• Новости

Композиторский отчёт: разнообразие стилей и техник письма

06.05.2017

6 мая 2017 года в Большом зале Белорусской государственной академии музыки состоялся отчётный концерт студентов кафедры композиции. В программу концерта вошли новые хоровые и камерные произведения. Экспериментируя с разными стилями и техниками письма, молодые авторы стремились внести в содержание музыки современные идеи, не забывая о национальной теме и белорусском языке, на котором и вёл концерт Андрей Якушев.

В «Эскизах» Анны Рудой (класс В. Корольчука) представлены, на мой взгляд, сельские зарисовки. Атмосфера размеренной, неторопливой деревенской жизни, наполненной звуками-шорохами природы, была тонко передана Марией Гавриленко (балалайка) и Михаилом Волчковым (баян). Её же цикл хоровых обработок белорусских колыбельных песен («Пайшоў каток у лясок», «Ходзіць кот па сенажаці», «Спі, дачушка мілая») отразил красоту и богатство белорусского слова и решён был в духе гетерофонии, характерной для наиболее старинных фольклорных пластов. Особенностью хорового «Ноктюрна» Елизаветы Лобан (класс Г. Гореловой) стала разреженная фактура, создающая пространственный эффект. Прозвучало также хоровое произведение Юлии Тихоновой (класс О. Ходоско) «Вайна» на стихи Ю. Свирко, особенно актуальное в преддверии Дня Победы. Все хоровые сочинения были исполнены вокальным ансамблем «Euterpe» (руководитель и дирижёр – Юлия Юницкая).

Стилистической доминантой концерта стала опора на традиции романтизма. Романтические и неоромантические элементы проявлялись в каждом из произведений по-разному. Проникновенный, чувственный романс на стихи Л. Тарасюк «Зерне хараства» Игоря Комара (класс Г. Гореловой) прозвучал в исполнении Юлии Островской (сопрано). Те же тонкость и изящество гармонических и мелодических средств были присущи и умиротворённому «Сентиментальному вальсу», в котором солировала Анастасия Протасова (виолончель). Партию фортепиано в обоих произведениях исполнил Иван Андрухов. Среди двух романсов на стихи Л. Украинки Ольги Старцевой (класс В. Дорохина) особенно запомнилась «Фантазия»: здесь сочетание вокала и фортепиано (солировала автор, аккомпанировал Максим Дорошко) дополнялось мелодической линией гобоя (Евгений Бинькевич); духовой инструмент вступал в своеобразный диалог с голосом, то продолжая партию сопрано, то украшая её мелодическими подголосками. Красота слова поэтов серебряного века претворилась в вокальном цикле «Вечерние песни» Ирины Кулагиной (класс В. Дорохина). Вокальные миниатюры на слова В. Брюсова («Звёзды закрыли ресницы»), С. Есенина («Тихо струится река серебристая»), И. Бунина («Ещё утро не скоро») исполнялись Юлией Островской (сопрано) и Марией Деруга (фортепиано). Цикл «Сказка для Дьявола» Дмитрия Ахматова (класс В. Кузнецова) был решён в духе фортепианных произведений зарубежных композиторов позднего романтизма (солист – Вадим Садальский). В яркую, праздничную атмосферу цирка погрузило слушателей эффектное трио для скрипки (Рада Шахрай), виолончели (Анна Царёва) и фортепиано (Анна Бабак) «Антре Рыжих» Андрея Якушева (класс В. Войтика).

В концерте нашла отражение и необарочная стилистика. В фортепианном «Поліфанічным дыптыхе», состоящем из двух контрастных частей («Гібель мары» и «Гульня ў жыццё»), Андрей Якушев использовал технику полифонического письма с имитационным развитием голосов (исполнитель – Евгений Гольцов). Необарочную линию продолжило светлое камерно-вокальное произведение Дмитрия Ахматова «Ave Maria» для голоса и фортепиано (солистка – Юлия Островская, партия фортепиано – автор). Оставив латинский текст без изменений, композитор придал ему новое звучание за счёт ярких гармонических красок.

Прозвучали также сочинения, основу которых составляет современный музыкальный язык и новые исполнительские техники. Возвышенно-утончёнными оказались «Акварели» Юлии Тихоновой – трио для флейты (Наталья Мурзина), виолончели (Ольга Фальковская) и фортепиано (Константин Артём). По принципу контраста построен цикл Елизаветы Лобан «Три пьесы» для виолончели (Богдан Довгяло) и фортепиано (Анастасия Козакова). В «Мегаполисе» Оксаны Выродовой (класс О. Ходоско) акустическая аура современного города подчёркивалась «ударной» трактовкой двух фортепиано (Евгений Гальцов, Александра Голубцова), звучанием вибрафона (Евгений Шепелев) и вуд-блока (Роман Жданович).

С нетерпением ждём новых подобных концертов!

Анастасия Лагун (IV курс, музыковед)