• Новости

«Песни любви» от концертмейстеров-«эльфов»

04.12.2017

В 2017 году, знаменательном для Белорусской государственной академии музыки в связи с юбилеем – 85-летием, в её стенах проводился ряд концертов, посвящённых этому событию. Особое внимание привлекали вечера белорусской музыки.

4 декабря 2017 года в Большом зале состоялся концерт, в программе которого были произведения белорусских композиторов. Обилие вокальных сочинений в концерте из цикла «Концертмейстерское мастерство» способствовало созданию лирической атмосферы. Прозвучали вокальные миниатюры и циклы на стихи авторов разных стран и эпох: Якуба Коласа и Петруся Бровки, Фёдора Тютчева и Самуила Маршака, Генриха Гейне, Уильяма Блейка и Гийома Аполлинера, а также строфы из японской народной поэзии. Концерт открыл вокальный цикл Андрея Мдивани «Песні любові» на стихи Г. Аполлинера. Яркий и выразительный тематизм, вальсообразный ритмический рисунок отдельных эпизодов передавали романтические устремления композитора. Эту же линию продолжили романсы их вокального цикла на стихи П. Бровки Анатолия Богатырева, образы которых были переданы с ярким темпераментом и порывом. В романсах Льва Абелиовича «День вечереет…» на слова Ф. Тютчева, «Любоў» преобладал трепет высоких чувств. В «Пяти лирических интермеццо» Дмитрия Смольского на стихи Г. Гейне отражено неумолимое движение от светлых образов к трагическим. Ещё больший контраст душевных состояний, не отвергающий однако заложенное в поэзии У. Блейка глубокое философское содержание, был отражён в «Двух узорах» Льва Абелиовича, образный строй которых перекликается с целым рядом камерно-вокальных шедевров эпохи романтизма. Восхитила нежная, проникнутая эмоциональной теплотой «Песня эльфов», в интонационности которой угадывалась колыбельная: звучание было настолько прозрачным, что, казалось, пели сказочные эльфы, склонившись над засыпающим ребенком и навевая ему светлые сны. Открытой иронией оттенил главенство романтики следующий вокальный номер – «Заяц-бездельник» Сергея Кортеса на стихи С. Маршака.

Вечер белорусской музыки без премьеры? Такого почти не бывает. Состоялось первое исполнение цикла Галины Гореловой «Из японской народной поэзии» для сопрано и фортепиано. Цикл основан на четырёх хокку (так называется один из поэтических жанров, отличающийся особой краткостью и философской насыщенностью). Композитор не в первый раз обращается к восточной поэзии, неизменно поражая слушателя яркими колоритными образами, необычными мелодическими линиями и тембровыми находками.

Для ансамбля цимбал и фортепиано прозвучали белорусская народная песня «Я табун сцерагу» в инструментально-джазовой обработке Владимира Шпенёва (у него есть и оркестровая версия) и «Игра вдвоем» Вячеслава Кузнецова. Высокий уровень композиторского и исполнительского мастерства также был отражен в пьесах для кларнета и фортепиано «Попрыгунья» и рондо «Барбаро» Дмитрия Явтуховича, в третьей части концерта для гобоя с оркестром Галины Гореловой.

Во всех концертных программах обычно отмечают солистов. Их состав в тот вечер был поистине звёздным, он включал лауреатов и дипломантов международных и республиканских конкурсов. И всё же едва ли не главное внимание, в силу специфики цикла «Концертмейстерское мастерство», было отдано концертмейстерам – студентам-пианистам. Технически сложные произведения исполнялись на одном дыхании и в этом велика заслуга их преподавателей: Елены Алексеевой, Татьяны Дубровской, Ольги Макеевой, Анны Корженевской, Ольги Бельтюковой, Татьяны Беляковой, Екатерины Бутько.

Подобные концерты, в которых присутствует высокий профессионализм, единство композиторского замысла и исполнительского воплощения, стимулирует дальнейшее плодотворное развития музыкального искусства нашей страны.

Мария Доронкина (музыковед, V курс)