Этапы становления и развития концертмейстерской школы неразрывно связаны с развитием белорусского профессионального музыкального образования в целом.
В первые годы существования консерватории концертмейстерами работали преподаватели специальности «Фортепиано», а также студенты-пианисты и композиторы, профессиональный уровень которых не мог удовлетворить руководителей вокальных, инструментальных и дирижерских классов. В послевоенные годы ведущие преподаватели-пианисты начали факультативно обучать студентов фортепианного отделения художественному аккомпанементу. Профессор Георгий Николаевич Петров учил пианистов работать с певцами и инструменталистами, прививал им навыки игры под дирижерскую палочку, столь необходимые в работе со студентами хорового и дирижерского отделений. Некоторое время в Белорусской государственной консерватории работал главный концертмейстер ГАБТ БССР, народный артист БССР Семён Львович Толкачев, который сыграл значительную роль в становлении концертмейстерского класса. Под его руководством студенты-пианисты овладевали навыками исполнения оперных клавиров, овладевали методами работы с вокалистами над оперными партиями.
Белорусская концертмейстерская школа ведёт своё начало с середины 50-х годов ХХ века, когда концертмейстерский класс начала преподавать Эди Моисеевна Тырманд (1917–2008). Выдающийся педагог и композитор, человек большой эрудиции, талантливый музыкант, она создала систему воспитания концертмейстера, основанную на умении правильного прочтения авторского текста, проникновении в художественный замысел произведения, точном знании исполнительских целей и задач. Интересно, что за годы преподавания (с 1954 по 1990) и последующие, имея колоссальный педагогический опыт, она не написала ни одной методической работы, из которой можно было бы извлечь и теоретизировать суть её преподавательской деятельности. Наследием Э.М. Тырманд является единственная учебно-методическая разработка “Работа концертмейстера в концертмейстерском классе” (1976, в соавторстве с Е.П. Володько). И теперь ее благодарные ученики, вспоминая незабываемые уроки, проходившие творчески, обстоятельно, целенаправленно на получение нужного результата, в своих методических работах смогли раскрыть и осмыслить основные принципы преподавательской деятельности Э.М. Тырманд.
В начале 1960-х годов концертмейстерский класс стал обязательным для всех пианистов. При кафедре камерного ансамбля, которой в то время руководил Степан Владимирович Сизко, образовалась секция концертмейстерского класса. С 1966 года квалификация “концертмейстер” стала присваиваться пианистам-дипломникам после сдачи ими государственного экзамена по дисциплине “концертмейстерский класс”. Необходимость подготовки пианистов к практической концертмейстерской деятельности поставила перед руководством Белорусской государственной консерватории вопрос о преобразовании секции концертмейстерского класса в кафедру концертмейстерского мастерства. Такая реорганизация позволила значительно расширить формы и методы в классе концертмейстерства, разнообразить виды концертмейстерской практики студентов. Основу кафедры составили выдающиеся специалисты в области концертмейстерского мастерства: доценты Э.М. Тырманд и Е.П. Володько, были привлечены к работе преподаватели, впоследствии создавшие свои концертмейстерские классы Серафима Осиповна Белькевич, ученики Э.М. Тырманд – Людмила Павловна Андреева, Светлана Александровна Оськина и София Болеславовна Околова. В 1969 году новую кафедру возглавил ведущий профессор консерватории, один из основателей белорусской фортепианной школы, заслуженный артист Беларуси Михаил Аркадьевич Бергер.
В разные годы на кафедре преподавали лучшие концертмейстеры страны: Елена Васильченко, заслуженная артистка Беларуси Лариса Максимова, дипломанты международных конкурсов Николай Сердобов, Нина Кавецкая, Ирина Боркун, Сергей Богачёв, Алексей Сидоров и др. Особый вклад в развитие кафедры концертмейстерского мастерства внесла доцент Серафима Осиповна Белькевич, преподававшая на кафедре с 1961 года по октябрь 2017 года. Высокая эрудированность во всех сферах искусства, огромный творческий потенциал, большой концертмейстерский опыт ансамблевого исполнительства с выдающимися белорусскими певцами и инструменталистами позволили ей практически и теоретически осмыслить все нюансы профессии концертмейстера. Итогом тому явились уникальные в сфере исполнительского искусства учебные пособия “Уроки концертмейстерского мастерства (типичные ошибки начинающих аккомпаниаторов)” (2001), “Обучение искусству аккомпанемента” (2007) и др.
