Научно-исследовательская работа профессорско-преподавательским составом (далее – ППС) и научными сотрудниками академии ведётся в рамках следующих направлений:
Все научные темы подлежат обязательной государственной регистрации в Белорусском институте системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы (БелИСА).
Результаты исследований, выполненных ППС, а также сотрудниками НИО, публикуются в виде статей, монографий, научно-методических разработок, курсов лекций, нотных материалов. Существенным дополнением к научным статьям становятся научные доклады участников НИР на международных и республиканских научных, научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, симпозиумах. Редактирование, обработка, макетирование и подготовка к печати материалов НИР проводится силами сотрудников редакционно-издательского отдела.
В рамках выполнения задания Государственной программы «Культура Беларуси» на 2011-2015 годы коллективом Академии были проведены следующие исследования:
Научно-исследовательские работы (НИР)
С 2016 г. в ходе выполнения заданий научных исследований и разработок общегосударственного, отраслевого назначения, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства культуры Республики Беларусь в Академии были проведены следующие исследования:
НИР 2018-2024 гг.:
Объектом исследования стало руководство по проведению экспедиционного обследования региональных народно-песенных традиций Беларуси в современных условиях. Цель работы – разработка «Руководства по проведению экспедиционного обследования региональных народно-песенных традиций Беларуси в современных условиях». Методологической основой исследования явились источниковедческий, компаративный, системный, комплексный, картографический методы. Опора на многолетний опыт экспедиционной и архивной работы, опыт по изучению нотных и текстовых автографов (экспедиционно-полевые дневники, описи, реестры, транскрипции) обусловили высокую степень достоверности полученных результатов.
Результат исследования составили:
Материалы НИР-2018 нашли отражение в коллективной монографии «Экспедиционно-полевое исследование региональных этномузыкальных традиций Беларуси в современных условиях» (Минск, 2020).
Объектом исследования явилось общественное объединение «Белорусский союз композиторов», сформировавшееся в Республике Беларусь в ХХ веке, предметом изучения – функционирование «Белорусского союза композиторов» в период с 1932 по 2018 гг. Целью НИР стало выявление основных этапов истории становления и развития Белорусского союза композиторов в совокупности творческой и научно-исследовательской деятельности членов Союза и разработка модели издания «Белорусский союз композиторов» (1932-2018): История. Документы. Персоналии».
Методология исследования была обусловлена историческим подходом к рассмотрению структурной модели содержания общественного объединения «Белорусский союз композиторов», который выражается в хронологическом отражении его деятельности на протяжении 85-лет и периодизации исторического процесса соответственно значительным объективным событиям, вносящим существенные изменения в текущий процесс и делящий его на определенные периоды продвижения. Наряду с этим в работе был также применен структурно-функциональный метод исследования, направленный на изучение внутренней структуры Союза как целостной системы, звенья которой в единстве обеспечивают ее устойчивость и эффективность функционирования на протяжении многих десятилетий. Существенными являлись и универсальные методы исследования, послужившие в работе критерием систематизации архивно-документальных источников.
В результате работы впервые был изучен и описан комплекс архивно-документальных источников Белорусского союза композиторов за период с 1934 по 1993 год и досоюзовский период с 1925 года по 1932 год, находящихся в БГАМЛИ, вся имеющаяся в архиве БСК документация за период с 1998 года по 2018 года, впервые были обнаружены и введены в научный контекст отчетные доклады И. Лученка на съездах композиторов за период с 1998 года по 2016, проведена поисковая работа по сбору материалов о деятельности Союза композиторов в последние тридцать лет. Значимость работы заключается в расширении информационного поля культуры Республики Беларусь для продвижения национальной музыки в мировое культурное поле, пропаганды белорусской профессиональной музыки, в повышении образовательного культурного уровня, благодаря возможности выявления исторических и современных тенденций развития национального и европейского музыкального искусства, осознания самоидентичности, осмысления своего места в европейском культурном пространстве.
Результатом стал подготовленный макет научного издания «Белорусский союз композиторов (1932 – 2018): История. Документы. Персоналии».
