Должность: Старший преподаватель кафедры теории музыки Ученая степень: Кандидат искусствоведения (2016) Образование: Белорусская государственная академия музыки (2012, класс Е.Н.Дуловой); там же магистратура (2013) и аспирантура (2016) под руководством Е.Н.Дуловой Преподаваемые дисциплины: Сольфеджио, Теория музыки
Родилась 9 мая 1987 в г. Минске (Беларусь).
С 2013 по 2016 гг. – методист аспирантуры, с 2016 по 2019 гг. – младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, с 2019 года – старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, с 2019 – преподаватель подготовительного отделения (сольфеджио, теория музыки, совместитель). С 2022 года – старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства. С 2023 — старший преподаватель кафедры теории музыки. С 2018 года осуществляет научное руководство магистерскими диссертациями белорусских и китайских магистрантов.
Автор докладов на республиканских и международных научно-практических конференциях по вопросам теории и истории музыки на современном этапе. Сфера научных интересов – музыкальный театр, опера, современное белорусское композиторское творчество, вопросы музыкального образования.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 — Музыкальное искусство: «Оперный текст как музыкально-художественный феномен (на примере творчества Д. Смольского, В. Солтана и А. Бондаренко)». Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Е.Н. Дулова; Белорусская государственная академия музыки (Минск, 2016).
Публикации:
Пилатова, И. В. Историческая повесть В. Короткевича на белорусской оперной сцене: к проблеме оперного либретто / И. В. Пилатова // Музыкальный театр: история и современность: науч. тр. / Белорус. гос. академия музыки; сост. Н.О.Арутюнова. – Вып. 34. – Минск, 2015. – С. 119 – 136.
Пилатова, И. В. К проблеме исследования оперного текста / И. В. Пилатова // Музычная культура Беларусі і свету: традыцыі вуснай і пісьмовай творчасці: навук. працы / Беларус. дзярж. акадэмія музыкі; склад. І.Дз. Назіна, О. У. Дадзіёмава. – Вып. 35. – Минск, 2015. – С. 198 – 210.
Пилатова, И. В. «Князь Наваградскі» Л. Прокопчика и О.Ипатовой: либреттологические исследование оперы А. Бондаренко / И. В. Пилатова // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2015 – №27. – С. 32 – 42.
Пилатова, И. В. Трансформация текста драмы Л. Прокопчика «Князь Новогородский» в либретто оперы А. Бондаренко «Князь Наваградскі» / И. В. Пилатова // Вести института современных знаний. – 2016. — №1 (66). – С. 41 – 45.
Пилатова, И. В. Анализ постановок оперы Д. Смольского «Сівая легенда» как заключительный этап комплексного подхода к исследованию оперного текста / И. В. Пилатова // Вести института современных знаний. – 2016. – №2 (67). – С. 46 – 51.
Пилатова, И. В. Анализ режиссерской интерпретации композиторского текста как завершающий этап комплексного методологического подхода к исследованию оперы / И. В. Пилатова // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2016 – №28. – С. – 86–94.
Пилатова, И. В. Композиторская и исполнительская интерпретации образа Рыгора Дубатовка в опере В. Солтана «Дзікае паляванне караля Стаха» / И. В.Пилатова // Белорусское музыкальное исполнительство в контексте художественной культуры : науч. тр. / Белорус. гос. академия музыки / сост. и науч. ред. В. Л. Яконюк. – Вып. 38. – Серия 5: Вопросы истории и теории исполнительского искусства. Музыкальная педагогика. – Минск: УО «Белорусская государственная академия музыки», 2016. – С. 3–13.
Пилатова, И. В. «Оперный театр» как учебная дисциплина: комплексный методологический подход к исследованию оперы в рамках преподавания курса / И. В.Пилатова // Музыкальное образование XX века: рубежи и перспективы науч. тр. / Белорус. гос. академия музыки / сост. Н. О. Арутюнова. – Вып. 39. – Минск: УО «Белорусская государственная академия музыки», 2016. – С. 26–39.
Пілатава, І. Інтанацыйнасць народнй песні ў мелодыцы опер апошняй трэці XXст. на нацыянальныя гістарычныя сюжэты // І. Пілатава // Роднае слова. – 2017. – №7 – С. 78–81.
Пилатова, И.В. Жанровые особенности и драматургические принципы в операх на национальные исторические сюжеты (на примере произведений Д. Смольского, В. Солтана, А. Бондаренко) / И. В. Пилатова // Научные труды Белорусской государственной академии музыки. – Вып. 45. – Белорусская государственная академия музыки, 2018. – С. 126–140.
Драматургическая роль хореографических сцен в белорусских операх на национальные исторические сюжеты // Весці Беларускай дзяраўнай акадэміі музыкі ‑2019. ‑ №34. – С. 138‑142.
Особенности трактовки жанра мессы в произведении С. Монюшко «Жалобныя спевы» // Весці Беларускай дзяраўнай акадэміі музыкі ‑2019. ‑ №35. – С. 8‑12.
Методологические подходы к исследованию оперы как текста // Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 48. – Минск: БГАМ, 2019.
«Пані Ядвіга» В. Солтана: либреттологический аспект исследования оперного авантекста // Весці нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Серыя гуманітарных навук. – 2019. – Том 64. – № 2. – С. 191–199.
Пилатова, И. В. Полифонические формы в хоровых сценах белорусских опер на национальные исторические сюжеты / И. В. Пилатова // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2020. – №37.
