Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Сазанович Наталья Валентиновна

Должность: Заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, профессор кафедры фортепиано
Ученое звание: Доцент (2016)
Образование: Белорусская государственная консерватория им. А.В. Луначарского (1981, класс фортепиано Г.И. Шершевского); аспирантура Института философии и права Академии наук БССР (1987) под руководством В.М. Конона
Преподаваемые дисциплины:  Философия, Философия и методология науки, Философия музыки, Психология художественного творчества, Эстетика


Родилась 11 июля 1958 в г. Минске (БССР).

1987-92 – младший научный сотрудник Отдела научной информации по общественным наукам Академии наук БССР. С 1981 с перерывами до 1999 концертмейстер кафедры хорового дирижирования (кл. доц. А.П. Зеленковой), 2000 – преподаватель, ст. преподаватель, доцент кафедры фортепиано (2009). Стажировка в РАМ имени Гнесиных (класс проф. Нырковой В.Д., 2012).  С 2006 по совместительству ведет курс философии у студентов, с 2011 у магистрантов и аспирантов курс «Философии и методология науки». Заведующий подготовительным отделением Белорусской государственной академии музыки (2012-2018). С 01.09.2021 – заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Белорусской государственной академии музыки. Руководитель СНТО фортепианного отделения  (с 2010 по 2012). Главный редактор газеты «Беларускi музыкант» Белорусской государственной академии музыки (с 2011 по 2018). Заместитель председателя профкома сотрудников Белорусской государственной академии музыки. Член Белорусского союза музыкальных деятелей (1995). Проводит занятия на факультете повышения квалификации и переподготовки Белорусской государственной академии музыки.

Н.В. Сазанович ведет активную научную и методическую работу, является автором 60 научных работ. Диплом лауреата II степени в номинации «Музыкально-педагогическое мастерство» VIII Международного конкурса музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты» (г. Москва. РАМ имени Гнесиных, 23-30 июня 2016 г.). Ряд дипломов за педагогическое мастерство Российской академии музыки имени Гнесиных,  Уральской государственной консерватории (академии) имени М.П. Мусоргского, Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова, Академии хорового искусства им. В.С.Попова. Повышение квалификации в Государственном учреждении образования «Республиканский институт высшей школы» по программам «Актуальные проблемы современного искусства  Беларуси», свидетельство о повышении квалификации № 3503200, рег. №380 от 7 февраля 2020 г., «История белорусской государственности: новые подходы», свидетельство о повышении квалификации №3997944, рег. №2096 от 03.06.2022 г.

Является заместителем председателя ОО «Белорусский союз женщин» Академии музыки.

Награждена Почетной грамотой Белорусской государственной академии музыки (2007), имеет диплом IV Всероссийского фестиваля-конкурса музыкально-просветительских программ по курсу фортепиано для студентов разных специальностей «За творческую инициативу в развитии просветительской деятельности курса фортепиано» (РАМ имени Гнесиных, 2007), Почетной грамотой Академии музыки за высокий уровень профессионального мастерства в воспитании одаренной и талантливой молодежи (2012), Грамотой Учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки» (2015), дипломом Министерства образования Республики Беларусь I Республиканской выставки фоторабот «Сто лиц – молодежь в истории и культуре»  Республиканского фестиваля творчества иностранных студентов учреждений высшего образования  Fest-art.by (Минск, 2013), дипломом за участие в республиканском конкурсе инновационных проектов и информационно-методических материалов «Наше время – инициатива» (Минск, 2013). Почетной грамотой Мингорисполкома (2017 г.); Почетной грамотой Академии музыки за высокий уровень профессионального мастерства в воспитании одаренной и талантливой молодежи (2018 г.).

Член жюри I и III  Международного конкурса фортепианной подготовки студентов дирижерско-хоровых, теоретических и композиторских отделения средних и высших учебных заведений имени В.С. Цветикова «Путь к мастерству» (февраль 2008, 2012 годы, Россия, г. Екатеринбург), член Оргкомитета Первого и Второго международных фестивалей «Белорусские фортепианные ассамблеи» (2013, 2015). Организация и проведение I Международного конкурса исполнителей на фортепиано «Карелия – Беларусь» Петрозаводская  государственная консерватория имени А.К.Глазунова, 13-18 апреля 2021 г. (научный руководитель и член жюри).

Художественный руководитель творческого проекта «Музыка в музее» (ОО «Белорусский союз музыкальных деятелей») (с 2008), в рамках которого  проведено более 50 концертных просветительских в г.Минске и в РБ (автор концепции и ведущий).

Автор докладов на республиканских и международных научно-практических конференциях (более 30)  по вопросам эстетики  и культуры барокко, философско-эстетическим взглядам М.К. Сарбевского, проблемам музыкально-просветительской деятельности в музейном пространстве современного социума, онтологии музыкального искусства, проблеме интенциональности, анализу духовно-нравственных основ личностного самосознания исполнителя; ряда методических разработок по дисциплине «Философия и методология науки», учебной программы по дисциплине «Культурология» (совместно с доц. Драговец Г.В.), УМК «Философия музыки» (совместно с доц. Соколовской М.М.).

