• Новости

Интервью с выпускницами кафедры хорового дирижирования Белорусской академии музыки Анастасией Шилец и Марией Козыревой

26.09.2021

VI Международный конкурс хоровых дирижёров имени В. С. Попова проходил в Москве с 12 по 18 сентября 2021 года и был посвящен 30-летию образования Академии хорового искусства имени В. С. Попова.

Две выпускницы кафедры хорового дирижирования Белорусской академии музыки Анастасия Шилец и Мария Козырева, достойно представили белорусскую дирижерскую школу и прошли в третий, финальный тур Конкурса, став лауреатами. Это большая гордость для нас.

Мария Козырева

лауреат 3 степени VI Международного конкурса хоровых дирижёров имени В. С. Попова
(класс ст.преподавателя Янум Ольги Евгеньевны)


Анастасия Шилец

дипломант 1 степени VI Международного конкурса хоровых дирижёров имени В. С. Попова
(класс доцента Бодяко Инессы Михайловны)


Девушки согласились дать небольшое интервью, в котором они ответили на вопросы о Конкурсе, поделились впечатлениями и дали несколько советов нашим студентам.

Об атмосфере на конкурсе: соперничество или интерес к работе других участников?

М: «Как такого соперничества не было. Ведь все ребята были открытыми, дружелюбными. Старались сидеть и слушать каждого, как перед тобой, так и после тебя – это очень полезно. Ведь мы могли видеть, как их плюсы и минусы, так и свои; посмотреть на работу с хором со стороны. Мы говорили, делились и обсуждали, что нравится, а что нет и почему. Как такого нездорового соперничества не было, об этом можно смело сказать: все было в рамках музыкального приличия. И присутствовал неподдельный, живой интерес». 

А: «Атмосфера на любом конкурсе всегда напряжённая, и это нормально. Так появляется то самое конкурсное волнение, которое либо помогает прийти в тонус, либо мешает необходимой энергетике в работе с хором. Соперничества я не ощутила, наверное, по той причине, что каждый из участников ставил себе цель не победить, а убедить. Мы все наблюдали за работой друг друга, восхищались и учились.».

Какой этап конкурса был для вас самый интересный, а какой самый волнительный?

А: «С каждым туром становилось все сложнее, поэтому трудно сказать, какой из них был самый волнительный. Но я могу точно сказать, как только прозвучал последний аккорд произведения, с которым я выступала на гала-концерте, мое волнение перешло в приятный шлейф воспоминаний и грусти, что этот чудесный конкурс подходит к концу».

М: «Все этапы очень интересные и волнительные! Однако, для меня, самый волнительный – первый. Ведь ты еще не выходил к коллективу, не знаешь, как он последует за твоей рукой, мышлением, взглядом и энергией. Скорее так: первый более трудный, но остальные – не менее интереснее, к тому же, по сложности выше. И все этапы были замечательны, ведь форма работ разная, и ты работаешь с живым коллективом!»

Ваши впечатления о работе с составами Академии хорового искусства?

М: «Впечатления очень яркие! Коллектив – большие профессионалы и мастера, что любят свое дело, хорошо понимают и чувствуют музыку, их довольно непросто удивить. И нашей целью было показать нечто новое, вовсе не то, что им уже знакомо и известно. С ними было очень приятно работать, ведь если ты сможешь их заинтересовывать – они сделают все, что ты попросишь, но если нет – не стоит ждать. Но какой бы участник не выходил – отзывчивость хора была неоспорима».

А: «Впечатлений от работы с хором много. В основном — это удовольствие от совместного творчества, от отзывчивости всех хоровых коллективов Академии. Безусловно, главное впечатление — это конкурсный репертуар. Музыка, звучащая в каждом туре не могла не вдохновлять к постоянному поиску сути, смысла, идеи. Обработки русских народных песен, русская классика, современная хоровая музыка, — вот такой слуховой багаж увез каждый участник конкурса».

А вы могли бы сравнить работу с хоровыми коллективами Академии хорового искусства с нашим студенческим хором?

А: «Ты никогда не знаешь, как тебе ответит незнакомый хор, и ответит ли. От этого включается определённый дирижерский азарт. Конечно, легче работать с коллективом, который знает тебя, твои руки, твое поведение во время работы. Сравнивать сложно, но после конкурса я еще больше убедилась, что студенческие хоровые коллективы — это самые гибкие и понимающие певцы».

М: «Сравнить – это очень интересно! Наш студенческий хор Академии, без доли скромности, чуть-чуть гибче. Они более подвижны и мне кажется, порой, больше идут за дирижером, даже если он не помогает или же мешает. Наши студенты более открыты. Но в Москве – просто замечательные ребята, отвечают, ярко показывают свой стержень. Да, с ними бывало непросто, но они действительно старались и мне было очень приятно с ними работать».

Как Студенческий хор Белорусской Академии музыки повлиял на Вас?

М: «Ну, во-первых, хор Академии дал практику, и когда мы работали на пятом курсе с хором, и когда нам удавалось поработать на младших курсах. Это огромный опыт, можно сказать – “подушка”, благодаря которому (-рой) мы, как мне видится, получили столь высокие награды. На выпускном курсе хор подарил мне огромную энергию, вдохновение, ведь они были так отзывчивы. Это направляло тебя к тому, чтобы делать…»

А: «Студенческий хор Академии музыки — это моя школа дирижерской жизни, это люди, которые прощали мне мои ошибки, а иногда не позволяли их допускать. Хор Академии — это мой опыт, это мой рост не только как дирижера, но и как артиста хора. В любом случае — это семья, и она другая, не такая, как где-либо еще, и когда уезжаешь далеко от этой семьи понимаешь, как сильно ты ее ценишь и любишь»

В первом туре за ограниченное время Вам предстояло разучить новую партитуру. Какие первые и основные задачи Вы ставили перед собой? Как не растеряться и не потеряться в ограниченном временем и ответственностью моменте?