Пилатова, И. В. Оперный текст: определение, структура / И. В. Пилатова // Traditional and modern culture: history, actual situation, prospects: materials of the V international scientific conference on September 20-21, 2015 / Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – Prague, 2015. – С. 67–69.
Пилатова, И. В. Комплексный подход к исследованию оперного текста: к вопросу о методологии / И. В. Пилатова // Literature and art of the new century : the transformation process and the continuity of traditions: materials of the international scientific conference on January 20-21, 2016 / Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – Prague, 2016. – С. 51–53.
Пилатова, И. В. Жанровая трактовка белорусских опер последней трети XX века на национальные исторические сюжеты (на примере творчества Д. Смольского, В. Солтана и А. Бондаренко) / И. В. Пилатова // Literature and art of the new century : the transformation process and the continuity of traditions: materials of the II international scientific conference on January 20-21, 2017 / Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – Prague, 2017. – С. 29–31.
Пилатова, И. В. Текстологический анализ как один из методов комплексного подхода к исследованию оперного текста (на примере сравнения редакций оперы Д. Смольского «Сівая легенда» 1978 и 2011 годов) / И. В. Пилатова // Актуальные проблемы мировой художественной культуры: материалы VII международной научной конференции, посвященной памяти профессора У.Д. Розенфельда: в 2-х ч-х, Гродно, 16-17 октября 2014 г. / ГрГУ им. Я. Купалы; отв. за выпуск А.А. Брагина. – Ч. 1. – Гродно, 2015. – С. 248–252.
Пилатова, И. В. Оперный текст как музыкально-театральный феномен: методологические аспекты исследования / И. В. Пилатова // В пространстве смыслов: текст и интертекст: Сборник статей по материалам / ПГК им. А. К. Глазунова. – Петрозаводск: Verso, 2016. – С. 365–376.
Пилатова, И. В. Интерпретация текста оперы Д. Смольского «Сівая легенда» в одноименном фильме Г. Николаева / И. В. Пилатова // Искусство глазами молодых: материалы VIII Международной (XII Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 14-16 апреля 2016 г. / Красноярский государственный институт искусств. – Красноярск: КГИИ, 2016. – С. 138–141.
Пилатова, И. В. Белорусская опера в исследованиях отечественных музыковедов: методологические принципы / И. В. Пилатова // Культура. Наука. Творчество : X Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 12 мая 2016 г. : сб. науч. ст. / БГУКИ, БГАМ, БГАИ. – Минск: БГУКИ, 2016. – Вып. 2. – С. 471–476.
Пилатова, И. В., Чихачева, М. М. Традиционное и новое в мелодике вокальных партий в опере В. Солтана «Дзікае паляванне караля Стаха» / И. В. Пилатова // Искусство глазами молодых: материалы IX Международной (XIII Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 29-31 марта 2017 г. / Красноярский государственный институт искусств. – Красноярск: КГИИ, 2017. – С.81–85.
Пилатова, И. В. Театральность в музыке оперы Д. Смольского «Сівая легенда» / И. В. Пилатова // Зборнiк дакладаў i тэзiсаў VIII Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі «Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў» (Мiнск, Беларусь, 7–8 верасня 2017 го- да) / гал. рэд. А. І. Лакотка; Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі. – Мінск : Права і эканоміка, 2018. – С. 345–349.
Пилатова, И. В. «Дзікае паляванне караля Стаха» В. Солтана: анализ глубинной структуры оперного текста / И. В. Пилатова // Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў : зборнік навуковых артыкулаў. – Минск : Права і эканоміка, 2020. – С. 322–326.
Пилатова, И. В. «”Жалобныя спевы” С. Монюшко как образец польской мессы / И. В. Пилатова // Мастацкая прастора Еўропы XIX – пачатку XXI ст. і Станіслаў Манюшка: гісторыя, сучасны стан : зборнік навуковых артыкулаў. – Минск : Беларуская навука, 2021. – С. 176–180.
Пилатова, И. В. «Дзікае паляванне караля Стаха» В. Солтана в постановке В. Цюпы (1989) и А. Моторной (2021): особенности интерпретации оперного текста / И. В. Пилатова // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2023. – №42. 0,5 а. л.
Пилатова, И. В. Специфика подготовки и проведения уроков сольфеджио в подготовительной группе детских музыкальных школ // «Диалоги о культуре и искусстве» : Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (Пермь, 12–14 октября 2022 г.) : зборнік навуковых артыкулаў. – Пермь : Пермский государственный институт культуры, 2022. – С. 1303–1311. 0,5 а. л.
Пилатова, И.В. Владимир Экнадиосов как исполнитель главных мужских ролей в белорусских операх на национальные исторические сюжеты / И. В. Пилатова // Диалоги о культуре и искусстве: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 18-20 октября 2023 г.) / отв. ред. Н.И. Тюленева; ред. кол.: К.А. Мальцев, Е.И. Мамаева, П.С. Ширинкин; Пермский государственный институт культуры. – Пермь: ПГИК, 2023. – С. 549-555.
Пилатова, И. В. Песенность как основа хорового мелоса в белорусских операх на национальные исторические сюжеты / И. В. Пилатова // Музыкальное искусство Беларуси и мира: оперный театр, педагогика, исполнительство / сост. Р.Н. Аладова, И.В. Пилатова; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 61. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2024. – С. 23–32.
Составление сборников
Музыкальное искусство Беларуси и мира: оперный театр, педагогика, исполнительство / сост. Р.Н. Аладова, И.В. Пилатова; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 61. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2024. – 169 с.