Кафедра истории музыки и музыкальной белорусистики
Аладова Радослава Николаевна
Должность: Доцент кафедры истории музыки и музыкальной белорусистики Ученая степень: Кандидат искусствоведения (1980) Ученое звание: Доцент (1985) Образование: Белорусская государственная консерватории им. А.В. Луначарского (1968, класс Л.С. Мухаринской); аспирантура Ленинградская государственная консерватория им.Н.А. Римского-Корсакова (1971, класс А.Н. Дмитриева) Преподаваемые дисциплины: История музыки России XX в., Современное композиторское творчество Беларуси, Специальный класс, Искусство музыкальной композиции, Научное руководство магистерскими диссертациями
Родилась 11 февраля 1945 в Минске (Беларусь).
Музыковед, муз. критик, педагог. С 1971 преподает в Белорусской государственной академии музыки: с 1974 ст.преп., с 2005 и. о. проф. каф. истории музыки, с 2015 доцент. Преподавала дисц.: «История за- руб. музыки», «История музыки народов СССР», «Методика преп. муз.-ист. дисц.», «Теорет. основы ред. и лекторской практики». В н. вр. преподает дисц. «История музыки России ХХ в.», руководит магистрантами и аспирантами. Разработала авторский курс «Соврем. музыка бел. комп.» (2016).
Член Совета Белорусской государственной академии музыки по защите канд. дисс. (1996—2001). Среди воспитанников — канд. искусствов. Л. А. Волкова, Н. Г. Ганул, Т. В. Дягель, С. Н. Немцова-Амбарян. Член БСК, БСМД, СТД.
Научные интересы находятся в русле белорусистики — проблематики нац. стиля, отечественной оперы в контексте культуры, глубинного анализа оперного текста.
Автор статей в «Die Musik in Geschichte und Gegenwart», «Personenteil der MGG» (Кассель, 2000—2007); «New Grove Dictionary of Music and Musicians» (Лондон, 2001); «Энцык. літаратуры і мастацтва Беларусі»; БелСЭ; «Новой российской энцикл.»; энцикл. справочнике «Янка Купала» / энцикл. «Беларусь у Вялікай Айчыннай вайне 1941—1945 гг.»; ст. в журн. «Сов. музыка», «Мастацтва Беларусі» («Мастацтва»), «Полымя»; газ. «ЛіМ», «Культура», «Сов. Белоруссия», «Вечерний Минск», «Муз. газета»; аннотаций к соч. бел. комп. Автор сценариев телефильмов («Старейшины бел. музыки: Н. И. Аладов», «Прощание с Первым нац. фест. “Музыка и театр”»; радиопередач, выступлений на съездах и пленумах Союза комп. Беларуси, участие в радио- и телепередачах (в т. ч. интервью). Оппонент канд. дисс.
Кандидатская диссертация:
Полифония в симф. творч. комп. Сов. Белоруссии: (к проблеме становления нац. стиля): 17.00.02 / науч. рук. А. Н. Дмитриев; ЛОЛГК.— Л., 1980.
Публикации:
Константин Горский и его опера «Маргер» в контексте бел. культуры.— Минск, 2005;
История музыки народов СССР.— М., 1997.— Т. VII, вып. 3 (в соавт.).
Учебные пособия:
Бел. музыка 1960—1980 гг.— Минск, 1997 (в соавт.); Бел. музыка второй половины ХХ в.— Минск, 2009 (в соавт.); Уступ да нотнага зб. «Канстанцін Горскі. Сакральныя творы»: вучэб.-метад. дапаможнік з серыі «Музычная спадчына Рэчы Паспалітай з Расійскай Нацыянальнай бібліятэкі».— Мінск, 2010.
Статьи:
Бел. симф. творч. // Межнац. связи в сов. муз. культуре.— Л., 1987;
Фольклорный кам.-вок. цикл в бел. музыке 1970-х годов // Вопросы культуры и искусства Белоруссии.— Минск, 1988.— Вып. 7;
Бел. в ее связях с литературой: традиции и новаторство // Традиционное и новое в музыке ХХ в.: материалы Междунар. науч. конф.— Кишинев, 1997;
Откровения Д. Смольского // Муз. академия.— 2000.— № 2;
Л. Толстой в муз.-хореографической интерпретации Г. Вагнера — О. Дадашкилиани // Весці БДАМ.— 2001.— № 1;
Бел. ист. опера: к постановке проблемы // Муз. театр ХХ в.: события, проблемы, итоги, перспективы.— М., 2004;
Опера К. Горского «Маргер» в кон- тексте бел. культуры // Бел. сб.: ст. и материалы по истории и культуре Белоруссии.— СПб., 2005.— Вып. 3;
Фольклорный обряд как элемент глубинной структуры текста бел. оперы 1920—1940-х гг. // Музыка и глобализация культур.— Минск, 2005;
«Седая легенда» Д. Смольского: опыт глубинного анализа оперного текста // Музычная культура Беларусі і сусвету: да 100-годдзя Л. С. Мухарынскай // Навук. працы БДАМ.— Вып. 12. Сер. 1: Беларуская музычная культура.— Минск, 2006;
Опера Н. Н. Щеглова-Кули- ковича «Лесное озеро»: текстологический аспект // А. Н. Дмитриев: к 100-летию со дня рождения: ст., воспоминания, документы.— СПб., 2008;
Соврем. бел. муз.-театр. процесс в свете проблемы феномена оперы // Культура. Наука. Творчество: материалы II Междунар. науч.-практ. конф.— Минск, 2008;
Духовные мотивы в муз.-театр. жанрах соврем. бел. комп. // Жизнь религии в музыке.— СПб., 2010.— Вып. 4;
Свиридов и бел. муз. культура: параллели и пересечения // Свиридовские чтения «Значение творч. наследия и жизненного пути Г. В. Свиридова для соврем. отечественной культуры: к 95-летию со дня рождения комп.».— Курск, 2010;
Бел. моноопера: муз.-лит. взаимодействия // Науч. тр. БГАМ.— Минск, 2012.— Вып. 27: Музыка и слово: аллюзии, контакты, взаимодействия;
Бел. опера рубежа ХХ—XХІ столетий: освоение поэтики театра абсурда // Часопис національноі музичноі академіі Украіни імені П. І. Чайковського.— 2013.— № 2 (19);
Бел. опера в годы Великой Отечественной войны: пути исслед. // Весці БДАМ.— 2013.— № 22;
Оперная поэтика Анатолия Богатырева: Мифологема Родного Дома // Анатолий Васильевич Богатырев: материалы, документы, ст. о творч.— Минск, 2014;
Бел. опера рубежа 1970—1980 гг.: новое в театрализации жанра // Науч. тр. БГАМ.— Минск, 2015.— Вып. 34: Муз. театр: история и соврем.;
Опус 151 Н. Аладова: психология творч. процесса комп. // Николай Ильич Аладов: ст., материалы, воспоминания.— Минск, 2016. Уч. программы: Лекторская практика: программа для вузов по спец.: Г. 11.16.00.— Минск, 1989 (в соавт.);
История рус. музыки ХХ в.: программа для муз. вузов по спец.: Г. 11.16.00, Г. 11.19.00.— Минск, 2000. Литература: Из истории музыкознания в Беларуси: БГАМ, 1932—1992: уч. пособ. для студ. вузов / гл. ред. Г. С. Глущенко.— Минск, 2002;
Сергиенко, Р. И. Из истории муз. образования в Беларуси: БГАМ, 1932—2002: проф. и преп.: биобиблиографическая эн- цикл. / Р. И. Сергиенко, В. А. Антоневич.— Минск, 2005.