Кафедра композиции

Горелова Галина Константиновна

Должность: Профессор кафедры композиции
Ученое звание: Профессор (2009)
Почетное звание: Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь (2004)
Образование: Белорусская государственная консерватория, класс композиции Д.Б. Смольского (1977); ассисентура-стажировка по классу А.В. Богатырёва (1979)
Преподаваемые дисциплины: Композиция, Полифония, Анализ музыкальных произведений, Методика преподавания специальных дисциплин


Творческий портрет:

Галина Константиновна Горелова родилась 05.03.1951 в г. Минск, Республика Беларусь. Отец экономист, мать инженер-строитель. Кроме Галины, в семье были две сестры-близняшки. Дети росли в атмосфере любви к музыке, к чтению, к культуре. Галина с раннего детства обучалась игре на фортепиано.

В 1972 году Галина Горелова поступила в Белорусскую государственную консерваторию имени А.В. Луначарского в класс композиции профессора Д.Б. Смольского и в 1977 году с отличием её окончила. Затем, после двух лет занятий под руководством профессора А.В. Богатырёва она в 1979 году с отличием окончила ассистентуру-стажировку и была направлена на работу преподавателем в Барановичское музыкальное училище. Параллельно она в течение семи лет посещала мастер-классы профессора Московской государственной консерватории Ю.А. Фортунатова.

С 1980 года Галина Горелова – преподаватель, с 2009 года профессор, с апреля 2013 года заведующий кафедрой композиции Белорусской государственной консерватории имени А.В. Луначарского. Среди её учеников лауреаты международных композиторских конкурсов А. Барковская, А. Цапко – III премия на Международном конкурсе «PRE ART» (2007, г. Цюрих, Швейцария), Т. Матюшок – III премия конкурса к 200-летию М. Глинки (2004, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), К. Вечер-Ковалевская – II премия Международного конкурса произведений для народных инструментов (2010, г. Осака, Япония), III Международный конкурс им. А. Спендиарова (2013, г. Ялта), И. Комар – фестиваль «Лістапад» (2016, г. Минск, Республика Беларусь), специальная премия от издательства «Chant du Monde» (Премия имени В.Я. Шебалина) V международного конкурса молодых композиторов имени Н.Я. Мясковского, который проводился в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (2018, г. Москва, Российская Федерация), диплом лауреата II премии в номинации «Фортепианное трио, квартет или квинтет» VII конкурса молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера в рамках XIV зимнего международного фестиваля искусств в Сочи (24–26 февраля 2021 года, г. Сочи, Российская Федерация), обладатель четырёх стипендий Президента Республики Беларусь Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов (2019, 2019, 2020, 2021), стипендии Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи (2019) и поощрительной премии Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи (2022).

Галина Горелова является лауреатом Премии Ленинского комсомола Беларуси (1986), лауреатом Государственной премии Республики Беларусь (1992), лауреатом Специальной премии Президента Республики Беларусь в области музыки (2001). Награждена нагрудным знаком Министерства культуры Республики Беларусь «За ўклад у развіццё культуры Беларусі» (2006), Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь (2012).

Автор и ведущая еженедельных музыкальных передач «Музыка ХХ в.» и «Terra harmonia» на Белорусском радио (1990–1999).

Будучи ярким представителем неоромантизма, Галина Горелова создала индивидуальный стиль, отмеченный поэтическим очарованием и одухотворённостью музыкальных образов.

Среди наиболее значительных произведений Г. Гореловой – кантата на стихи поэтов ХХ в. «Anno mundi ardentis» («В год мирового пожара»), за которую композитор была удостоена Государственной премии Республики Беларусь (1992), кантата «Тысяча лет надежды» по произведениям восточной лирики Х–ХХ вв., симфоническая поэма «Бандароўна» по одноименной поэме классика белорусской литературы Янки Купалы, «Angustia» для гитары и камерного оркестра.

Богатая образная палитра, виртуозный блеск и зрелое мастерство отличают 12 инструментальных концертов Г. Гореловой. В её творческом багаже есть концерты для скрипки с оркестром (1979), для балалайки с оркестром (1991), для трубы с оркестром (1992), для тромбона и симфонического оркестра (1996), для гобоя и струнного оркестра (1984), для ударных инструментов и струнного оркестра (2008/2009), «Allegresse» для большого симфонического оркестра (2002). А также концерты для необычных исполнительских составов: для гитары, струнного оркестра и колоколов (1994), для альта, струнных и колоколов (2000).

Особое место в творчестве Г. Гореловой занимает концерт «Троицкие фрески» для двух труб, струнных и ударных (1998), за который композитор была удостоена Специальной премии Президента Республики Беларусь (2001).