Объектом исследования являлась белорусская музыка преимущественно второй половины ХХ – нач. ХХI-го века. Для анализа был использован обширный корпус музыкального материала с охватом основных периодов истории полифонии в европейской музыкальной культуре. Особое внимание уделялось белорусскому народно-песенному творчеству. Затрагивались также вопросы бытования фольклора в музыке соседних стран.
Цель исследования – разработать структурную модель содержания, систему критериев подбора музыкального материала, принципы его научно-методического описания и подготовить рукопись научного издания «Полифония в белорусской музыке ХХ – начала ХХI-го века».
Для всестороннего освещения вопросов, связанных с характеристикой полифонии в белорусской музыке, раскрытия единства народно-песенного и профессионального начал и стилевых моделей европейского многоголосия, в качестве научного метода исследования был избран типологический метод. Этот метод, основанный на понятии типа как конкретной модели исторически развивающегося явления и как единицы расчленения по существенным признакам исследуемого феномена, позволил составить целостную картину формирования, развития и реконструкции в творчестве белорусских композиторов эпохи постмодерна структурных, стилевых и жанровых ипостасей полифонического многоголосия, сложившегося в национальной музыкальной традиции.
Исследование содержит ряд новых для белорусского музыкознания понятийно-терминологических конструкций, в том числе – «песенное многоголосие», «гетерофония как детерминанта контрапункта» и др.
В результате в работе впервые был произведен отбор и систематизация материала по тематике научного направления, связанного с изучением проблем полифонии в белорусской музыке. В отличие от ряда подобных изданий – российского «Полифония в русской музыке ХХ века», автор И. Кузнецов (М., 2012), и украинского «Полiфонiя в украiнскiй музицi», автор И. Пясковский (К., 2012), – данный проект издания представил материалы композиторского творчества с точки зрения темброво-фактурного критерия. Это позволило вывести на первый план ряд новых научных тем, в том числе проблему песенного многоголосия, обусловленную взаимодействием различных стилевых факторов музыкально-исторической практики.
В соответствии с названным критерием на примере белорусской музыки ХХ века сформулированы представления о следующих видах многоголосной музыки как типологически разветвленного явления: вокально-хоровая полифония, инструментальная полифония, оркестровая полифония.
В связи с проблематикой национального музыкального стиля, основной в работе, возникла новая для белорусской музыкальной науки парадигма – «монодия – многоголосие» (в отличие от традиционной «гомофония – полифония»), которая позволяет принципиально обновить подходы к музыкальному воспитанию и образованию.
Результатом исследования стала подготовленная рукопись научного издания «Полифония в белорусской музыке ХХ – начала XXI века».
Объектом исследования являлась деятельность учреждений среднего специального образования в сфере культуры Республике Беларусь.
Цель работы – подготовить рекомендации по определению эффективности деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры.
В качестве основных были определены следующие методологические подходы и методы:
Системный метод как отражение места и значения учреждений среднего специального образования в сфере культуры.
Культурологический подход, который обусловливает необходимость рассмотрения учреждений среднего специального образования как подсистемы художественной культуры.
Принцип историзма как важнейшее условие выявления сущности целостности, непрерывности, преемственности функционирования учреждений среднего специального образования в сфере культуры.
Принцип художественной компаративистики, реализация которого предполагает сравнительный анализ эффективности деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры в странах СНГ (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь).
В работе впервые было осуществлено системное и комплексное изучение эффективности деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры в Республике Беларусь. Это позволило осмыслить процесс отнесения учреждения среднего специального образования в сфере культуры к эффективным по качеству и видам деятельности.
В результате были подготовлены методические «Рекомендации по определению эффективности деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры». Рекомендации включают в себя как формирование общих подходов к оценке эффективности деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры, так и критерии эффективности деятельности УССО в сфере культуры с учетом функциональной специфики, результатов образовательной, учебно-методической и творческой деятельности.
Объектом исследования стала 90-летняя история Белорусской государственной консерватории – Академии музыки на основе официальных документов, хранящихся в государственных архивах Беларуси. Цель исследования – создать рукопись научного издания «Белорусская государственная консерватория – Академия музыки: история в документах (1932 – 2020)». Выполнение задание было приурочено к 90-летнему юбилею Белорусской государственной академии музыки.
