Кафедра музыкальной педагогики и социально-гуманитарных дисциплин

История кафедры музыкальной педагогики и социально-гуманитарных дисциплин

В 2024 году, в связи с изменением организационной структуры Белорусской государственной академии музыки, кафедра музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства и кафедра социально-гуманитарных дисциплин реорганизованы в кафедру музыкальной педагогики и социально-гуманитарных дисциплин. Заведующим кафедрой в настоящее время является кандидат искусствоведения, доцент Ирина Юрьевна Оношко.

Представляем историю реорганизованных кафедр, которые внесли огромный вклад в подготовку музыкантов высшей квалификации.

История кафедры музыкальной педагогики

Кафедра педагогики и психологии (так первоначально называлась кафедра) была создана в Белорусской государственной консерватории в марте 1978 года. До 1988 года её возглавлял кандидат психологических наук, доцент Сергей Борисович Бенедиктов. В состав кафедры вошли скрипач И.Г. Веденин, дирижёр хора В.И. Гуляев, пианистка Р.А. Новикова, аккордеонистка Э.Н. Скуратова и музыковед М.С. Cтарчеус.

Подобного учебного и научно-методического подразделения в то время не было ни в одном музыкальном вузе СССР. Главная задача кафедры заключалась в совершенствовании педагогической подготовки студентов консерватории как в теоретическом, так и практическом аспектах. С этой целью были интенсифицированы занятия по педагогике, психологии, методике, организован семинар для профессорско-преподавательского состава по проблемам педагогики и психологии, возобновлена работа сектора педагогической практики. Не менее важным направлением стало обогащение педагогических дисциплин музыкальной тематикой и разработка основ методики преподавания для всех специальностей.

В 1983–1984 годы педагогический состав кафедры существенно обновился и расширился, что позволило существенно укрепить научный и педагогический потенциал кафедры. Её коллектив пополнили педагоги с большим опытом практической педагогической работы: пианистки Э.И. Ахремчик и Л.М. Жукова, кандидат педагогических наук, баянист К.М. Булыго, а также кандидаты искусствоведения, профессора пианист В.Д. Кокушкин и музыковед К.И. Степанцевич. В 1990-е годы в состав кафедры вошли пианистка Е.А. Пилипенко, кандидат педагогических наук, баянистка А.И. Самусенко, первые выпускники аспирантуры при кафедре лауреат международных конкурсов пианистка Е.М. Метельская и баянист В.А. Ивашко.

В 1988 году кафедру возглавил проректор по научной работе, кандидат педагогических наук, доцент, пианист Вадим Леонтьевич Яконюк. Продолжая традиции кафедры, он особое внимание уделил реформированию учебного процесса, совершенствованию научной работы и подготовке новых кадров через аспирантуру при кафедре. За время его руководства был существенно изменён учебный план, созданы новые программы по многим учебным дисциплинам, появились академические степени «бакалавр», «магистр», открыты магистратура для исполнительских специальностей и аспирантура при кафедре музыкальной педагогики по двум специальностям: «Теория и методика профессионального образования» (13.00.08) и «Музыкальное искусство» (17.00.02). Последовательно решалась актуальная для музыкальных задача подготовки не только высокопрофессиональных музыкантов-исполнителей, которые после обретения опыта работы в учебном заведении были бы способны успешно заниматься педагогической работой, но и собственно педагогов-музыкантов, которые непосредственно после окончания вуза обладали бы необходимыми профессиональными исполнительскими и педагогическими компетенциями, а главное – мотивацией для самостоятельной педагогической работы с учащимися. Практическое воплощение этой сложной задачи в Белорусской государственной академии музыки потребовало как организационных, так и содержательных преобразований в учебном процессе вуза. Главным системообразующим фактором этих преобразований явилось введение в 1991 году Государственного экзамена по специальной педагогической подготовке, который с 1998 года для получения педагогической квалификации держат все выпускники Академии музыки.

