Оношко, И. Ю. Основы фортепианной транскрипции и импровизации: курс лекций. Минск, 2020.
15.10.2020
Оношко, И. Ю. Основы фортепианной транскрипции и импровизации: курс лекций / И. Ю. Оношко. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2020. – 273 с. Тираж 50 экз. ISBN 978-985-7187-44-7.
Курс лекций по учебной дисциплине «Основы фортепианной транскрипции и импровизации» адресован студентам Белорусской государственной академии музыки, обучающимся по специальности 1-16 01 03 Фортепиано.
Каждая тема включает конспект лекции, контрольные вопросы, список литературы, рекомендуемые интернет-ресурсы (аудио- и видеозаписи) и нотные материалы, необходимые для приобретения теоретических знаний и практических навыков в области фортепианного исполнительства.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение – с.3
ТЕМА 1. Жанр транскрипции в фортепианной музыке – с.6
ТЕМА 2. Феномен фортепианной транскрипции в различные стилевые периоды и эпохи – с.15
ТЕМА 3. Виды транскрипций. Проблемы терминологии. Различные функции транскрипций – с.22
ТЕМА 4. Жанровые разновидности в области транскрипций. Транскрипция и форма – с.30
ТЕМА 5. Методы трансформации и техника создания транскрипций – с.40
ТЕМА 6. Транскрипция в свете психологии восприятия музыки – с.55
ТЕМА 7. Деятельность выдающихся пианистов-транскрипторов – с.61
ТЕМА 8. Транскрипции органных произведений – с.72
ТЕМА 9. Транскрипции скрипичных произведений – с.84
ТЕМА 10. Транскрипции вокальных произведений – с.97
ТЕМА 11. Транскрипции хоровых и оперных произведений – с.112
ТЕМА 12. Транскрипции симфонических произведений и балетной музыки – с.131
ТЕМА 13. Транскрипции произведений для левой руки соло – с.151
ТЕМА 14. Транскрипция в белорусском фортепианном творчестве – с.158
ТЕМА 15. Импровизация в различные исторические периоды и стилевые эпохи – с.173
ТЕМА 16. Деятельность выдающихся виртуозов-импровизаторов – с.185
ТЕМА 17. Определение импровизации. Виды импровизации – с.194
ТЕМА 18. Предвосхищение и восприятие в процессе импровизации – с.204
ТЕМА 19. Элементы музыкального языка импровизации. Импровизация на 1, 2 звуках, в разных ладах – с.213
ТЕМА 20. Импровизация тональная и атональная – с.224
ТЕМА 21. Импровизация в некоторых классических формах и композиторских техниках – с.230
ТЕМА 22. Препарированное и расширенное фортепиано – с.240