С 1978 по 1983 года кафедрой концертмейстерского мастерства руководил великолепный пианист-ансамблист, до сих пор выступающий на главных сценах страны, Юрий Николаевич Гильдюк. С 1983 в течении 20 лет кафедру возглавляла София Болеславовна Околова, которая внесла значительный вклад в организацию учебной, творческой и учебно-методической работы кафедры. Ее традиции с 2003 года по 2020 год продолжала также ученица Э.М. Тырманд Татьяна Владимировна Дубровская. С 2020 года кафедру возглавляет доцент Бельтюкова Ольга Юрьевна. На протяжении последних двадцати лет сформирован стабильный педагогический коллектив единомышленников на кафедре концертмейстерского мастерства, бережно сохраняющий и развивающий педагогические, творческие и этические принципы своих предшественников. Сегодня на кафедре работают: профессор Анна Борисовна Томашевич-Корженевская, доценты Елена Борисовна Алексеева, Татьяна Валерьевна Белякова, кандидат искусствоведения, доцент Татьяна Александровна Ким, старшие преподаватели Екатерина Георгиевна Бутько, Наталия Аркадьевна Коротина, Ольга Геннадьевна Макеева, Татьяна Александровна Панасюк, Екатерина Владимировна Ракуть, Ольга Александровна Смолякова, Светлана Сергеевна Стефаненко Ходько, Елена Викторовна Чекир, преподаватель Иван Олегович Андрухов. Все преподаватели имеют большой профессиональный опыт работы концертмейстерами, многие из них продолжают активную исполнительскую деятельность.
Педагогический состав постоянно развивает методику своей работы: издаются программы, методические пособия, учебно-методические комплексы. Значительным событием в учебном процессе явилась закреплённая за кафедрой в учебном плане 2013 года дисциплина “Чтение нот с листа и транспонирование”. Программа по этой дисциплине, разработанная Т.В. Беляковой, позволяет студентам делать успехи в овладении навыками этой важной составляющей практической концертмейстерской работы.
За последние два десятилетия значительно активизировалась учебно-методическая деятельность преподавателей кафедры. Подтверждением этому явились изданные учебные пособия, разработки, статьи ведущих преподавателей кафедры: «Уроки концертмейстерского мастерства (типичные ошибки начинающих аккомпаниаторов)» (2001) и «Обучение искусству аккомпанемента» С.О. Белькевич (2007), «В классе концертмейстерского мастерства Э.М. Тырманд (Воспоминания)» С.Б. Околовой (2005), «Об эмоциональном смысле музыкальной терминологии и ее значении для исполнительской интерпретации» Л.П. Андреевой (2006), «Методические принципы Э.М. Тырманд в классе концертмейстерского мастерства» О.Ю. Бельтюковой (2013), «Концертмейстерское искусство. Теория и практика. 100-летию Э.М. Тырманд посвящается» А.Б. Корженевской (2017), сборник статей преподавателей кафедры концертмейстерского мастерства «История, теория и практика концертмейстерского искусства. К 100-летию со дня рождения Э.М. Тырманд» (2017, сост. С.Б. Околова). Появление такого рода методической литературы важно и необходимо не только для преподавателей, ведущих концертмейстерский класс, но и для концертмейстеров, которые могут найти рекомендации по исполнению вокальных и инструментальных аккомпанементов. Редакционно-издательским отделом Белорусской государственной академии музыки были подготовлены и выпущены в свет сборники «Белорусская вокальная музыка XVII–XVIII веков. Барокко» (2006), «Белорусская вокальная музыка XVIII–XIX веков. Классицизм. Романтизм» (2015–2016) (автор-составитель и музыкальный редактор – А.Б. Корженевская), «Шесть романсов на стихи С. Есенина» А.В. Богатырёва (2013) (музыкальный редактор – С.О. Белькевич). Публикация этих работ позволила существенно расширить исполняемый студентами учебный репертуар, открыть новые страницы вокальной литературы.