Кардинальные изменения учебного плана обусловили значительное повышение требований к содержанию учебных курсов педагогического цикла, которые были отнесены к числу обязательных предметов программы бакалавриата и магистратуры (1995). Определенные изменения претерпели практически все учебные курсы, а именно: история исполнительского искусства, педагогика (теория музыкального обучения и воспитания), психология (общая, возрастная, музыкальная), методика преподавания музыкальных дисциплин, а также педагогическая практика.

С 1998 по 2005 год кафедрой заведовал В.Д. Кокушкин, который главную задачу кафедры видел в сохранении, упрочении и развитии достижений предшествующих лет. Под его руководством были обновлены выпускные экзаменационные требования и налажено научное руководство магистерскими диссертациями пианистов, упорядочена педагогическая практика, проводимая в тесном контакте с заведующей сектором педагогической практики Л.В. Козловской.

В период с 2005 по 2020 год кафедру возглавлял доктор педагогических наук, профессор В.Л. Яконюк. Важнейшее направление деятельности кафедры – научная и методическая работа. Она проводилась и проводится в соответствии с требованиями времени и с учётом специализации и научных интересов преподавателей. В учебный процесс вводятся новые учебные курсы: музыкальная педагогика и музыкальная психология, история фортепианной (клавирной) педагогики, основы фортепианной транскрипции и импровизации, художественные стили в фортепианном исполнительстве, коррекционная педагогика, музыкотерапия, цикл предметов по специализации «Орган», основы теории исполнительской интерпретации музыки (для магистрантов) и ряд других.

С 01.01.2021 года кафедру возглавила Ирина Юрьевна Оношко – кандидат искусствоведения, доцент. Члены кафедры активно участвуют в международных конференциях, руководят студенческими работами, представляемыми на республиканские и международные конкурсы, читают лекции на ФПКП, публикуют монографии и статьи, методические и учебные пособия, участвуют в работе жюри конкурсов, выступают в концертах и т.д. С 2005 года кафедра ежегодно проводит студенческую конференцию «Музыкальная педагогика, психология и исполнительское искусство глазами студентов». В апреле 2022 года кафедра провела первый открытый кафедральный конкурс «Ступени мастерства».

Развитие специальной педагогической подготовки и формирование основ музыкальной дидактики тесно связано с деятельностью кафедры в области разработки образовательных стандартов, необходимость работы над которыми была обусловлено не только европейскими тенденциями развития высшей школы (Болонский процесс), но и усилением тенденций диверсификации образования, которые все более заметно проявляли себя в новых социально-политических условиях страны в последнее десятилетие ХХ века.

Важным направлением в деятельности кафедры и развитии музыкально-педагогической науки стала разработка заданий Государственной научной программы «Культура» (Научный руководитель выполнения заданий ГНТП «Культура» – доктор педагогических наук, профессор В.Л. Яконюк, 1997–2015). В рамках этой программы была разработана концепция развития высшего музыкального образования в сфере искусства, в которой изложены методологические подходы к развитию музыкального образования в стране, научно обоснованы методические рекомендации по обобщению процесса становления и развития национальных музыкально-исполнительских и музыкально-педагогических школ. В 2017 году завершилась работа над научно-методическим проектом Министерства культуры Республики Беларусь «Разработать научно-методические основания, образовательный стандарт и учебно-программную документацию образовательной программы высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалистов, обеспечивающей получение степени магистра, в области музыкально-исполнительского искусства» (научный руководитель ВНК – кандидат искусствоведения, доцент И.Ю. Оношко), в 2021 году – «Разработать научно-методологические подходы к анализу деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры в Республике Беларусь. Создать рекомендации по определению эффективности деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры» (научный руководитель ВНК – кандидат искусствоведения, доцент И.Ю. Оношко).

Кафедра музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства – высокопрофессиональный коллектив, призванный и способный решать самые сложные задачи воспитания педагога-музыканта на уровне современных требований.

 

История кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Кафедра является общеакадемической и  объединяет преподавателей из различных областей знаний – философии, истории, политологии, социологии, эстетики, культурологии, филологии, физической культуры. С учетом специфики творческого вуза преподаватели кафедры проводят занятия для всех студентов и магистрантов Академии, для слушателей подготовительного отделения и ФПКП.

