Кафедра композиции

Комар Игорь Анатольевич

Должность: Преподаватель кафедры композиции, на которого возложено руководство факультетом повышения квалификации и переподготовки
Образование: Белорусская государственная академия музыки (2021, класс композиции Г.К.Гореловой);
там же магистратура (2022, под руководством А.А.Тихомировой); там же аспирантура (с 2022 и по настоящее время, под руководством Е.В.Куракиной).
Преподаваемые дисциплины: Музыкальная форма, Инструментовка, Чтение и анализ партитур, Композиция (факультатив), Сольфеджио, Инновационные процессы в жанрах прикладной музыки, Компьютерные технологии в композиторском творчестве, Современные тенденции управленческой деятельности музыканта, История европейского музыкального искусства

 


Комар Игорь Анатольевич родился 28.03.1997 года в г. Барановичи, Республика Беларусь.

С 2020 года работает в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» (с 2020 года – в должности специалиста факультета повышения квалификации и переподготовки; с 2021 года – в должности методиста факультета повышения квалификации и переподготовки; в 2022 году была присвоена 2 квалификационная категория; с 2022 года – преподаватель кафедры композиции, на которого возложено руководство факультетом повышения квалификации и переподготовки).

С 2021 года параллельно работает преподавателем на факультете повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», а с 2022 года – на подготовительном отделении и кафедре социально-гуманитарных дисциплин учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки». В его компетенции входит обучение по программе обучающих курсов: «Белорусская музыкальная культура: основные этапы исторического развития (Х–XXI вв.)» и «Развитие и совершенствование композиторской техники» (автором учебных программ которых он является), а также проведение учебных занятий для иностранных слушателей подготовительного отделения по дисциплине «История европейского музыкального искусства» и кафедры социально-гуманитарных дисциплин по дисциплине «Современные тенденции управленческой деятельности музыканта».

В 2018 году в рамках Европейской программы кредитной мобильности «Erasmus+» прошёл трёхмесячное обучение в Латвийской академии музыки имени Язепа Витола. С 2022 года является аспирантом кафедры теории музыки учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки» (научный руководитель Е.В.Куракина). В 2023 году прошел стажировку в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова.

Лауреат более 20 республиканских и международных конкурсов по композиции (среди которых: ІІ Республиканский открытый конкурс юных и молодых композиторов имени Ю.В.Семеняко (Лауреат 2 степени; 2019, Республика Беларусь, г. Минск), VII Конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера в рамках XIV Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи (Лауреат II премии в номинации «Фортепианное трио, квартет или квинтет»; 2021, Российская Федерация, г. Сочи) и другие). Является стипендиатом и участником VII Международной музыкальной академии (департамент композиции), состоявшейся 17–24 февраля 2022 года в рамках XV юбилейного Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи (2022, Российская Федерация, г. Сочи) и XII Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском Пермского края (2022, Российская Федерация, г. Чайковский).

Произведения композитора исполняются на престижных фестивалях современной музыки, таких как: 28, 30 и 32 «Međunarodnа tribinа kompozitora» (2019, 2021, 2023, Республика Сербия, г. Белград), «Великопостные концерты 2020. Возрождаем культурные традиции» (2020, Республика Беларусь, г. Минск), «Композиторские читки» Союза композиторов России (2019, Российская Федерация, г. Москва) и других.

Провёл ряд мастер-классов в Республике Беларусь и за рубежом: Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского (27.03.2023, Российская Федерация, г. Москва), Петрозаводская государственная консерватория имени А.К.Глазунова (18 и 21.04.2023, Российская Федерация, г. Петрозаводск) и др.

Автор ряда статей в научных изданиях в области сонорной техники композиции. Принимает активное участие в международных научных конференциях, а также конкурсах (общее количество – 25). Лауреат XXIX Республиканского конкурса научных работ студентов (01.10.2022–01.03.2023, Республика Беларусь, г. Минск). Принял участие в V международном конгрессе Общества теории музыки «Генетические общности теории музыки: жанр, стиль, язык в динамике истории» (02.04.2024–04.04.2024, Российская Федерация, г. Екатеринбург).

Стипендиат (2019, 2019, 2020, 2021) и обладатель специальной премии (2023) Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов, а также стипендиат и обладатель поощрительной премии Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи (2019, 2022). Обладатель стипендии Президента Республики Беларусь аспирантам (2024). В 2019 году стал участником I Республиканского новогоднего бала во Дворце Независимости. Обладатель специальной премии от издательства «Chant du Monde» (Премия имени В.Я.Шебалина) V Международного конкурса молодых композиторов имени Н.Я.Мясковского, который проводился в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (2018, Российская Федерация, г. Москва).

Творческие достижения музыканта отмечены благодарностями ректора учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки» («За мэтанакiраванасць пры авалоданнi прафесiяй i намаганнi па падтрымцы высокага прэстыжу Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі» (2018, 2019, 2021, 2022), «За дасягненні ў навуковай дзейнасці, асабісты ўклад у развіццё музычнай адукацыі Рэспублікі Беларусь, падтрыманне высокага прэстыжу Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі» (2024)).

Принимает активное участие в организации и проведении научно-творческих мероприятий учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», направленных на развитие у обучающихся интереса к научно-исследовательской деятельности, росту творческой активности и популяризации белорусской музыкальной культуры.

Среди учеников лауреаты международных композиторских конкурсов: Я. Солдатенко, О. Боцула.

