с докладами на методические темы и давал открытые уроки в Белорусской консерватории, в 1971 г. – на Всесоюзном семинаре музыкантов-педагогов (Факультет повышения квалификации Московской консерватории). С 1964 г. ежегодно выступал в семинарах Музыкальной академии г. Вроцлава (Польша).
• Участвовал в работе международных курсов развития фортепианного мастерства в Веймаре (1972), Душниках (Польша, ежегодно с 1978 г.), Манчестере (с 1987 г.), Больцано (с 1986 г.), во Фрайбурге (с 1987 г.) и Шпайхингене (Германия, постоянно), Хельсинки, Салониках, Лос-Анджелесе, Дубровнике (Хорватия), Париже, Токио, Лондоне, ежегодно – в Тамбове.
Мержанов – всемирно известный педагог, воспитавший более 100 пианистов. Его ученики одержали победы на 22 Международных конкурсах, причем 11 из них завоевали первые премии и ныне работают в России, Азербайджане, Армении, Эстонии, Латвии, Литве, Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, на Украине, в Татарии, Англии, США, Голландии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии, Польше, на Кубе, в Германии, Италии, Югославии, Японии. Среди учеников – лауреаты всесоюзных и международных конкурсов:

Участие в качестве жюри конкурсов:
Принимал участие в работе жюри свыше 40 Международных конкурсов пианистов (неоднократно – председатель жюри) (им. П. И. Чайковского, им. Л. ван Бетховена, им. С. В. Рахманинова, им. Б. Бартока, им. Ф. Листа, им. королевы Елизаветы, им. Дж. Энеску, им. Ф. Бузони; в конкурсах, проходивших в городах: Порто, Лидс, Кливленд, Токио, Лиссабон). Председатель жюри Международного конкурса им. С. В. Рахманинова.
________________________________________
Концертная деятельность. Основной репертуар:
С 1946 г. солист Московской государственной академической филармонии. За 60 лет пианистической деятельности, продолжающейся по сей день, Мержановым сыграно более 2000 сольных, симфонических и камерных концертов в России, странах бывшего СССР, Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии, Австрии, Венгрии, Германии, Польше, Болгарии, Румынии, Югославии, Японии, Китае, на Кубе, в Канаде, Уругвае, Португалии, Греции, Италии, Испании, Бельгии, Швейцарии, США – всего более 200 городов.
30-летнее творческое содружество связывает Мержанова с квартетом им. Комитаса и скрипачом А. Габриеляном, выступал также с квартетом им. Бетховена, им. Прокофьева, квартетом Грузии, а также в ансамбле с Г. Жислиным. Выступал совместно с 81 дирижером.

Научные труды. Издания. Публикации
Автор множества статей о концертной жизни, музыкальных конкурсах, музыкальной педагогике и исполнительстве. Редактор «Альбома для юношества» Р. Шумана, «Картинок с выставки» М. Мусоргского, Двух пьес ор. 3 С. Рахманинова.
Автор новой редакции «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, в которой сделан ряд важных текстологических открытий (М.: 2001), фортепианных транскрипций органных хоралов И. С. Баха.
Автор статьи «Об исполнении Пятой сонаты Скрябина» (издана в России и Германии). В 2000 г. выступал с докладом на Международной конференции в Варшаве, посвященной творчеству Ф. Шопена (Новое «прочтение» Финала Сонаты b-moll).
________________________________________
Дискография
Мержановым были записаны 22 долгоиграющих пластинки и 5 компакт-дисков (записи были произведены в США, Японии, Италии, СССР). Записи с исполнением Мержанова транслировались из концертных залов и на телевидении.
Среди записей: «Картинки с выставки» М. Мусоргского, этюды Ф. Листа на темы Н. Паганини, сонаты Л. ван Бетховена (№ 10 и 14), Концерт для фортепиано с оркестром, Соната е-moll, избранные лирические пьесы Э. Грига, Концерт для фортепиано с оркестром № 3 и «Рапсодия на тему Паганини» С. Рахманинова, сочинения Ф. Шопена, А. Н. Скрябина. Фантазия Ф. Шуберта, «Вариации на тему Паганини» Й. Брамса, Вторая сюита С. Фейнберга и другие.
Публикации об этом педагоге:

Отзывы
• «За всю свою жизнь я еще не слышал такой прекрасной игры на рояле, которую поведал вчера В. Мержанов» (Золтан Кодаи)
• «Пианистическое дарование артиста особенно ярко проявилось в исполнении труднейшего 3-го концерта Рахманинова» (Дмитрий Шостакович)
• «В дополнение к виртуозности и музыкальности, он проявляет такую теплоту и чувство пластичности музыкального языка – в особенности в Брамсе, – которые необычны для современных исполнителей любой страны, даже для Гилельса, Ойстраха, Когана, известных нам по личному контакту… Его исполнение показало нам самую сущность скрябинской музыки» («Сатердей ревю», А. Чазинс)
• «Он показал себя достойным потомком великих пианистов, рожденных Россией, начиная с Зилоти и Рахманинова» («Дагенс Нюхетер»)
• «Нужно ли много писать? Становишься просто немым после такого фантастического исполнения» («Моргенпостен», Т. Экен)
• По отзывам критиков, Мержанов – «настоящий волшебник», который«обладает огромным талантом. Пианист поражает неповторимыми возможностями своих рук, равно как и мудростью интерпретатора…» (Ratolino P. Мusica. 1983)
В 2008 г. Научно-издательский центр «Московская консерватория» выпустил сборник статей «Виктор Мержанов. Музыка должна разговаривать» (редактор-составитель Г. В. Крауклис).

http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=8769