Цель работы состоит в выявлении своеобразия белорусских opus memoriae второй половины ХХ ‑ начала XXI веков в общемировом музыкальном контексте через обнаружение их национального генезиса. Методология исследования базируется на комплексном подходе, позволяющем проанализировать мемориальные сочинения отечественных авторов в единстве проблем музыкального содержания и композиторского стиля.
Часть методов – метод семиотического анализа, метод компаративного анализа, метод целостного анализа – инспирирована необходимостью исследования каждого opus memoriae как уникального единства музыкальных и внемузыкальных, общекультурных элементов. Вместе с тем для выявления уникальности музыкальных мемориалов белорусских композиторов, требуется взгляд с позиции национального менталитета, что обусловливает привлечение метода культурологического анализа.
В диссертации впервые в научный обиход вводится и обосновывается понятие «opus memoriae» как указание на принципиальную индивидуальность и неповторимость концептуального претворения мемориальной идеи. Атрибутируется и систематизируется обширный свод сочинений мемориальной тематики в творчестве белорусских композиторов на избранном временном отрезке. Предлагается классификация отечественных opus memoriae в зависимости от адресата мемориального посвящения. Музыкальные мемориалы в творчестве белорусских композиторов второй половины ХХ ‑ начала XXI веков рассматривается с позиции национальной ментальности, что позволяет выявить почвенность данного феномена для отечественной культурной традиции, детерминирующую многочисленность обращений композиторов к исследуемому феномену, выявляется содержательная, концепционная и стилистическая специфика белорусских военных музыкальных мемориалов. Обосновываются генезис и комплекс средств музыкальной стилистики, репрезентирующие opus memoriae в творчестве Л. Шлег, Г. Гореловой и О. Ходоско.
Практическая значимость результатов проведенного исследования подтверждена актами внедрения (3 акта) материалов диссертации в учебные курсы «История белорусской музыки» для студентов группы специальностей 1-16 01 Искусство музыкальное, «История белорусской музыки» направления специальности 1-21 04 02-01 Искусствоведение (музыковедение) учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», а также для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», обучающихся по образовательной программе повышения квалификации руководящих работников и специалистов по тематике: «Теоретические и методические основы преподавания дисциплин музыковедческого цикла». Область применения – искусствоведение, музыковедение (теория и история), культурология, музыкальное образование.
https://bgam.by/nauka/sovet-po-zashhite-dissertatsij/zashhity-dissertatsii/
Подробнее: https://bgam.by/nauka/sovet-po-zashhite-dissertatsij/