Публикации:
Нямецка-фашысцкi генацыд на Беларусi (1941-1944) / автор. колл. науч. сотрудн. – Мiнск: БелНЦДААС, 1995;
Музыкально-просветительская деятельность: из опыта реализации творческих проектов и мероприятий Белорусской государственной академии музыки: метод. разработка. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2017.
Рецепция теории мимесиса Аристотеля в эстетике М.К.Сарбевского// Наш родавод. Материалы Международной научной конференции по региональной истории Восточной Европы «Культура народов Великого княжества Литовского и Белоруссии ХIII – начала ХХ вв.» Кн.3. (Часть 11). – Гродно, 1991.
Катэгорыя творчасцi у рэнесансавай паэтыцы Скалiгера i паэтыцы Сарбеўскага // Помнiкi мастацкай культуры Беларусi эпохi Адраджэння. Зб. арт. / АН Беларусi. Iн –т мастацтвазнаўства, этнаграфii i фальклору. – Мiнск.: Навука i тэхнiка, 1994.
Классiцызм (музыка). Лiтургiчныя кнiгi. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi: у 6 т. – Т.4. – Мiнск: БелЭн, 1997.
Сарбеўскi М.К. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi: у 6 т. – Т.6. Кн.1. – БелЭн, 2001.
Класiцызм: У музыцы // Беларуская энцыклапедыя: У 18 тамах. – Т.8. – Мнск.:БелЭн, 1999.
Лiтургiчныя кнiгi // Рэлiгiя i царква на Беларусi: Энцыклапедычны даведнiк. – Мiнск: БелЭн, 2001.
Сарбеўскi М.К.// Рэлiгiя i царква на Беларусi: Энцыклапедычны даведнiк. – Мiнск: БелЭн, 2001.
Скарлацi // Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. – Т. 14. – Мiнск: БелЭн, 2002.
Страдывары // Беларуская энцыклапедыя: у 18 тамах. – Т.15. – Мiнск: БелЭн, 2002.
Тарантэла // Беларуская энцыклапедыя: у 18 тамах. – Т.15. – Мiнск: БелЭн, 2002.
Тарцiнi Дж. // Беларуская энцыклапедыя: у 18 тамах. – Т.15. – Мiнск: БелЭн, 2002.
Шутц Г. //Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. – Т.17. – Мiнск: БелЭн, 2003.
Эстетика католического (Тридентского) богослужения и система религиозных ценностей после II Ватиканского собора // Научное издание «Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: материалы междунар. науч. конф. 8-9 декабря 2005 г. Гродно. – Гродно: ГрГУ, 2006.
Сарбеўскi М.К. // Вялiкае Княства Лiтоускае. Энцыклапедыя: у 2 тамах. – Мiнск: «Беларуская Энцыклапедыя», 2006. – Т.2.
Шэйт Самуэль // Беларуская Энцыклапедыя: у 18 тамах. – Т.18. Кн.1. – Мiнск: «Бел. Энц.», 2006.
Эрнесакс Г.Г. // Беларуская Энцыклапедыя: у 18 тамах. – Т.18. Кн.1. – Мiнск: «Бел. Энц.», 2006.
Эстонiя: музыка // Беларуская Энцыклапедыя: у 18 тамах. – Т.18. Кн.1. – Мiнск: «Бел. Энц.», 2006.
Юшкевiч Л.П. // Беларуская Энцыклапедыя: у 18 тамах. – Т.18. Кн.1. – Мiнск: «Бел. Энц.», 2006.
Яворскi Б.Л. // Беларуская Энцыклапедыя: у 18 тамах. – Т.18. Кн.1. – Мiнск: «Бел. Энц.», 2006.
Японiя: музыка // Беларуская Энцыклапедыя: у 18 тамах. – Т.18. Кн.1. – Мiнск: «Бел. Энц.», 2006.
Элтан Дж.// Беларуская энцыклапедыя: у 18 тамах. – Т.18. Кн.1.
Специфика мировосприятия человека в культуре барокко // Актуальные проблемы из исторического прошлого и современности в общественно-гуманитарных и социо-религиоведческих науках Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья: материалы международной научно-теоретической конференции. Витебск. 19-21 апреля 2007 г. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2007. Ч.1.
Могилев: музыкальная жизнь // Республика Беларусь: Энциклопедия: в 6 т. – Т.5. – Минск: БелЭн, 2007.
Могилевское музыкальное училище // Республика Беларусь: Энциклопедия: в 6 т. – Т.5. – Минск: БелЭн, 2007.
Молодечненское музыкальное училище // Республика Беларусь: Энциклопедия: в 6 т. – Т.5. – Минск: БелЭн, 2007.
«Музы Несвижа» // Республика Беларусь: Энциклопедия: в 6 т. – Т .5. – Минск: БелЭн, 2007.
Музыкальный фонд Беларуси // Республика Беларусь: Энциклопедия: в 6 т. – Т .5. – Минск: БелЭн, 2007.
Несвиж: музыкальная жизнь // Республика Беларусь: Энциклопедия: в 6 т. – Т .5. – Минск: БелЭн, 2007.
Полоцкая музыкальная жизнь // Республика Беларусь: Энциклопедия: в 6 т. – Т.6. − Минск: БелЭн, 2008.
