История кафедры струнных смычковых инструментов
Кафедра струнных смычковых инструментов существовала с момента открытия Белорусской государственной консерватории в 1932 году. Первыми преподавателями кафедры были скрипач Самуил Леонтьевич Жив, альтист И. Гуральник, виолончелист М. Орлов, контрабасист Игнатий Григорьевич Солодченко. Возглавил кафедру известный в республике скрипач и дирижер, заслуженный артист БССР, профессор Аркадий Львович Бессмертный.
В 1937 году на работу в консерваторию были приглашены воспитанники МГК, лауреаты Всесоюзного конкурса скрипач Александр Наумович Амитон и виолончелист Александр Кондратьевич Власов. В 1939–1941 годах и в 1944–1951 годах на кафедре, которую возглавлял заслуженный артист БССР, профессор А.Н. Амитон, вели педагогическую деятельность скрипач и дирижер, заслуженный артист РСФСР, профессор Аллан Исакович Жоленц, заслуженный артист УССР, доцент, виолончелист Михаил Абрамович Калужский, альтисты заслуженный артист АрмССР, профессор Аршалуйс Мартиросович Азатян, заслуженный артист БССР, доцент Петр Михайлович Кирильченко; в 1952 году был приглашён скрипач, лауреат Всесоюзного конкурса, воспитанник Одесской консерватории Михаил Маркович Гольдштейн, который вёл исполнительскую и педагогическую деятельность в консерватории на протяжении почти 30 лет. В 1951–1955 годах кафедрой вновь руководил А.Л. Бессмертный.
В период с 1955 по 1978 годах кафедру струнных смычковых инструментов возглавлял выпускник МГК, заслуженный деятель искусств БССР Николай Данилович Братенников, а в 1978–1982 годах – воспитанник белорусской скрипичной школы, профессор Виталий Георгиевич Черныш. С 1955 года был расширен приём студентов, активизировалась учебная и методическая работа, и с 1957 года начали регулярно проводиться республиканские и межреспубликанские конкурсы, лауреатами которых стали скрипачи Виталий Черныш, Валентин Бадьяров, Владимир Клочко, Петр Сакин, Виктор Эмилит и др. На кафедре струнных смычковых инструментов работали широко известные в стране и за рубежом виолончелисты: заслуженный артист РСФСР, профессор Александр Павлович Стогорский, заслуженный артист БССР, профессор Борис Германович Скобло, доцент Станислав Иванович Мадорский, профессор Евгений Леонидович Ксаверьев, профессор Николай Семенович Щербаков, старший преподаватель Людмила Александровна Зимовина, скрипачи: ученик профессора Леопольда Ауэра, заслуженный деятель искусств БССР, профессор Виктор Маркович Гольдфельд (с 1958 по 1982 годы), заслуженный артист БССР, доцент Георгий Яковлевич Клочко, лауреаты международных конкурсов Роман Наумович Нодель и Александр Алексеевич Крамаров, преподаватели Вера Алексеевна Крамарова, Вячеслав Михайлович Зеленин, Виталий Георгиевич Черныш, Регина Дмитриевна Кривель, Лилия Владимировна Умнова; альтисты: доценты Вадим Николаевич Скибин и Лючия Леонардовна Ластовка, контрабасисты: доценты Соломон Шнеурович Херсонский, Владимир Владимирович Федорчук, профессор Николай Алексеевич Кривошеев.
В 1982 году произошло разделение кафедры струнных смычковых инструментов на кафедру скрипки и кафедру альта, виолончели, контрабаса и квартета, в сентябре 1984 года было принято решение о создании самостоятельной кафедры альта, виолончели и контрабаса. 25 апреля 2011 года вновь была организована кафедра струнных смычковых инструментов, которая объединила кафедру скрипки и кафедру альта, виолончели и контрабаса. Возглавила кафедру Татьяна Павловна Боднева.
С сентября 2013 года на кафедре работали скрипачи: профессор Анри Борисович Янпольский, доценты Вячеслав Михайлович Зеленин, Регина Дмитриевна Кривель, выпускники Белорусской государственной консерватории Людмила Михайловна Калиновская, Елена Анатольевна Мальцева, Анна Францевна Александрович, Евгений Борисович Основич, Екатерина Евгеньевна Пукст; альтисты: профессор Лючия Леонардовна Ластовка, доцент Владимир Петрович Рылатко, преподаватели-совместители Александр Иванович Каражев, Лариса Ивановна Ватаманюк, Инна Васильевна Гончерёнок; виолончелисты: профессор, заслуженный артист БССР Владимир Павлович Перлин, доценты Наталья Викторовна Шпенёва, Евгений Нестерович Фещенко, старший преподаватель Алексей Владимирович Афанасьев, преподаватели Олеся Викторовна Родевич, Юлия Викторовна Рожковская; контрабасисты: профессор, заслуженный артист БССР Николай Алексеевич Кривошеев, старший преподаватель Владимир Иванович Пуленков, преподаватель Павел Сергеевич Сидоренко и другие.
В настоящее время класс скрипки ведут доценты кафедры Боднева Татьяна Павловна, Кривель Регина Дмитриевна, Пукст Екатерина Евгеньевна, Александрович Анна Францевна, Мальцева Елена Анатольевна, Черневская Полина Станиславовна, старший преподаватель Пищик Мария Леонтьевна, Калиновская Людмила Михайловна, класс альта – доцент Ластовка Лучия Леонардовна, старший преподаватель Теран Николай Петрович, класс виолончели – доцент Фещенко Евгений Нестерович, преподаватель Форостяная Полина Юрьевна, класс контрабаса – профессор Кривошеев Николай Алексеевич, доцент Пуленков Владимир Иванович.
Большой вклад в подготовку специалистов внесли концертмейстеры кафедры – пианисты Сергей Богачёв, Нина Кавецкая, Елена Хайтина, Светлана Дармоян, Елена Афанасьева, Ольга Кириллова, Анастасия Буря и др.
История кафедры камерного ансамбля
Организации кафедры камерного ансамбля предшествовала работа камерных классов под руководством известного виолончелиста, выпускника Московской консерватории А.Стогорского. Но занятия по камерному ансамблю и квартетному классу вели преподаватели специальных классов. В 1962 г. была образована кафедра камерного ансамбля, которую возглавил старший преподавателя кафедры духовых инструментов флейтист С.Сизко. В дальнейшем кафедрой руководили: профессор, заслуженный артист БССР Ю.Корсак (1975-1985), профессор Н.Щербаков (1985-2003), доцент Г.Некрасова (2003-2013), доцент, кандидат искусствоведения Л.Орлова (с 2013 по настоящее время).
Состав кафедры в основном сложился в 1965 – 1970-х гг., в него вошли как педагоги консерватории, так и ее выпускники, закончившие ассистентуру-стажировку: в 60-е гг. – Н.Щербаков, Ю.Корсак, Э.Габриэлян, Л.Дедук, И.Галочкина, Т.Солопахо; 70-е гг. – В.Савина, И.Жарова, И.Лубоцкая; в 80-е – Г.Некрасова, И.Невская. Позже состав пополнился новыми именами: в 90-е гг. – О.Синецкая, Ж.Варламова, В.Сидоров; в 2000-е – Л.Орлова, Д.Мороз, Д.Скляров; в 2010-е – Т.Левицкая, С.Петченко, М.Некрасова-Гутор, Ю.Переу, А.Бараненкова, Н.Кривошеев; в 2020-е – А.Данилов, Н.Теран, Т.Лях, А.Теран. В разные периоды некоторое время на кафедре преподавали Л.Барладина, В.Звягинцева, А.Старосельский, И.Турш, О.Крылатова, В.Прищепов, Л.Зимовина, В.Зеленин, В.Невдах, А.Хохлов, И.Колесникова, И.Гончеренок, О.Сизко-Габриелян, Е.Гембицкая, Ю.Галуза, А.Карпенко, А.Буря и др.
Cостав кафедры камерного ансамбля на данный момент: Л.Орлова – зав.кафедры, к.и., доцент; профессоры – Г.Некрасова, Л.Дедук, Н.Кривошеев; доценты – О.Синецкая, Ж.Варламова, И.Невская, Т.Левицкая; ст. преподаватели – М. Некрасова-Гутор, А.Бараненкова, Н.Теран; преподаватели – А.Данилов, Т.Лях, А.Теран, М.Деруга. Концертмейстеры кафедры: Д.Судакова (альт), П.Черкас (виолончель), А.Юринок (флейта), С.Бельцов (скрипка), О.Трофимова (скрипка), Д.Бобко (саксофон). Преподавание на кафедре ведется по трем дисциплинам: «Камерный ансамбль» (фортепиано, струнные смычковые инструменты, деревянные духовые инструменты), «Квартетный класс» (скрипка, альт, виолончель), «Ансамбль» (контрабас).
Славные страницы истории кафедры связаны прежде всего с именами С.Сизко, Н.Щербакова, Ю.Корсака. Их объединяла творческая заинтересованность, яркая исполнительская одаренность, влюбленность в камерное исполнительство, активная работа по пропаганде камерной музыки. Особое место в развитии белорусского квартетного исполнительства заняла деятельность Н.Щербакова в составе струнного квартета Союза композиторов БССР, основанного в 1962 г. и просуществовавшего почти 30 лет. За это время квартет осуществил большое количество фондовых записей на Республиканском радио (общей продолжительностью около 9 часов), провел более 600 концертов в разных уголках республики и за ее пределами, около 200 выступлений состоялось в программах тематических циклов музыкальной редакции Белорусского телевидения. Яркими вехами в истории камерного исполнительства Беларуси стали осуществленные Ю.Корсаком в период 1975 – 1978 гг. циклы концертов: «Камерная музыка И.Брамса» (6 концертов), «Камерная музыка Р.Шумана» (4 концерта). В память о выдающихся коллегах раз в два года проходят открытые кафедральные конкурсы камерных ансамблей имени Ю.Ф.Корсака и струнных квартетов им. Н.С.Щербакова.