Ещё одно этапное сочинение – концертная фантазия «Ingemisco» («Виновный, вздыхаю и каюсь…») для альта и струнного оркестра (2007), написанная для Ю. Башмета и исполненная им в одном из концертов II Международного фестиваля Юрия Башмета (2007, г.Минск, Республика Беларусь).

Среди произведение камерной музыки Г. Гореловой первыми получили признание те, где музыка соединена со словом. Обращаясь к поэтам разных времён и народов, композитор создала вокальные циклы на стихи польского поэта Леопольда Стаффа и французского поэта Пьера-Жана де Беранже, колумбийца Луиса Карлоса Лопеса и перуанца Сесара Вальехо, бельгийца Эмиля Верхарна и русской поэтессы Анны Ахматовой, белорусских поэтов Максима Богдановича, Ларисы Гениюш, Евдокии Лось.

Из многочисленных произведений камерно-инструментальной музыки особое значение для композитора имеют те, идею которых автор определяет как «экологическую». Это сонаты для фортепьяно «К взлетающей птице», для контрабаса «Al Fresco», для кларнета «Прикосновения». В этом же ряду стоят несколько фортепианных сюит («Пейзажи», «Два искушения Адама», «Пейзаж с цветущей яблоней», «Рисунки на греческой вазе» и др.), а также сюиты для гитары и виолончели («Татьянин день»), для гитары и ударных («Семь элегий Ли Бо»), для гитары и клавесина («Воспоминание о Несвиже»), для гитары и цимбал («Печальные призраки исчезнувших замков»), «Диалог с закатом» для кельтской арфы и 22-х бокалов, наполненных дождевой водой. К этой сфере можно отнести фантазии для ансамбля солистов «Классик-Авангард: «Иней на колоколах», «День в начале ноября», «И видел сон в раю Адам…», «Notturno degli incurabili» («Ноктюрн неисцелимых»).

Музыка Галины Гореловой исполнялась в Польше, России, Швейцарии, Франции, Австрии, Италии, Финляндии, Германии, Чехии, Словении, Сербии, США, Мексике, Новой Зеландии и др. странах.

 

«…Характерной чертой стиля Гореловой является сочетание традиций с современностью, и удаётся ей это исключительно удачно. Слияние стилей и разнообразие приёмов, умение соединить тональность с атональностью, разнообразие идей и множество красочных эффектов не производит, однако, впечатления случайного конгломерата, но создаёт исключительно интересную композицию. А, принимая во внимание великолепное мастерство и умение автора, можно смело утверждать, что всё это создаёт свой собственный, интересный и оригинальный музыкальный язык Галины Гореловой. Язык, свободный как от традиций, так и авангарда, хотя сознательно и не без основания может быть отнесён к обоим направлениям. В этой музыке, дышащей жизнью, чувствуется спонтанность, молодость и радость».

Мартин Тадэуш Лукашевски (Республика Польша)

 

Публикации:

  • Кафедра композиции на путях формирования белорусской композиторской школы. – Минск, 2002;
  • Вспоминания об Анатолии Васильевиче Богатырёвае. История одной поездки. – Минск, 2013;
  • Кафедра композиции в «эпоху шоуцентризма». – Минск, 2017;
  • Микрополифония в сочинениях белорусских композиторов: новые тенденции. – Минск, 2020;
  • «Смерти чего страшиться…». Вторая симфония В. Доморацкого в аспекте полифонического мышления композитора. – Минск, 2020.

Сборники:

  • Музычныя малюнкі: сб. нетрудных фортепиано пьес разных лет. – Минск, 1995;
  • Al Fresco: соната для контр. и фортепиано (1995). – Poznan, 1998;
  • Мирский замок: конц. вариации для гитары (1985). – Франция, 2000;
  • Троицкие фрески: концерт для двух труб (1998): партитура. – Минск, 2004;
  • Концерт для альта (2000): партитура. – Швейцария, 2005;
  • Концерт для гитары, струн. и колоколов (1994): партитура. – Швейцария, 2007;
  • Нот. муравейник: одиннадцать легких пьес для фортепиано (2011). – Барановичи, 2011;
  • Тихая музыка для Роберта: пьесы для фортепиано – Минск, 2012;
  • Рисунки на греческой вазе: сб. пьес для фортепиано – Минск, 2013;
  • Фея сирени: пьесы для фортепиано – Минск, 2017;
  • Фигурки из цветной бумаги»: нетрудные фортепианные пьесы и ансамбли разных лет. – Минск, 2017
  • Портрет жены Художника. Произведения для скрипки – Минск, 2020.