Репертуар, изучаемый в концертмейстерском классе, включает в себя произведения вокальной и инструментальной литературы от эпохи барокко до наших дней, известные и редко исполняемые сочинения русских, советских, зарубежных классиков. Также ведется планомерная работа по расширению и углублению репертуара, пропаганде новых сочинений. Большое внимание преподавателями кафедры уделяется изучению студентами и исполнению произведений белорусских композиторов. Значительная заслуга в популяризации вокальных сочинений А. Радзивила, Я. Голланда, С. Монюшко, К. Горского принадлежит А.Б. Корженевской, являющейся составителем и редактором таких сборников, как «Канстанцін Горскі. “Вакальныя творы”» (2008), «Антон Генрык Радзівіл. “Рамансы”» (2013), «Ян Давід Голанд. “Патаемнае”» , «Станіслаў Манюшка. “Лірнік вясковы”» (2013) и др. В программах государственных экзаменов и концертах кафедры можно услышать арии и романсы А. Богатырева, В. Оловникова, П. Подковырова, Э. Тырманд, Д. Смольского, Г. Гореловой, А. Мдивани, С. Кортеса, инструментальные произведения Г. Вагнера, В. Войтика, В. Кузнецова, С. Бельтюкова. Не так давно учебный репертуар пополнился сборником камерно-вокальных сочинений Л. Абелиовича, изданным Академией музыки (2015).
Эффективность учебного процесса поддерживается активной и разнообразной концертной работой на кафедре. Такая деятельность позволила создать отдельный цикл концертов «Концертмейстерское мастерство». В программе цикла представлены концерты студентов кафедры, молодых преподавателей, классов преподавателей, а также к юбилейным датам композиторов.
Большой вклад в учебную и творческую работу кафедры вносят солисты-иллюстраторы, многие из которых совмещают эту деятельность с работой в Национальном академическом Большом театре, Белорусском государственном академическом музыкальном театре, Белорусской государственной филармонии. На протяжении многих лет с кафедрой сотрудничали народные артистки Беларуси Л. Златова (сопрано), Л. Каспорская (сопрано), заслуженные артисты Республики Беларусь Т. Печинская (меццо-сопрано), В. Скоробогатов (баритон), Т. Кучинская (сопрано), лауреаты международных конкурсов А. Галкин (бас), Н. Березина (сопрано), В. Боровиков (бас), И. Русиновская (сопрано), Л. Кузьмицкая (сопрано), Д. Морозов (бас), М. Лихошерст (сопрано), Т. Петрова (сопрано), Т. Цыбульская (сопрано), Я. Нелепа (тенор), Н. Акинина (меццо-сопрано), Ю. Гершович (скрипка), П. Науменко (кларнет), Е. Фещенко (виолончель), С. Белозерцев (скрипка), Т. Шумакова (цимбалы) и др.
Лучшие традиции кафедры с успехом продолжают ее выпускники. Большинство из них работают концертмейстерами в театрах, концертных и музыкальных учебных заведениях, нередко совмещая практическую деятельность с преподавательской. Каждое поколение выпускников кафедры представлено большим количеством дипломантов международных и республиканских конкурсов, продемонстрировавших высокое концертмейстерское искусство в выступлениях с вокалистами и инструменталистами, творческими коллективами. С течением времени стала расширяться география практической деятельности воспитанников кафедры концертмейстерского мастерства. На данный момент она охватывает страны Европы, Северной Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, где выпускники кафедры работают ведущими концертмейстерами театров, концертных и учебных заведений.
Сегодня педагогический коллектив кафедры концертмейстерского мастерства, сохраняя традиции белорусской концертмейстерской школы, направляет свою деятельность на повышение качества учебно-воспитательного процесса, на создание необходимых творческих и организационных условий для воспитания полноценных концертмейстеров-профессионалов.