На кафедре преподает 18 преподавателей, среди них один профессор (по должности), три доцента, три кандидата наук (философских наук, филологических наук, культурологии).

Цели кафедры – воспитание высокообразованной личности мыслящего музыканта в русле гуманистических идеалов, духовных и нравственных традиций белорусского народа, расширение культурного и эстетического кругозора студенческой молодежи, формирование целостного мировоззрения истинного гражданина Республики Беларусь, человека, обладающего коммуникативными навыками и традиционной системой ценностей в современном социуме.

Кафедра является общеакадемической и  объединяет преподавателей из различных областей знаний – философии, истории, политологии, социологии, эстетики, культурологии, филологии, физической культуры. С учетом специфики творческого вуза преподаватели кафедры проводят занятия для всех студентов и магистрантов Академии, для слушателей подготовительного отделения и ФПКП.

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин осуществляет организационно-методическую и учебно-методическую работу по внедрению в учебный процесс разработанных и утвержденных учебных программ, подготовленных УМК для студентов академии музыки.

Актуализированы следующие виды научной и учебно-методической работы:

  • все преподаватели участвуют в научно-методических семинарах;
  • проводится ежегодный кафедральный научно-методический семинар по повышению качества преподавания социально-гуманитарных дисциплин;
  • осуществляется разработка УМК по дисциплинам специализированных модулей;
  • разработаны материалы (компьютерные тесты) для текущего контроля знаний студентов по каждой из дисциплин обязательных и специализированных модулей;
  • организован постоянный мониторинг качества преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла и диагностирование социально-личностных компетенций студентов.

Повышение квалификации осуществляется на курсах повышения квалификации в РИВШ (г. Минск).

Дисциплины, закрепленные за кафедрой социально-гуманитарных дисциплин: История (интегрированный модуль), Политология (интегрированный модуль), Философия (интегрированный модуль), Экономика (интегрированный модуль), Политическая мысль Беларуси, Внешняя и внутренняя политика белорусского государства, Менеджмент в сфере культуры,  Психология художественного творчества,  Культура: языки искусства, Основы современного естествознания, Эстетика, Основы музыкальной информатики, Основы информационных технологий (магистратура), Философия и методология науки (магистратура), БЖЧ (Безопасность жизнедеятельности человека), Великая Отечественная война (в контексте Второй мировой войны), Основы управления интеллектуальной собственностью, Философия музыки, Белорусский язык (профессиональная лексика), Иностранный язык (английский, немецкий, итальянский, русский язык как иностранный), Физическая культура, Профилактика профессиональных заболеваний музыканта, История искусств, История искусства Беларуси, История мировой литературы,  Современные тенденции управленческой деятельности музыканта (магистратура),  Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации (магистратура)

Воспитательная работа

В своей работе педагоги кафедры используют различные формы воспитательной работы со студентами: индивидуальное общение и консультации, размещение информации и участие в тематических акциях, приуроченных к государственным праздникам, в мероприятиях, которые систематически проводятся в академии.

Важным направлением работы кафедры является приобщение студентов Академии к научно-исследовательской работе: проведение совместно со студенческим научно-творческим обществом научно-практического семинара «Философия музыки: от античности к романтизму» (2022 г.). В 2022 г. создан студенческий  философско-эстетический кружок «Гнозис», одной из задач которого является синтез гуманитарного знания и концертной практики, музыкально-просветительская работа в музейном пространстве г. Минска, приобретение навыков публичных выступлений и расширение  познавательного поля в сфере онтологии музыкального искусства.

Особую роль в организации учебно-воспитательного процесса кафедры  играет физическая культура, которая активно воздействует на физическое развитие будущих музыкантов: проведение туристских походов выходного дня по культурно-историческим местам; проведение лекций, бесед, консультаций о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний; участие команды академии в Республиканской акции «Спорт и олимпизм»; в спортивном празднике, посвященном Дню Победы; в мероприятиях в рамках  республиканской акции «Неделя спорта и здоровья»; участие в общественно полезных мероприятиях государственного уровня; участие в волонтерском движении.

Научная работа кафедры нашла отражение в опубликованных монографиях, статьях и тезисах преподавателей.
В 2021-2022 гг. кафедрой были проведены научно-практические семинары и конференции на тему «Идеи патриотизма в истории и философии»:
научно-практическая конференция «Топос» игра»в истории мировой культуры и философии»(2022);
литературные Рождественские чтения (Национальный исторический музей Республики Беларусь «гостиная Владислава Голубка»(2022-2024);
Общественно-культурные акции «Читаем Купалу вместе» в Государственном литературном музее Янки Купалы (2022-2023) для иностранных студентов и магистрантов.
Творческие проекты «Музыка в музее»: «Хозяин Купаловского Дома», к 80-летию со дня основания Государственного литературного музея Янки Купалы (6 марта 2024 г.).
В 2022-2024 гг. кафедрой организовано проведение следующих проектов:
семинары «Идеи патриотизма в истории и философии» (2022);
совместные проекты с Институтом философии Национальной академии наук Республики Беларусь — цикл лекций в рамках проекта» Наука искусства и искусство науки » (в течение 2023г.);
общественно-культурная акция, посвященная Дню единения Беларуси и России в Национальном художественном музее Республики Беларусь. (3 апреля 2024 г.);
Организация студенческих научно-практических конференций:» философская мысль Беларуси «(2022 г.),» эстетические идеи и искусство постмодернизма » (2023 г.).

Кафедра философии существует в Академии с момента ее образования (1932 г.). Из кафедры марксизма-ленинизма она была преобразована в кафедру общественных наук, затем в кафедру философии (1991 г.). Изменение названия кафедры отразило те перемены в содержании преподавания социально-гуманитарных дисциплин, которые внесло историческое время: последовательное расширение мировоззренческих рамок гуманитарного цикла, освобождение от идеологической интерпретации истории человеческой культуры, противопоставление классового подхода общечеловеческому в соответствии с современным уровнем гуманитарного знания.

29 июня 2011 года решением совета Академии музыки на базе кафедры философии была сформирована кафедра социально-гуманитарных дисциплин. С 1 января 2018 г. в состав кафедры вошли кафедра языков и кафедра физического воспитания. Формирование собственных кадров штатных преподавателей началось с 1960-х годов, когда кафедрой заведовал кандидат философских наук доцент А. Санков. С 1974 по 1991 г. кафедру возглавляла доктор философских наук профессор А.Б. Ладыгина. С 1991 по 2010 г. кафедрой заведовал кандидат философских наук доцент А.Ф. Рощупкин. С 2010 по август 2021 г. кафедрой заведовал кандидат философских наук доцент А.Н. Ладутько.

Много сил и энергии отдали кафедре доценты – кандидаты исторических наук М.П. Гуринович и Г.К. Зайцева, кандидат экономических наук Н.М. Большаков, кандидат философских наук Э.И. Недведская, старший преподаватель Р.Е. Мирончикова, кандидат философских наук Г.К. Драговец, старший преподаватель Н.И. Степанцова.

Публикации

Эстетика и культура: проблемы теории и практики: сб. науч. ст.; ред.-сост. А.Ф.Рощупкин. – Минск: БелГИПК, 2001.
Статья «Историческая память и ее отражение в музыке белорусских композиторов-защитников Отечества в Великой Отечественной войне» // Материалы Всероссийской научно-0практической конференции, посвященной 80-летию Победы в Сталинграде. г. Волгоград, 3 февраля 2023 г. С.137-145. Волгоград: Издательство ИП Никулина МГ, 2023.
Статья «Поэтика античного мифа в динамике развития (от барокко к музыкальной культуре  XXI в.» // Философско-культурологические исследования (Электронный ресурс): сб. ст. Вып. 4 / редкол.: И.Н. Сидоренко (гл. ред.). С.213-222. Электронное научное издание. Мн.: БГУ, 2023.

 

pic pic pic