Записи на электронных ресурсах:

  • Концерт для гобоя, Концерт для тромбона, Соната для кларнета, «Маленький триптих для 4-х труб, камерные сочинения “Galina Gorelova. Portrait of the Composer” ©2000 “Acte Prealable” (AP0042). Warszawa. Poland. Переиздание 2006 г.
  • Концерт для гитары. Ансамбли для гитары, сольные пьесы для гитары «Галина Горелова ДВА ЗИМНИХ ЭСТАМПА Музыка для гитары» © «Ковчег», Минск 2007 г. (BYA0106012).
  • Концерт для 2-х труб «Троицкие фрески», Сюита «Из немецкой тетради», «Фанфары и токкатина» для ансамбля труб “INTRADA. Trumpet Band the control of the professor Nikolay Volkov”. Компакт-диск издан на средства специального фонда Президента РБ по поддержке талантливой молодёжи. 2005.
  • Песня из сюиты для ф-но «Пейзаж с цветущей яблоней» «Таланты Беларуси – 2006» Компакт-диск издан на средства специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи. 2006.
  • Сюита для гитары и виолончели «Татьянин день», «Скворец над домом звонаря» “Bruno Meier, Han Jonkers.Chamber Music from Belarus” © PAN CLASSICS 2005 (Sound Arts PC 10 185) (Швейцария).
  • Концерт для гобоя и камерного оркестра «Антология белорусской классической музыки. Государственный симфонический оркестр Телевидения и Радио России» © 2005 OLYMPIA. Международная Книга Музыка (МКМ 163) Москва.
  • “La Fermata nel Tempo”, “Music festival falera MENHIR” © 2008 Tonstudiolanz. Radio Rumantsch (“rR”) Suisa® (Швейцария).
  • “The Castle of Mir” («Мирский замок») – вариации для гитары “Litvin Fantasias. Lićvinskija Fantazii. Jan Skryhan, guitar”, “GEMA” © 2007. Голландия.
  • Концерт для гитары, камерного оркестра и колоколов (Хорал) «Беларуская сімфанічная музыка» © «Ковчег» 03696, Мінск, 1996.
  • «Мірскі замак» варыяцыі у характары Чаконы «Беларуская сімфанічная музыка» © «Ковчег» 01496, Мінск, 1996.
  • «Пейзажи» сюита для фортепиано в четырёх частях, «Вечерний альбом» сюита для фортепиано в пяти частях «Олег Кример. Фортепиано» часть 2 © «Ковчег» 04996, Мінск, 1996.
  • Концерт для альта, струнных и колоколов. Гос. кам орк. РБ. Дир. П. Вандиловский, Солист В. Куница © «Ковчег», Мінск, 2010, BYA01 10025.
  • Пьесы для фортепиано («Граффити», «Будущим летом в Несебаре», “Sempre piano per Roberto”, Соната для фортепиано) «Тихая музыка для Роберта». © «Ковчег», Мінск, 2012.
  • «Мирский замок». Прелюдия и Фуга для гитары. (П.Кухта) Laureate Series. Guitar Naxos Rights/ Germany.
  • «Хороводы» для фортепианного трио Trio ARK. Escales Calliope”®&©Music Place and Distribution Ltd 2018.
  • Концерт для альта, камерного оркестра и колоколов. Исп. Л. Ластовка, Гос. кам. орк. РБ, дир. В. Байдов. CD. «Ковчег», 2019.

Литература о педагоге:

    • Аладова, Р. Тысяча лет надежды // Муз. академия. – 1992. – № 4; Евгеньева, Н. Музыкальной строфы поэтесса // Сов. Белоруссия. – 1992. – 21 нояб.;
    • Булыка, Г. Мець права на ўласны голас // Культура. – 1992. – № 8;
    • Драўніцкі, I. Вобраз Бандароўны ў паэме Янкі Купалы і яго інтэрпрэтацыя ў іншых відах мастацтва // Роднае слова. – 1995. – № 7;
    • Сергіенка, Р. І. Галіна Гарэлава // Кампазітары Беларусі / Т. Г. Мдзівані, Р. І. Сергіенка. – Мінск, 1997;
    • Песнякевіч, Т. Душа імкнецца да гармоніі // Беларусь. – 1999. – № 1;
    • Makuszewski, P. Galina Gorelova / Muzyka 21. – 2000. – № 5;
    • Кунцевич, Е. Эта «неделовая» Галина Горелова // Бел. деловая газ. – 2001. – 3 окт.;
    • Титова, Т. А. Фортепианнные сочинения Галины Гореловой: 1980–1990-е гг. // Весці БДАМ. – 2002. – № 2;
    • Юдзеніч, Н. Музыка Галіны Гарэлавай, як я яе чую // Мастацтва. – 2004. – № 1;
    • Лисова, Е. Концерты Галины Гореловой. – Минск, 2007;
    • Завадская, И. Альт в интерьере вечности // СБ. Беларусь сегодня. – 2007. – 21 сент.;
    • Гребнева, И. Скрипичный концерт в европейской музыке ХХ в. – М., 2009;
    • Bruhn, S. Europas klingende Bilder. Eine musikaliche Reise. – Germany, 2013.
pic pic pic