• Новости

«Меня зовут Люба Морозова, и я есть в Facebook’e»

20.12.2018

20 декабря 2018 года в академии с лекцией выступила музыкальный критик, лектор, теле- и радиоведущая Любовь Морозова (Украина).

Так сложилось, что в стенах нашей альма-матер часто говорят об искусстве в содержательном, историческом и множестве других аспектах (конечно же, ещё и потому, что эти части музыкальной вселенной у нас отлично разработаны). Преподаватели и студенты показывают высокий уровень исполнительского мастерства, демонстрируют понимание музыки на её самых глубинных уровнях и могут подарить слушателю настоящее эстетическое наслаждение. Единственное, что даётся большинству наших студентов пока с трудом – это коммуникация с людьми, академическим искусством не искушёнными.

Именно простое, понятное донесение информации о звучащей в городе классической музыке было центром творческой встречи с Любовью Морозовой – украинским музыкальным критиком, лектором, теле- и радиоведущей, куратором, организатором многих музыкальных проектов в Украине и за рубежом. Гостья была приглашена на Минский международный Рождественский оперный форум и Минский международный Рождественский конкурс вокалистов, и её приезд был использован также в просветительских целях. Впрочем, лекция Л. Морозовой «Музыкант и медиа», прошедшая в Академии музыки, больше была похожа на стендап о наболевших темах, чем на доклад музыковеда. Выступающая говорила о том, с чем конкретно работает на протяжении достаточно долгого периода (а она, по её словам, даже в отпуске по уходу за ребёнком «баловалась» вёрсткой афиш).

Первый раздел выступления, посвящённый средствам коммуникации, занял совсем немного времени. Студентов-исполнителей, которым в основном и адресовалась эта информация, собралось было совсем немного. Да и без погружения в сложные механизмы SMM суть послания сводилась к простой схеме: «используйте Facebook и Instagram». Зато анализ типичных ошибок в афишах с наглядными примерами, показ работ концертного агентства «УХО» и современного дизайнерского авангарда Украины прошли в куда более развёрнутом формате, в буквальном смысле слова «затянув» и лектора и слушателей.

Очень много говорилось о так называемом комплексе «вродыло» (в переводе на русский, «уродило»), присущем украинской душе. Как простые люди стремятся поделиться всем, что выросло на их грядке (причём со щедростью, порой превышающей здравый смысл), так и музыканты стремятся поместить на афишах всё, что так или иначе связано с концертом. Как, кроме основного солиста участвуют и другие? А ещё и приглашённые коллективы? Ну и что, что они «вспомогательные». Обязательно напишем! На вечере будут звучать саксофон, орган и оркестр – всех «нарисуем». И вот они уже сливаются в безобразном коллаже. Музыкант является лауреатом международных конкурсов? Немедленно внесите в афишу эту важнейшую информацию! И прочие, прочие штампы. Тут и фотографии всего хора, где невозможно различить ни одного лица. И огромные списки композиторских имён, не очень известных массовой аудитории. И пространные перечисления музыкальных стилей, одни названия которых заставляют потенциального слушателя почувствовать себя «неучем». И патетично взмывшие руки дирижера, кочующие с одного плаката на другой…

Конечно, порой лектор казалась уж совсем предвзятой или предлагающей однотипные (пусть и маркетингово удачные) решения проблем. Взять, например, «must have каждого музыканта – фото на чёрном фоне». Да, такое изображение очень удобно использовать при вёрстке, оно подходит к любой музыкальной программе и вообще даёт массу преимуществ в процессе подготовки концертной афиши. Но будет ли «цепляться» глаз случайного прохожего за лицо музыканта на чёрном фоне, которое тонет в море других стильных, но таких же «темнеющих» афиш? Приятно ли оркестрантам, проделавшим вместе с дирижёром огромную работу над музыкальными произведениями, раствориться в тени одного-двух солистов? Или, может, весь этот порой безвкусный, порой забавный аляповатый фон «вродыло» необходим, чтобы оттенить новые, свежие идеи и потешить здоровое эго музыкантов?

Чувствовалось, что Любовь Морозова может рассказать ещё о многом, и аудитория была готова её слушать. Однако время, к сожалению, подошло к концу, и одной короткой фразой музыкальный критик подвела итог: «Меня зовут Люба Морозова, и я есть на Facebook’е». Этой фразой были очень ёмко очерчены формат и содержание лекции, которая наверняка стала пусть и небольшим, но всё-таки «разрывом шаблонов» для студентов нашей Академии.

Татьяна Ададурова (музыковед, V курс)