Должность: Профессор кафедры композиции
Ученое звание: Профессор (2009)
Почетное звание: Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь (2004)
Образование: Белорусская государственная консерватория, класс композиции Д.Б. Смольского (1977); ассисентура-стажировка по классу А.В. Богатырёва (1979)
Преподаваемые дисциплины: Композиция, Полифония, Анализ музыкальных произведений, Методика преподавания специальных дисциплин
Творческий портрет:
Галина Константиновна Горелова родилась 05.03.1951 в г. Минск, Республика Беларусь. Отец экономист, мать инженер-строитель. Кроме Галины, в семье были две сестры-близняшки. Дети росли в атмосфере любви к музыке, к чтению, к культуре. Галина с раннего детства обучалась игре на фортепиано.
В 1972 году Галина Горелова поступила в Белорусскую государственную консерваторию имени А.В. Луначарского в класс композиции профессора Д.Б. Смольского и в 1977 году с отличием её окончила. Затем, после двух лет занятий под руководством профессора А.В. Богатырёва она в 1979 году с отличием окончила ассистентуру-стажировку и была направлена на работу преподавателем в Барановичское музыкальное училище. Параллельно она в течение семи лет посещала мастер-классы профессора Московской государственной консерватории Ю.А. Фортунатова.
С 1980 года Галина Горелова – преподаватель, с 2009 года профессор, с апреля 2013 года заведующий кафедрой композиции Белорусской государственной консерватории имени А.В. Луначарского. Среди её учеников лауреаты международных композиторских конкурсов А. Барковская, А. Цапко – III премия на Международном конкурсе «PRE ART» (2007, г. Цюрих, Швейцария), Т. Матюшок – III премия конкурса к 200-летию М. Глинки (2004, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), К. Вечер-Ковалевская – II премия Международного конкурса произведений для народных инструментов (2010, г. Осака, Япония), III Международный конкурс им. А. Спендиарова (2013, г. Ялта), И. Комар – фестиваль «Лістапад» (2016, г. Минск, Республика Беларусь), специальная премия от издательства «Chant du Monde» (Премия имени В.Я. Шебалина) V международного конкурса молодых композиторов имени Н.Я. Мясковского, который проводился в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (2018, г. Москва, Российская Федерация), диплом лауреата II премии в номинации «Фортепианное трио, квартет или квинтет» VII конкурса молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера в рамках XIV зимнего международного фестиваля искусств в Сочи (24–26 февраля 2021 года, г. Сочи, Российская Федерация), обладатель четырёх стипендий Президента Республики Беларусь Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов (2019, 2019, 2020, 2021), стипендии Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи (2019) и поощрительной премии Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи (2022).
Галина Горелова является лауреатом Премии Ленинского комсомола Беларуси (1986), лауреатом Государственной премии Республики Беларусь (1992), лауреатом Специальной премии Президента Республики Беларусь в области музыки (2001). Награждена нагрудным знаком Министерства культуры Республики Беларусь «За ўклад у развіццё культуры Беларусі» (2006), Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь (2012).
Автор и ведущая еженедельных музыкальных передач «Музыка ХХ в.» и «Terra harmonia» на Белорусском радио (1990–1999).
Будучи ярким представителем неоромантизма, Галина Горелова создала индивидуальный стиль, отмеченный поэтическим очарованием и одухотворённостью музыкальных образов.
Среди наиболее значительных произведений Г. Гореловой – кантата на стихи поэтов ХХ в. «Anno mundi ardentis» («В год мирового пожара»), за которую композитор была удостоена Государственной премии Республики Беларусь (1992), кантата «Тысяча лет надежды» по произведениям восточной лирики Х–ХХ вв., симфоническая поэма «Бандароўна» по одноименной поэме классика белорусской литературы Янки Купалы, «Angustia» для гитары и камерного оркестра.
Богатая образная палитра, виртуозный блеск и зрелое мастерство отличают 12 инструментальных концертов Г. Гореловой. В её творческом багаже есть концерты для скрипки с оркестром (1979), для балалайки с оркестром (1991), для трубы с оркестром (1992), для тромбона и симфонического оркестра (1996), для гобоя и струнного оркестра (1984), для ударных инструментов и струнного оркестра (2008/2009), «Allegresse» для большого симфонического оркестра (2002). А также концерты для необычных исполнительских составов: для гитары, струнного оркестра и колоколов (1994), для альта, струнных и колоколов (2000).
Особое место в творчестве Г. Гореловой занимает концерт «Троицкие фрески» для двух труб, струнных и ударных (1998), за который композитор была удостоена Специальной премии Президента Республики Беларусь (2001).
Ещё одно этапное сочинение – концертная фантазия «Ingemisco» («Виновный, вздыхаю и каюсь…») для альта и струнного оркестра (2007), написанная для Ю. Башмета и исполненная им в одном из концертов II Международного фестиваля Юрия Башмета (2007, г.Минск, Республика Беларусь).
Среди произведение камерной музыки Г. Гореловой первыми получили признание те, где музыка соединена со словом. Обращаясь к поэтам разных времён и народов, композитор создала вокальные циклы на стихи польского поэта Леопольда Стаффа и французского поэта Пьера-Жана де Беранже, колумбийца Луиса Карлоса Лопеса и перуанца Сесара Вальехо, бельгийца Эмиля Верхарна и русской поэтессы Анны Ахматовой, белорусских поэтов Максима Богдановича, Ларисы Гениюш, Евдокии Лось.
Из многочисленных произведений камерно-инструментальной музыки особое значение для композитора имеют те, идею которых автор определяет как «экологическую». Это сонаты для фортепьяно «К взлетающей птице», для контрабаса «Al Fresco», для кларнета «Прикосновения». В этом же ряду стоят несколько фортепианных сюит («Пейзажи», «Два искушения Адама», «Пейзаж с цветущей яблоней», «Рисунки на греческой вазе» и др.), а также сюиты для гитары и виолончели («Татьянин день»), для гитары и ударных («Семь элегий Ли Бо»), для гитары и клавесина («Воспоминание о Несвиже»), для гитары и цимбал («Печальные призраки исчезнувших замков»), «Диалог с закатом» для кельтской арфы и 22-х бокалов, наполненных дождевой водой. К этой сфере можно отнести фантазии для ансамбля солистов «Классик-Авангард: «Иней на колоколах», «День в начале ноября», «И видел сон в раю Адам…», «Notturno degli incurabili» («Ноктюрн неисцелимых»).
Музыка Галины Гореловой исполнялась в Польше, России, Швейцарии, Франции, Австрии, Италии, Финляндии, Германии, Чехии, Словении, Сербии, США, Мексике, Новой Зеландии и др. странах.
«…Характерной чертой стиля Гореловой является сочетание традиций с современностью, и удаётся ей это исключительно удачно. Слияние стилей и разнообразие приёмов, умение соединить тональность с атональностью, разнообразие идей и множество красочных эффектов не производит, однако, впечатления случайного конгломерата, но создаёт исключительно интересную композицию. А, принимая во внимание великолепное мастерство и умение автора, можно смело утверждать, что всё это создаёт свой собственный, интересный и оригинальный музыкальный язык Галины Гореловой. Язык, свободный как от традиций, так и авангарда, хотя сознательно и не без основания может быть отнесён к обоим направлениям. В этой музыке, дышащей жизнью, чувствуется спонтанность, молодость и радость».
Мартин Тадэуш Лукашевски (Республика Польша)
Публикации:
Сборники:
Записи на электронных ресурсах:
Литература о педагоге: