Орлова Людмила Александровна

Орлова Людмила Александровна

Должность:Заведующий кафедры струнных смычковых инструментов и камерного ансамбля
Ученая степень: Кандидат искусствоведения (2012)
Ученое звание: Доцент (2016)
Образование: ССМШ при Белорусской государственной консерватории (1976, класс Е.Г. Пукста),  Белорусская государственная консерватория им. А.В.Луначарского (1981, класс Л.З. Тер-Минасян), ассистентура-стажировка при Ленинградской Ордена Ленина государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (1988) под руководством Е.А. Шафран, аспирантура Белорусской государственной академии музыки (2011) под руководством К.И. Степанцевич
Преподаваемые дисциплины: Камерный ансамбль


Родилась 25 апреля 1957 в г.Орше (Беларусь).

С 1981 концертмейстер кафедры струнных народных инструментов, с 1992 концертмейстер кафедры АВК, с 2002  преподаватель на кафедре камерного ансамбля (по совместительству), с 2009 старший преподаватель в штате кафедры, с 2013 доцент и заведующий кафедрой камерного ансамбля Белорусской государственной академии музыки.

Пианистка, концертмейстер, преподаватель дисциплины «камерный ансамбль», член Совета оркестрового факультета, член Ученого совета Белорусской государственной академии музыки, член экспертной комиссии Специального фонда Президента РБ по поддержке талантливой молодежи.

Дипломант национальных и международных конкурсов. Неоднократно принимала участие в мастер-классах, концертах участников академии Народного артиста СССР Ю.Башмета. Участвовала в прямом эфире и записях на радио и телевидении, концертах в малом зале филармонии, кафедральных концертах и концертах педагогов. Выступала в дуэте с чешским альтистом Я.Новаком в Праге и Минске. Имеются записи на CD. Регулярно участвует в концертах камерной музыки в ансамблях с разными исполнителями в Молодежном театра, галерее М.Савицкого, музее-усадьбе в Лошице и др.

Проводит мастер-классы и читает лекции на факультете Повышения квалификации и переподготовки кадров Белорусской государственной академии музыки. Выступает с лекциями в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи. Проводит исследования в области фортепианного камерного-инструментального ансамбля. Принимает участие с докладами в международных конференциях в Беларуси, России, Польше.

Член жюри Открытых кафедральных конкурсов камерных ансамблей им. Ю.Ф.Корсака и струнных квартетов им. Н.С. Щербакова. Член жюри Международного конкурса камерных ансамблей им. М.К.Огинского (Беларусь). Председатель жюри «XVIII Международного конкурса исполнения камерных произведений композиторов Литвы» (Вильнюс, 2018).

Среди выпускников класса (свыше 130)  многие  студенты становились лауреатами и дипломантами международных конкурсов:

  • В.Бондаренко-М.Ракель – Лауреаты II Международного   инструментального    конкурса Евгения Станковича (г.Киев, 2013, III премия);
  • Ю.Кирилец-А.Кишкурно и  Т.Костюкевич-О.Мшар – дипломанты ХVI Международного    конкурса им. М.Юдиной (г.Санкт-Петербург, 2015);
  • М.Черноок-Г.Забышная-Э.Радвилович – Лауреаты V Международного инструментального конкурса Евгения Станковича (г.Киев ,2017, II премия);
  • М.Черноок-Г.Забышная-А.Скрабатун – дипломанты  ХIХ Международного конкурса им. М.Юдиной (г.Санкт-Петербург, 2018);
  • Дуэт О.Макарова-В.Кулеш – Лауреаты XI Международного конкурса С.И.Савшинского (г.Санкт-Петербург, 2020, II премия).
  • Е.Кузьмич-А.Лисица-Н.Гуня – Лауреаты V Международного интернет-конкурса искусств «Music Modern» (г.Одесса, 2021, I премия);
  • Е.Кузьмич-А.Лисица-Н.Гуня – Лауреаты IX Международного инструментального конкурса Евгения Станковича (г.Киев, 2021, III премия);
  • А.Бруенкова-К.Соболева – Лауреаты IX Международного инструментального конкурса Евгения Станковича (г.Киев,2021, Гран-при).

Специальным фондом Президента РБ по поддержке талантливой молодежи награждены: поощрительной премией –  трио М.Черноок-Г.Забышная-Э.Радвилович (2017), трио Е.Кузьмич-А.Лисица-Н.Гуня  (2021), Гранд премией – дуэт О.Макарова-В.Кулеш (2020).

Оказывает методическую помощь музыкальным колледжам. Председатель ГЭК в МГМК им. М.Глинки (2018, 2019), в РГК при Белорусской государственной академии музыки (2020,  2021, 2022).

Является автором ряда статей в научных сборниках и журналах, кандидатской диссертации: «Бел. фортепианный кам.-инструмент. ансамбль рубежа XX–XXI вв.: жанрово-стилевые особенности комп. творчества и исполнительская практика (2012). Автор учебной программы по дисциплине «Камерный ансамбль» для музыкальных вузов (2016), учебно-методического комплекса для музыкальных вузов (2016), программы государственного экзамена для учреждений высшего образования (2017).

Публикации:

  •  «Азiрнемся ў мiнулае: (Старонкi гiсторыi: Калi Мiнск быў культурным цэнтрам?)» // Мастацтва.– 1991.– № 8;
  • «Бел. фортепианый кам. анс.: соврем. инстр. сюита» // Муз. культура Белоруссии и зарубежья: история, теория, практика // Науч. тр. БГАМ.– Вып. 25. Сер. 6: Вопросы соврем. музыкознания в исслед. молодых ученых.– Минск, 2010;
  • «Бел. фортепиано трио: традиции и новаторство» // Музыкознание к началу XXI в.: состояние и перспективы // Науч. тр. БГАМ.– Вып. 18. Сер. 6: Вопросы соврем. музыкознания в исслед. молодых ученых.– Минск, 2009;
  • «Большой фортепианный анс. в творч. бел. комп.» // Муз. культура Беларусi ў сусветнай прасторы // Навук. працы БДАМ.– Вып. 19. Сер. 1: Беларуская музычная культура.– Мiнск, 2009;
  • «Кам.-инстр. анс. Г. Гореловой: черты стиля и особенности интерпретации» // Музычная культура Беларусi: Шлях праз стагоддзi // Навук. працы БДАМ.– Вып. 17. Сер. 1: Беларуская музычная культура.– Мiнск, 2008;
  • «Творчество и творч. личность в муз. вузе» // Культура. Наука. Творч.: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф., Минск, 9–11 апр. 2008.– Минск, 2009;
  • «Некоторые особенности исполн. соврем. фп. кам.-инстр. соч. бел. комп.» // Теория и практика проф. исполн. и пед. подготовки в высшей муз. школе // Науч. тр. БГАМ.– Вып. 22. Сер. 5: Вопросы истории и теории исполн. искусства. Муз. педагогика.– Минск, 2010;
  • «Основные тенденции в развитии бел. фортепиано кам.-инстр. анс. в сфере комп. и исполн. деятельности» // Весцi БДАМ.– 2010.– № 17;
  • «Соч. соврем. бел. комп. в курсе кам. анс.: исп. проблемы» / Весці БДАМ.– 2014.– № 25;
  •  «Бел. фортепианный кам.-инструмент. ансамбль на рубеже XX–XXI вв.: жанрово-стилевые особенности комп. творчества и исполнительская практика» // Монография. – Минск: Издатель Вараксин, 2014;
  • «Учора i сёння беларускай камернай iнструментальнай санаты» / Роднае слова.– 2015.– № 5.
  • «Камерно-ансамблевая деятельность педагогов консерватории: страницы истории. Кафедра камерного ансамбля» / Сб. «Музыка жизни» к 90-летию Н.С.Щербакова, 2017).
  • «Кафедра камерного ансамбля в контексте современности: наследие и перспектива ансамблевого исполнительства» / Весцi БДАМ. – 2017. – №31;
  • «Новейшие композиции современных белорусских авторов в курсе дисциплины «Камерный ансамбль» на примере композиции «Юпитер» для скрипки, виолончели и фортепиано О.Подгайской» / Весцi БДАМ. – 2018.– №33;
  • «Деятельность кафедры камерного ансамбля в сфере популяризации белорусского камерно-инструментального искусства» / Весцi БДАМ. – 2019. – № 35.

Награждена Почетной Грамотой Министерства культуры РБ (2014), хрустальным призом Пасхального фестиваля «За высокае педагагiчнае майстэрства i дасягненнi ў рабоце з таленавiтай моладдзю» (2021).