Беларускія партызанскія песні [Электронны рэсурс] / склад. Т. Канстанцінава. — Электрон. дан. (136:37 гуч.). — Мінск : Беларус. дзярж. акадэмія музыкі, 2023. — 2 электрон. апт. дыскі [CD-ROM]: гуч., брашура (51 с.). — (Аўдыяатлас традыцыйнай музычнай культуры Беларусі ; вып. 15).
Пятнадцатый выпуск серии «Аудиоатлас традиционной музыкальной культуры Беларуси» — «Белорусские партизанские песни» — представляет яркое и своеобразное явление белорусской народно-песенной традиции. Вошедшие в издание материалы являются полевыми записями студенческих музыкально-этнографических экспедиций Белорусской государственной консерватории / Белорусской государственной академии музыки (руководители Л. Мухаринская, Л. Костюковец, Т. Якименко, С. Мытько, Т. Беркович, В. Прибылова, Д. Костюковец, Л. Куделькина), фольклорных и музыкально-этнографических экспедиций Института искусствознания, этнографии и фольклора им. Кондрата Крапивы Национальной академии наук Беларуси (записи Г. Барташевич, К. Кабашникова, В. Коломыцевой, Т. Константиновой, В. Прибыловой), собственных экспедиций отдельных собирателей (И. Назиной, Л. Якубовской, Т. Дробышевой, Р. Гамзович, М. Козловича). Большинство аудиофиксаций взято из фондов кабинета традиционных музыкальных культур Белорусской государственной академии музыки; ряд образцов принадлежит Коллекции фольклорных записей отдела фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси.
Партизанская песня, как писала Л. Мухаринская, — «одно из наиболее крупных явлений в белорусском фольклоре борьбы». Специфическими чертами партизанского песнетворчества являются короткий период создания (партизанское движение в Беларуси в 1941 – 1944 гг.) и географическая локализованность (оккупированные территории). Особенности формирования и функционирования этого цикла обусловлены его принадлежностью одновременно к трем основным сферам искусства — народно-традиционной, профессиональной и любительской, что ярко отражают песенные образцы аудиоколлекции. В то же время они раскрывают момент исторического «отбора» и показывают корпус партизанских песен, которые выдержали испытание временем — спустя десятилетия остались в народной памяти и местных певческих практиках.
Сложной представляется картина формирования напевов партизанских песен. Ее характеризует переплетение различных тенденций, которые «стягиваются» в два основных русла: использование существующих мелодий (с неодинаковой степенью близости к первоисточнику) и создание оригинальных образцов. Звучания, помещенные на двух компакт-дисках, дают представление о палитре жанровых и интонационных истоков напевов партизанских песен, охватывающих сферы позднетрадиционного крестьянского фольклора (баллады, лирические, воинские походные и прощальные), городского фольклора (песни-романсы, «жестокие» романсы, песни каторжан, «блатные»), современного народного и профессионального композиторского творчества (песни времен Первой мировой и Гражданской войн, революционные, советские массовые). Многие образцы коллекции содержат признаки разных стилевых течений, что делает невозможным их строгую систематизацию. Соответственно, распределение песен на два диска достаточно условное и в ряде случаев отражает одну из проявленных в них тенденций.
На CD 1 (29 аудиотреков) помещены образцы партизанских, жанрово-стилевые особенности которых во многом определяются связями с народно-песенной традицией. Ряд песен имеет авторское происхождение, хотя имена слагателей известны не всегда. В большинстве случаев такие песни были созданы в отдельных партизанских отрядах и бригадах и получили распространение в зонах их действия.
Образцы, включенные в CD 2 (31 аудиотрек), раскрывают масштабный пласт белорусского партизанского песнетворчества, который сформировался в русле тенденций к заимствованию. Его составляют: песни профессиональных авторов того времени, их фольклоризованные варианты и перетекстовки; песни Первой мировой и Гражданской войн и их мелодические аналоги с новыми поэтическими текстами; созданные в годы Великой Отечественной войны песни, которые сохранили оригинальные поэтические тексты, но получили в партизанской среде новые напевы; песенные образцы с текстами неизвестных поэтов-любителей и мелодиями, заимствованными из городского фольклора.
Несмотря на принадлежность партизанских песен к историко-стилевому пласту современного песнетворчества, в их исполнении представлено большинство традиционных стилей многоголосия («с подводкой», диафония с бурдоном, типа «вторы», «с подтягом», кантового типа).
Аудиоиздание предназначено для всех, кто интересуется традиционной музыкальной культурой Беларуси.
Создатели:
Автор-составитель (музыкальная часть, статья на бел., рус., англ. языках, комментарии, транскрипции напевов и песенных текстов, компьютерный набор нотных транскрипций): Татьяна Константинова
Оцифровка фонограмм, составление и графическое выполнение карты, обработка фотографий, макетирование, вёрстка: Василина Прибылова
Реставрация и мастеринг звукозаписей: Анна Константинова
Редакторы текстов: Михаил Казимиров, Светлана Щукина
Дизайн обложки: Александр Прибылов, Анастасия Данилович
Руководитель проекта, главный редактор: Татьяна Беркович