Активными исполнителями-ансамблистами в свое время проявили себя преподаватели кафедры Л.Дедук, И.Галочкина, И.Лубоцкая, В.Савина. Насыщенную исполнительскую деятельность в 1990-е и начале 2000-х гг. вели Г.Некрасова, И.Невская, Л.Орлова. Г. Некрасова. В настоящее время активную исполнительскую деятельность ведут молодые педагоги кафедры: А.Данилов, Т.Левицкая, Н.Теран, М.Некрасова-Гутор, А.Теран.
Ярким событием в жизни кафедры явилось осуществление осенью 2015 г. международного проекта «К 250-летию М.К.Огинского: Минск – Вильнюс – Варшава – Париж», в котором принял участие струнный квартет студентов под руководством Т.Левицкой. Выступления с успехом прошли в залах Литовской филармонии, Варшавского университета, посольства Республики Беларусь во Франции. Большой общественный резонанс получил международный проект «110-летие Д.Шостаковича – Шеметово», осуществленный силами преподавателей (Т.Левицкой, С.Петченко, Е.Гембицкой) и студентов квартетного класса на родине предков композитора в д. Шеметово Мядельского района. Проект был осуществлен при содействии французской ассоциации «Обмен: Франция – Беларусь» и посольства Беларуси во Франции.
За последние годы в рамках общественно-просветительской деятельности получили известность кафедральные проекты «Музыка в театре», «Музыка в музее». Камерная музыка, исполняемая силами учащихся и педагогов кафедры, звучит в Белорусском государственном молодежном театре, ТЮЗе, Национальном художественном музее, галерее Савицкого, музее Ваньковичей, музее-усадьбе «Лошица» и др. Студенты кафедры постоянно принимают участие в общественно-значимых мероприятиях городского и республиканского масштаба. В 2022 г. в БГФ под руководством профессора кафедры Г.Некрасовой осуществлен творческий проект из трех концертов камерной музыки «Памяти И.Брамса».
Активная творческая позиция кафедры приносит заслуженные результаты и в педагогической деятельности. Об этом свидетельствуют многочисленные победы студентов кафедры на международных конкурсах камерных ансамблей: им. М.К.Огинского (Беларусь), им. И.Брамса (Польша), им. Г.Зинетти (Италия), им. С.Танеева (Россия), им. М.Юдиной (Россия), им. С.И.Савшинского (Россия), им. Д.Бортнянского (Украина), им. Е.Станковича (Украина) и др. Многие студенты отмечены премиями и стипендиями Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи (см. «лауреаты кафедры»).
Значительна география и мастер-классов, организуемых кафедрой: профессор Высшего института музыки и педагогики в г.Намюр М.Данель (Бельгия), профессоры Гданьской академии музыки А.Прабуцка-Фирлей и К.Сперский (Польша), профессор МГК А.Бондурянский и доцент И.Красотина (Россия), доцент Е.Некрасова (Германия). Преподаватели кафедры приглашаются для участия в работе жюри международных конкурсов как в Республике Беларусь, так и за ее пределами. В последние годы онлайн.
На кафедре ведется большая научно-методическая работа. Преподавателями издаются учебные пособия, программы и УМК по учебным дисциплинам. Тематика и круг профессиональных вопросов, затрагиваемых в исследованиях, довольно широк. Н.Щербаков осуществил редакцию квартетов белорусских композиторов, написал несколько книг по квартетному искусству. На кафедре создан ряд учебных пособий: Г.Некрасова «Сонаты П. Хиндемита для духовых инструментов и фортепиано в классе камерного ансамбля» (2005); Л.Орлова «Скрипичные сонаты Бетховена» (2006); И.Галочкина «Ф. Пуленк. Соната для скрипки и фортепиано в классе камерного ансамбля» (2006), «Ф. Пуленк. Соната для виолончели и фортепиано в классе камерного ансамбля» (2008); О.Сизко-Габриелян «Камерный ансамбль: инструментальная музыка В. Каретникова (на примере Трио №1 с-moll для фортепиано, скрипки и виолончели и лирической поэмы «Флейтист»)» (2008); И.Невская «Творчество и эволюция стиля Р.Кларк на материале Сонаты для альта и фортепиано и Трио для фортепиано, скрипки и виолончели» (2014), Ж.Варламова «Музыка П. Подковырова в классе камерного ансамбля: Фортепианный квинтет» (2019), О.Синецкая «Образно-стилистические особенности камерно-инструментального творчества И. Брамса на примере Сонаты для кларнета ор.120 №1» (2020). В 2012 г. Л.Орлова защитила кандидатскую диссертацию, на материале которой опубликовала монографию «Белорусский фортепианный камерно-инструментальный ансамбль на рубеже веков: композиторское творчество и исполнительская практика» (2014). О.Сизко-Габриелян издала монографию «Верой и правдой» о жизни и творчестве В.А. Сизко и С.В.Сизко. Педагоги кафедры принимают участие в международных научных конференциях в Республике Беларусь и за рубежом (Молдова, Украина, Россия, Польша) Педагоги кафедры постоянно читают лекции на факультете повышения квалификации Академии музыки.
Кафедра камерного ансамбля активно участвует во всех сферах деятельности академии и открыта для всех форм творческого сотрудничества.