А: «Действительно, самое сложное на конкурсе хоровых дирижеров — это ограниченное время, причем не только в работе наедине с партитурой, но и в работе с хором. Первым делом я старалась построить план своей работы в каждом туре. Если партитура незнакома хору — это задача методически качественно ознакомить хор с музыкой, не дать увязнуть в незнакомых нотах и повести за собой. Если партитура уже выучена и исполнялась хором, то вектор задач сдвигался в сторону собственной интерпретации. Часто ставила цель добиться определенного вокального качества, так как хор устаёт от постоянно сменяющихся дирижеров. В любом случае, без стратегии добиться результата за короткий промежуток времени и не растеряться очень трудно».

М: «Когда получаешь новую партитуру, самое главное – это понять, о чем она? Я не сажусь за фортепиано, пока не послушаю записи, а если же ее нет – я читаю текст. Мне важно понять, о чем произведение – его смысл… потом начинаю играть, вычленять сложности, которые могут возникнуть. И выходя к хору, принимаю во внимание заранее намеченные трудности и начинаю работу, отталкиваясь от возможностей хора. Но что обязательно в хормейстерской работе, (как в первом туре, когда буквально впервые увидели произведение) – нужно донести суть. Ты позволяешь ошибаться как им (артистам хора), так и себе. Держишь единственное – идею в голове. Быть может, она и не полностью выполнима. Но если дирижер точно знает, чего хочет, то это чувствуют и артисты хора, а порой и делают того, чего, по сути, не могли сделать… А отчего теряться? Ведь мы все люди, все одинаково испытываем чувство страха, что возникает даже у самого уверенного в себе человека. Просто идешь и делаешь свое дело, а со страхом нужно работать до конкурса».

Ваш совет — как побороть волнение перед конкурсами?

М: «Любите то, что делаете! Вдохновляйтесь, влюбитесь в то произведение, что хотите донести до артистов и слушателей. И помните, что никто не идеален и не бойтесь признавать своих ошибок! Пожалуй, стоит возрадоваться им: ведь тогда есть куда стремиться!.. Верить в себя, доверять себе и доверять хору. Мне кажется, это самое важное и достаточно близкое каждому…»

А: «На самом деле в вопросе уже заложен ответ. Чтобы побороть волнение, НАДО ЕЗДИТЬ на такие конкурсы. Я не раз отговаривала себя от поездок на дирижерские конкурсы, убеждала себя, что работы в классе и на хоре достаточно для моего профессионального роста. Конкурс — это добровольный избыточный стресс, волнение, иногда разочарование и огорчение и т.д. НО! В нашей профессии лёгкий путь невозможен. НИГДЕ больше вы не сможете увидеть и ощутить то, что испытывают конкурсанты на состязаниях такого рода.

Не все постигается в классе на подставке, не все преодолевается на хоре, который тебя знает и любит, и поэтому помогает. НИГДЕ больше вы не встретитесь лицом к лицу со своими личностными и дирижерскими достоинствами и недостатками, как на конкурсе. Мне всегда сложно отправляться, но всегда приятно возвращаться немного «обновленным» человеком. Я часто благодарю своего наставника Инессу Михайловну Бодяко за то, что она не давала много времени на подумать: стоит или нет. СТОИТ ВСЕГДА!

Белорусскую дирижерскую школу очень хвалят и уважают не только на конкурсах. И кто, как не мы, молодые, должны нести ее и создавать Будущее нашего хорового мира?»

На заключительном концерте VI Международного конкурса хоровых дирижёров имени В. С. Попова для вручения дипломов участникам и победителям конкурса, была приглашена член жюри, заведующий кафедрой хорового дирижирования и художественный руководитель студенческого хора Белорусской государственной академии музыки, председателя Белорусской ассоциации хоровых дирижеров, доцент – Инесса Михайловна Бодяко.

В завершении конкурсных испытаний, Инесса Михайловна обратилась к участникам и зрителям конкурсных испытаний:

«Дорогие гости сегодняшнего концерта, дорогие участники и артисты хоровых коллективов, организаторы и команда шестого международного конкурса хоровых дирижёров имени В.С. Попова, я благодарю Вас за то внимание, что вы оказываете участникам и членам жюри, а также, отдельную благодарность выражаю Александру Владиславовичу Соловьеву и Алексею Кирилловичу Петрову.

Вы знаете, в данный момент, стоять на прославленной сцене для меня очень многое значит. Как ученица народного артиста Советского Союза и народного артиста Беларуси Виктора Владимировича Ровдо, ученика в аспирантуре Александра Свешникова, а также хормейстера московского хорового училища, я могу сказать, что мы получили в Беларуси, все мы белорусские дирижеры, такую правильную «прививку» любви к русской духовной музыке и к русской народной песне. В.В. Ровдо всегда вспоминал своего учителя с таким пиететом… И я очень надеюсь, что наше поколение дирижеров сможет передать эту традицию, эту любовь Вам — будущему хорового искусства. Ведь именно Вы придете на смену и сможете сохранять его. Я желаю каждому из участников помнить, что хоровое сольфеджио всегда должно перейти в хоровое искусство».

Материал подготовила студентка второго курса
кафедры хорового дирижирования, вокально-хорового факультета
Белорусской государственной академии музыки
Павлович Мария