Реквием // Республика Беларусь: Энциклопедия: в 6 т. – Т.6. − Минск: БелЭн, 2008.
Герменевтика звука // Григорий Ильич Шершевский: сб. статей и материалов. – Минск, 2009.
Поэтика барочной интонации // Культура. Наука. Творчество. Сб. научных статей. Вып.2. – Минск: БГАМ, 2008.
Категория творчества в поэтике М.К. Сарбевского и мировосприятие человека в культуре барокко // Культура. Наука. Творчество: Материалы III Междунар. науч. конф., 23-24 апреля 2009 г. – Минск: Бел.гос. ун-т культуры и искусства,2009.
Герменевтика звука // Григорий Ильич Шершевский: сб. статей и материалов. – Минск, 2009.
Альберціні Дж. // Культура Беларусі: энцыклапедыя. – Т.1. Мiнск.: Беларус. Энцыкл. імя П.Броукі, 2010.
Алоўнікаў І.У. // Культура Беларусі: энцыклапедыя. – Т.1. Мiнск.: Беларус. Энцыкл. імя П.Броукі, 2010.
Арган // Культура Беларусі: энцыклапедыя. – Т.1. Мiнск.: Беларус. Энцыкл. імя П.Броукі, 2010.
Асмалоўская Г.В. Культура Беларусі: энцыклапедыя. – Т.1. Мiнск.: Беларус. Энцыкл. імя П.Броукі, 2010.
Бресткая музыкальная жизнь // Брестская область. – Т.1. – Мiнск: Бел. Энцыклапедыя iмя П.Броўкі, 2009;
Содержание музыкального произведения и барочная исполнительская практика в свете теории аффектов // Актуальные проблемы мировой художественной культуры: – в 2 ч. – Ч.1. – Гродно: ГрГУ, 2011.
Картина мира человека барокко в диалоге музыкального текста и времени // Язык и межкультурные коммуникации. Материалы III Международной научной конференции. – Минск, 2011.
Картина мира человека барокко в диалоге музыкального текста и времени // Фортепианное образование. Проблемы и перспективы. Вып. 3: Материалы докл. междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 7-8 февраля 2012 г. / Урал. гос. консерватория им. М.П.Мусоргского, 2012; ред.-сост. М.А.Уманский, Л.О.Горбовец. Екатеринбург: Урал. Гос. консерватория им. М.П.Мусоргского.
Хоровых дел мастер. Анна Павловна Зеленкова // Весцi Беларускай дзяржаўнай акадэмii музыкi. – 2012. – № 20.
Картина мира человека в диалоге музыкального текста и времени (эстетический концепт творчества)// Весцi Беларускай дзяржаўнай акадэмii музыкi. – 2013. – № 23.
Некоторые особенности интерпретации клавирных произведений Дж. Фрескобальди // Модернизация музыкально-образовательного процесса в высшей школе: сб. статей / сост. Е.С.Полякова (и др.); БГПУ имени Максима Танка; БрГУ имени А.С.Пушкина; БГАМ, 2015; Минск: ИВЦ Минфина.
Музыкальное просветительство как социокультурное явление (из опыта реализации творческих проектов) // Подготовка учителя музыки в контексте компетентного подхода: межвуз. Сб. научных и методических статей/ сост. Е.С.Полякова и др. Мн.: ИВЦ Минфина, 2016.
Традиции русской пианистической школы в культурном пространстве Беларуси // Искусство, наука, образование: траектории творчества современной России: сб. научных статей и материалов заседаний круглых столов / Сост. А.С. Макурина. Международная научно-практическая конференция «Искусство, наука, образование: траектории творчества современной России». – Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2020.
Роль ценностной картины мира в процессе становления музыканта-исполнителя творческие стратегии в классе фортепиано // Искусство и личность.: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., г.Минск, 12-13 ноября 2019 г. Бел.гос.пед.ун-т им. Максима Танка. Мн.: БГПУ, 2020.

Составитель:
Григорий Ильич Шершевский: сб. статей и материалов; Сост. Н.В. Сазанович. – Минск: БГАМ, 2009;
Музыканты Академии музыки – защитники Отечества / автор-сост. Н.В. Сазанович. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2015;
Автор документального фильма «В классах академии музыки» (2012).

Литература о педагоге:
Сазанович Н.В. // Белорусская государственная консерватория – Академия музыки: история в лицах: (1932-2017 гг.) /сост.: Е.Н.Дулова и др. – Мiнск: Маст. лiтаратура, 2017.

 

pic pic pic