Сочинения:

Оркестровые произведения:

  • Камерная кантата «Споведзь мацi» для сопрано, флейты, гобоя, струнного оркестра, ударных и фортепиано (сл. Евгения Янищиц, Люба Тарасюк и Евдокия Лось, 2019)
  • Концерт-поэма для фортепиано и симфонического оркестра «Сердце и время» (посвящено Ивану Андрухову) (2020)
  • «Aρχαïκóς» для струнного оркестра (2020)
  • «Acidalia Planitia» для альта и струнного оркестра (2021)

 

Вокально-инструментальные произведения:

  • «У садзе маіх летуценняў…» для сопрано, флейты, цимбал, фортепиано и ударных инструментов (сл. Евгения Янищиц, 2022)

 

 Фортепиано соло:

  • Фортепианный цикл «Диалоги» (2016)
  • «Стук дождя по жестяной крыше во время июльского ливня» (2017)
  • Фантазия на белорусскую тему («Прывiд пакiнутай вёскi», 2017)

 

Для двух фортепиано:

  • «Островок в Японском море» (2018)
  • «Поезд в Прагу» (посвящено Е. Ш.) (2019)
  • «Поющая кружка» (2021)

 

 Вокальные сочинения:

  • Вокальный цикл «В просторе летних лугов» для баритона и фортепиано (сл. Ёса Бусон, 2016)
  • Романс «Зерне хараства» для сопрано и фортепиано (сл. Люба Тарасюк, 2017)
  • Романс «Калядная ноч» для сопрано, альта и фортепиано (сл. Люба Тарасюк, 2018)
  • Романс «A cherry-tree» для сопрано и фортепиано (сл. Knuts Skujenieks, 2018)
  • Вокальный цикл «Lullabies for Ophelia» для сопрано и фортепиано (cл. Марина Цветаева, William Shakespeare, Jiří Žáček, 2019)
  • Романс «Пачынаецца ўсё з любві» для сопрано и фортепиано (посвящено R») (сл. Евгения Янищиц, 2022)
  • Вокальный цикл «Іншыя, другія» для сопрано и фортепиано (посвящено Галине Гореловой) (сл. Евгении Янищиц, 2023)
  • Романс «Дарагія хвіліны» для сопрано и фортепиано (сл. Евгения Янищиц, 2023)

 

Камерно-инструментальные сочинения:

  • «Сентиментальный вальс» для виолончели и фортепиано (2017)
  • «Замерзающий сад» для домры и фортепиано (2017)
  • «Южные ветра» для флейты соло (2017)
  • «Западные ветра» для кларнета соло (2018)
  • «Nevienmērīga kustība» для флейты и виолончели (2018)
  • Рондо для фагота и фортепиано (2018)
  • «Pezzo subito» для маримбы соло (2018)
  • Соната для фортепиано и ударных (3 части, 2018)
  • «Oἶκοζ» («Home») для струнного квартета (2019)
  • «Восточные ветра» для гобоя соло (2019)
  • «К вопросу о безмятежности» для скрипки, виолончели и фортепиано (2021)
  • «Hortus conclusus» для органа соло (2021)
  • «Лавандовое поле после грозы…» для фортепиано и ударных инструментов (2021)
  • «Северные ветра» для аккордеона, фортепиано и ударных инструментов (2022)
  • «A caelo usque ad centrum» для двух аккордеонов (посвящено Лидии Скачко) (2024)

 

Музыка к фильмам:

  • «Последний патрон» (2015)
  • «Успеть услышать тишину» (2016)
  • «Пассажиры» (2018)
  • «Кому-то нужные слова» (2019)
  • «Krino» (2022)
  • «Это я, Минск» (2022)
  • «Коробка» (2023)
  • «Киношники» (2023)

 

Научные публикации:

  1. Комар, И. А. «Жизнь подо льдом» для камерного ансамбля В. Воронова в зеркале сонорной техники композиции: особенности авторской трактовки / И. А. Комар // Слово молодых учёных: актуальные вопросы искусствознания : сб. ст. по материалам ХХ Всероссийской научной конференции с международным участием (19–24 апреля 2021 г.) / Саратов. гос. конс. имени Л. В. Собинова. – Саратов, 2021. – С. 172–179.
  2. Комар, И. А. «Музыка ветра» для флейты и поющей тибетской чаши Е. Гутиной и «Жизнь подо льдом» для камерного ансамбля В. Воронова в зеркале сонорной техники композиции: особенности авторской трактовки / И. А. Комар // Культура и искусство : сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово, 2021. – С. 203–217.
  3. Комар, И. А. Сонорика в музыкальной композиции второй половины ХХ века: теория и практика / И. А. Комар // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении : сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово, 2022. – Вып. 9. – С.147–162.
  4. Комар, И. А. Современное «композиторское слово» о сонорике: некоторые наблюдения / И. А. Комар // Актуальные проблемы музыкального искусства: история и современность : сб. науч. ст. / Гос. конс. Узбекистана. – Ташкент, 2022. – С. 235–239.
  5. Комар, И. А. Сонорная техника композиции в зеркале «композиторского слова» / И. А. Комар // Молодые исследователи – регионам : материалы Международной научной конференции (Вологда, 19 апреля 2022 г.) : в 3 т. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [и др.] ; [главный редактор М. М. Караганова]. – Вологда : ВоГУ, 2022. – Т. 3. – С. 376–377.
  6. Комар, И. А. Сонорика как предмет исследования в современном музыкознании / И. А. Комар // Научные труды Белор. гос. акад. музыки. – Вып. 58. – Минск : Белорус. гос. акад. музыки, 2023. – С. 17–27.
  7. Комар,И. А. Сонорная техника композиции в камерно-инструментальных произведениях В. Воронова: направления творческих поисков / И. А. Комар // Сборник научных работ студентов Республики Беларусь «НИРС 2022». – Минск : Изд. центр БГУ, 2023. – С. 523–526.
pic pic pic