- Белорусская государственная академия музыки -

https://bgam.by

-

История кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства

Кафедра педагогики и психологии (так первоначально называлась кафедра) была создана в Белорусской государственной консерватории в марте 1978 года. До 1988 года её возглавлял кандидат психологических наук, доцент Сергей Борисович Бенедиктов. В состав кафедры вошли скрипач И.Г. Веденин, дирижёр хора В.И. Гуляев, пианистка Р.А. Новикова, аккордеонистка Э.Н. Скуратова и музыковед М.С. Cтарчеус.

Подобного учебного и научно-методического подразделения в то время не было ни в одном музыкальном вузе СССР. Главная задача кафедры заключалась в совершенствовании педагогической подготовки студентов консерватории как в теоретическом, так и практическом аспектах. С этой целью были интенсифицированы занятия по педагогике, психологии, методике, организован семинар для профессорско-преподавательского состава по проблемам педагогики и психологии, возобновлена работа сектора педагогической практики. Не менее важным направлением стало обогащение педагогических дисциплин музыкальной тематикой и разработка основ методики преподавания для всех специальностей.

В 1983–1984 годы педагогический состав кафедры существенно обновился и расширился, что позволило существенно укрепить научный и педагогический потенциал кафедры. Её коллектив пополнили педагоги с большим опытом практической педагогической работы: пианистки Э.И. Ахремчик и Л.М. Жукова, кандидат педагогических наук, баянист К.М. Булыго, а также кандидаты искусствоведения, профессора пианист В.Д. Кокушкин и музыковед К.И. Степанцевич. В 1990-е годы в состав кафедры вошли пианистка Е.А. Пилипенко, кандидат педагогических наук, баянистка А.И. Самусенко, первые выпускники аспирантуры при кафедре лауреат международных конкурсов пианистка Е.М. Метельская и баянист В.А. Ивашко.

В 1988 году кафедру возглавил проректор по научной работе, кандидат педагогических наук, доцент, пианист Вадим Леонтьевич Яконюк. Продолжая традиции кафедры, он особое внимание уделил реформированию учебного процесса, совершенствованию научной работы и подготовке новых кадров через аспирантуру при кафедре. За время его руководства был существенно изменён учебный план, созданы новые программы по многим учебным дисциплинам, появились академические степени «бакалавр», «магистр», открыты магистратура для исполнительских специальностей и аспирантура при кафедре музыкальной педагогики по двум специальностям: «Теория и методика профессионального образования» (13.00.08) и «Музыкальное искусство» (17.00.02). Последовательно решалась актуальная для музыкальных задача подготовки не только высокопрофессиональных музыкантов-исполнителей, которые после обретения опыта работы в учебном заведении были бы способны успешно заниматься педагогической работой, но и собственно педагогов-музыкантов, которые непосредственно после окончания вуза обладали бы необходимыми профессиональными исполнительскими и педагогическими компетенциями, а главное – мотивацией для самостоятельной педагогической работы с учащимися. Практическое воплощение этой сложной задачи в Белорусской государственной академии музыки потребовало как организационных, так и содержательных преобразований в учебном процессе вуза. Главным системообразующим фактором этих преобразований явилось введение в 1991 году Государственного экзамена по специальной педагогической подготовке, который с 1998 года для получения педагогической квалификации держат все выпускники Академии музыки.

Кардинальные изменения учебного плана обусловили значительное повышение требований к содержанию учебных курсов педагогического цикла, которые были отнесены к числу обязательных предметов программы бакалавриата и магистратуры (1995). Определенные изменения претерпели практически все учебные курсы, а именно: история исполнительского искусства, педагогика (теория музыкального обучения и воспитания), психология (общая, возрастная, музыкальная), методика преподавания музыкальных дисциплин, а также педагогическая практика.

С 1998 по 2005 год кафедрой заведовал В.Д. Кокушкин, который главную задачу кафедры видел в сохранении, упрочении и развитии достижений предшествующих лет. Под его руководством были обновлены выпускные экзаменационные требования и налажено научное руководство магистерскими диссертациями пианистов, упорядочена педагогическая практика, проводимая в тесном контакте с заведующей сектором педагогической практики Л.В. Козловской.

В период с 2005 по 2020 год кафедру возглавлял доктор педагогических наук, профессор В.Л. Яконюк. Важнейшее направление деятельности кафедры – научная и методическая работа. Она проводилась и проводится в соответствии с требованиями времени и с учётом специализации и научных интересов преподавателей. В учебный процесс вводятся новые учебные курсы: музыкальная педагогика и музыкальная психология, история фортепианной (клавирной) педагогики, основы фортепианной транскрипции и импровизации, художественные стили в фортепианном исполнительстве, коррекционная педагогика, музыкотерапия, цикл предметов по специализации «Орган», основы теории исполнительской интерпретации музыки (для магистрантов) и ряд других.

С 01.01.2021 года кафедру возглавила Ирина Юрьевна Оношко – кандидат искусствоведения, доцент. Члены кафедры активно участвуют в международных конференциях, руководят студенческими работами, представляемыми на республиканские и международные конкурсы, читают лекции на ФПКП, публикуют монографии и статьи, методические и учебные пособия, участвуют в работе жюри конкурсов, выступают в концертах и т.д. С 2005 года кафедра ежегодно проводит студенческую конференцию «Музыкальная педагогика, психология и исполнительское искусство глазами студентов». В апреле 2022 года кафедра провела первый открытый кафедральный конкурс «Ступени мастерства».

Развитие специальной педагогической подготовки и формирование основ музыкальной дидактики тесно связано с деятельностью кафедры в области разработки образовательных стандартов, необходимость работы над которыми была обусловлено не только европейскими тенденциями развития высшей школы (Болонский процесс), но и усилением тенденций диверсификации образования, которые все более заметно проявляли себя в новых социально-политических условиях страны в последнее десятилетие ХХ века.

Важным направлением в деятельности кафедры и развитии музыкально-педагогической науки стала разработка заданий Государственной научной программы «Культура» (Научный руководитель выполнения заданий ГНТП «Культура» – доктор педагогических наук, профессор В.Л. Яконюк, 1997–2015). В рамках этой программы была разработана концепция развития высшего музыкального образования в сфере искусства, в которой изложены методологические подходы к развитию музыкального образования в стране, научно обоснованы методические рекомендации по обобщению процесса становления и развития национальных музыкально-исполнительских и музыкально-педагогических школ. В 2017 году завершилась работа над научно-методическим проектом Министерства культуры Республики Беларусь «Разработать научно-методические основания, образовательный стандарт и учебно-программную документацию образовательной программы высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалистов, обеспечивающей получение степени магистра, в области музыкально-исполнительского искусства» (научный руководитель ВНК – кандидат искусствоведения, доцент И.Ю. Оношко), в 2021 году – «Разработать научно-методологические подходы к анализу деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры в Республике Беларусь. Создать рекомендации по определению эффективности деятельности учреждений среднего специального образования в сфере культуры» (научный руководитель ВНК – кандидат искусствоведения, доцент И.Ю. Оношко).

Кафедра музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства – высокопрофессиональный коллектив, призванный и способный решать самые сложные задачи воспитания педагога-музыканта на уровне современных требований.