• Новости

Величайшее мастерство, одухотворенность мысли, искусная красота и глубина гражданственности

02.10.2018

2 октября 2018 года в Большом зале прошел концерт Андрея Мдивани «Краснае сонца». Студенческий под руководством Инессы Бодяко озвучил поэтичные страницы хорового творчества мэтра белорусской музыки в рамках цикла «Сокровища белорусской хоровой музыки». Цикл уникален, так как позволяет познакомиться с сутью национальной профессиональной хоровой культуры. В рамках задуманного проекта звучат произведения, как классиков белорусской музыки, так и молодых белорусских композиторов, потому и каждый концерт проекта становится настоящим событием в музыкальной жизни Беларуси.

Находясь на концерте в звуковом поле хоровой музыки Андрея Юрьевича Мдивани, приходят на ум слова немецкого писателя XIX века Жана Поля: «О, музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе!». Бесконечное мастерство звукописи, изысканная полифоническая фактура, тонкое интонационное чувство стиля, одухотворенность образов произведений композитора были воплощены утонченным интеллектуализмом интерпретации исполнителей.

Старейший коллектив Белорусской государственной академии музыки и в то же время молодой духом, полный творческой энергии студенческий хор академии под руководством Инессы Бодяко, смог передать сложнейшую палитру художественных образов произведений, представленных в программе концерта.

Концерт из цикла «Сокровища хоровой белорусской музыки», прозвучавший в зале Белорусской государственной академии музыки 2 октября, был посвящен творчеству мэтра отечественной хоровой музыки, мастеру хорового письма – Андрею Юрьевичу Мдивани, без которого трудно представить белорусскую хоровую музыку. Действительно, в этом жанре сконцентрировались самые яркие черты музыкальной поэтики композитора – прежде всего, его особый дар мелодизма, который проникает во все составляющиеего хоровых произведений. Связь с национальными традициями проявляется в тонкой звукописи форм, в полифонизации звучащих голосов и необыкновенно яркой образности самих произведений.

Одной из отличительных черт музыки композитора является стремление обозначить тесную связь времен. Она обнаруживается, прежде всего, в интересе автора к неким архетипам белорусской национальной культуры. Это понимание было раскрыто в начале концертной программы. Прозвучавшие произведения «Краснае сонца» и хор-заговор «Маладзiк» из Хорового концерта «Прымхi» (предрассудки, связаны с таинственными силами, в которых одним из главных является солярный круг – символ красного солнца) пронизаны особой экспрессией и выразительностью. Тесная связь со словом подчеркивается в выборе соответствующих музыкальных средств, интонационной подвижностью и особой манерой хоровой звукописи, сочетающей в себе взаимодействие хора и солистов. Гибкость ритмического рисунка и наличие сюжетной драматургии, подкрепленная сольными фрагментами и тонко исполненная хором, позволяла создать эффект действия в несценическом произведении.

Центральное место в драматургии концертной программы занял хоровой концерт «Северные цветы» для смешанного хора, солистов и фортепиано (концертмейстер Виктория Слайковская). Хоровой концерт, который впервые прозвучал на сцене Белорусской государственной академии музыки, уникален. Уникальность его состоит в том, что это не просто цикл, а фактически цельно выстроенная симфоническая концепция. Единство идеи поэтического и музыкального текста образовали музыкально-стилистическую и жанровую связь. Философский концепт цикла «жизнь-смерть» воплощался в аллегории с жизнью цветка – солнце восходит – цветок просыпается, солнце движется, опускается – цветок за ним. В воображении композитора цветок является символом красоты, совершенства и неповторимости, потому и идея красоты стала смысловой доминантой хорового концерта «Северные цветы» А. Мдивани.

Художественность, постижение красоты в различных явлениях мира и человеческих переживаниях, образная эмоциональностьстали главными художественными критериями этого удивительного произведения. Идея связи времен воплощается в обращении к стихам разных эпох – начинаяот библейских текстов, через русскую романтическую прозу к образам поэзии Серебряного века. Выбор преобладающего множества стихов на слова К. Бальмонта не является случайностью, поскольку его поэзия отличается музыкальностью и певучестью стихосложения, что в полной мере соответствует концепции взгляда на мир А. Мдивани.

Интерпретация произведения, его прочтение на концерте удивляет, восхищает и вызывает уважение своей цельностью и глубиной. Досконально проработанная руководителем и коллективом драматургия цикла позволила точно раскрыть все смысловые акценты произведения. Начиная от изысканного любования красотой (части «Цветок», «Песнь цветка», «Сновидение цветка»), приводящей к максимальной экспрессии с элементами трагизма в части «Смертный грех» и утверждающее восторженно-гимничное восприятие красоты в «Песни песней». Итогом развития всего произведения стала тихая лирическая кульминация «Усталая нежность», тонко проникающая своей безыскусной исповедальной интонацией в самую глубину человеческой души, очищая ее и вселяя надежду.

Партитура хорового концерта насыщена богатыми тематическими идеями, яркими ладогармоническими средствами, красочными фактурными решениями, авторской трактовкой жанра. Велика и закономерна в ней (с позиций концертного жанра) роль солистов, выполняющих драматургически важную функцию выразительного контраста, изысканной звукописи и тонкой акустической нюансировкив сочетании с общим хоровым массивом. Яркость, самостоятельность и персонифицированность тембров солистов хора М. Козыревой, О. Сивакова, А. Рубан, Е. Литвинчук, Д. Кейта, А. Барабицкой, Я. Фандюхиной, В. Гаврука позволили досконально воплотить замысел композитора.

Последний, завершающий номер концертной программы оказался драматической кульминацией в общей музыкально-сценарной драматургии всего концерта. Обостренным смыслом, философским пониманием собственного предназначения в жизни, наполненного болью, страданием и безысходностью, прозвучало произведение А. Мдиванина стихи Янкi Купалы «А хто там iдзе?» из хорового цикла «Янка Купала». Этот главный вопрос о назначении и признании белорусской народности, как самодостаточной культурной целой, уже на протяжении многих лет остается открытым. В данном контексте вопрос прозвучал трагично, надрывно, без ответа, оставляя слушателей один на один с глубоким чувством раздумья в душе. Такой гражданственной кульминацией завершился концерт, направляя наши мысли на осознание всей ценности и неповторимости своего этоса, а также на ощущение чувства гордости за самобытность, многогранность и уникальность современной белорусской хоровой музыки в лице Андрея Юрьевича Мдивани.

Валентина Кевра (музыковед, IV курс)