Методология предпринятого исследования базировалась на многовекторном подходе к архивным материалам, а также к фактам и событиям, зафиксированным в разнообразных изданиях по истории Белорусской государственной консерватории – Академии музыки. В качестве рабочих методов применялись: описание, характеристика и оценка документов, их сравнительный анализ, классификация и систематизация, обобщение результатов изучения накопленного материала. При изложении и структурировании текста рукописи использовались методы литературно-стилистической обработки текста и редактирования.
Доминирующим в разработке данного научного проекта был избран системный подход. С этих позиций вся работа Белорусской государственной консерватории – Академии музыки рассматривалась как целостная система в единстве различных составляющих: учебно-педагогической, научной, методической, творческой, концертно-исполнительской, культурно-просветительской, административно-организационной деятельности как в республиканском, так и в международном масштабах. Не все компоненты этой системы равнозначны. Соотношения разных сторон деятельности вуза мобильны и имеют тенденцию к изменениям и преобразованиям. Концепция разработанного научного издания «Белорусская государственная консерватория – Академия музыки: история в документах (1932 – 2020)» корректировалась в процессе работы.
В результате осуществленной научно-исследовательской деятельности:
Данное научное задание, посвященное осмыслению и систематизации знаний по истории белорусской академической музыки ХХ–ХХІ стст., и шире – национальной музыкальной культуры – закрывает образовавшуюся нишу в рассмотрении и изучении истории становления национальной композиторской школы чрезвычайно сложного и во многом противоречивого периода.
Целью НИР явилось создание рукописи научного издания, посвященного истории отечественной музыки академической традиции ХХ–начала ХХІ вв..
В результате выполнения работы была создана рукопись научного издания, раскрывающего историю развития белоруской музыки на протяжении длительного исторического периода – «История белорусской музыки ХХ – начала XXI века». Данный проект был впервые осуществлен в белорусском музыкознании. Результаты НИР существенно дополнили и внесли новые сведения в курс «История белорусской музыки» на основе анализа творчества белорусских композиторов указанного периода. Большое количество музыкальных произведений были впервые введены в научный оборот.
Объектом исследования стали рукописные, а также отдельные старопечатные источники, хранящиеся в фондах библиотеки Белорусской государственной академии музыки и Национальной библиотеки Беларуси.
Целью задания явилось создание рукописи научного издания «Палеографическое описание музыкальных текстов из рукописных источников, хранящихся в фондах библиотеки Белорусской государственной академии музыки и Национальной библиотеки Республики Беларусь».
В результате исследовательской работы:
– собран, проанализирован и осмыслен большой пласт информации о рукописных источниках ХVII–ХІХ вв., включающих музыкальные тексты, из фондов отдела рукописей, редкой книги и старопечатных изданий Национальной библиотеки Беларуси;
– создана научно обоснованная концепция издания по музыкально-палеографическому описанию рукописей, опирающаяся на новейшие разработки отечественных и зарубежных ученых-медиевистов, базирующаяся на принципе историзма и достижениях школы советской медиевистики и нашедшая воплощение в рукописи научного издания «Палеографическое описание музыкальных текстов из рукописных источников, хранящихся в фондах библиотеки Белорусской государственной академии музыки и Национальной библиотеки Республики Беларусь»;
– определены основные критерии отбора музыкального материала, находящегося в рукописных источниках из фондов библиотеки Белорусской государственной академии музыки и Национальной библиотеки Беларуси;
– проведено музыкально-палеографическое описание разножанровых, различных по времени возникновения рукописных источников из фондов библиотеки Белорусской государственной академии музыки и Национальной библиотеки Беларуси;
– подготовлены материалы для внедрения в содержание изучаемых в Белорусской государственной академии музыки курсов: «Музыкальная палеография», «История белорусской музыки», «История литургической музыки», «Основы архивно-библиографической работы» посредством введения нового музыкального материала и его аналитического обобщения.
в 2024 идет работа над НИР:
Объект исследования – хоровое искусство академической традиции ХХI века.
Целью задания является создание рукописи научного издания «Хоровое искусство академической традиции ХХI века: теория и исполнительская практика».
Основные задачи исследовательской работы: