Музычная культура Беларусі і свету: традыцыі вуснай і пісьмовай творчасці. Мінск, 2015
19.12.2015
Музычная культура Беларусі і свету: традыцыі вуснай і пісьмовай творчасці / склад. І.Дз. Назіна, В.У. Дадзіёмава; Навуковыя працы Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. –Вып. 35. – Мінск: УА «Беларуская дзяржаўная акадэмія музыкі», 2015. – 265 с. Тыраж 100 экз. ISSN 2079-6102. ISBN 978-985-7048-59-5.
У выданні прадстаўлены новыя распрацоўкі беларускіх і замежных вучоных па праблемах этнамузыкалогіі, гісторыі і тэорыі музыкі, выканальніцкага мастацтва. Зборнік адрасаваны спецыялістам у адпаведных галінах, студэнтам, аспірантам, а таксама ўсім, хто цікавіцца музычнай культурай Беларусі і свету.
I. Этнамузыкалогія
Новак Т. Документация Оскара Кольберга, посвященная музыкальной этнокультуре Беларуси, и исследования других польских ученых XIX в., изучавших музыкальные традиции восточных славян — с. 3
Якименко Т. Об укрупнении концептов этномузыкологических «вхождений» в сферу музыкально-вербальных воплощений белорусской этнопесенной эпики — с. 11
Данилович А. Этномузыкальное пограничье: концепт и явление — с. 20
Бярковіч Т. Да пытання тыпалогіі карагодна-гульнявых напеваў Днепра-Дзвінскай этнакультурнай зоны — с. 28
Енговатова М. Неизвестный тип жнива на территории русско-белорусского пограничья — с. 36
Рыбак Ю. Ареалогия обрядовых напевов Ровненско-Брестского пограничья — с. 50
Пелина А. Обрядовые напевы Мараморощины в контексте этнокультурного пограничья — с. 70
Шаркайте-Вилюмс Л. Литовские формульные песни и формульные сказки: исполнительский аспект — с. 80
Варфаламеева Т. Спеўнае выканальніцтва беларускага Палесся — с. 92
Чарнова К. Малітва «К Тебе, о Матерь Пресвятая» у спеўных практыках носьбітаў беларускай этнапесеннай традыцыі — с. 99
Ромодин А. Диалектные свойства мышления северобелорусских традиционных музыкантов — с. 110
Баранкевич Л. Некоторые аспекты появления и распространения колёсной лиры в странах Европы — с. 120
II. Гісторыя і тэорыя музычнага мастацтва Беларусі і свету
Дадзіёмава В. Музычная культура Беларусі як працэс (дыялектыка разломаў і сувязей гісторыка-стылявых эпох) — с. 132
Лисова Е. Белорусская камерно-инструментальная музыка XX – XXI вв. как объект исследования (обзор источников) — с. 140
Двужильная И. «Вечно живые»: о сохранении культурной памяти о Холокосте в советской музыке в период 1943 – 1961 гг. — с. 153
Буряк А. Проблема времени в опере малой формы и особенности хронотопа монооперы В. Кузнецова «Записки сумасшедшего» — с. 174
Пескин А. Взаимодействие фактурных пластов в произведении для хора a cappella «Поучения старца Зосимы» В. Кузнецова — с. 183
Шиманский Н. Реформа Гвидо и невменное письмо в условиях диастематики — с. 189
Пилатова И. К проблеме исследования оперного текста — с. 198
Гао Юнь. «Фейные сказки» Николая Черепнина: к вопросу об интерпретации детских образов в творчестве композитора — с. 210
Гэ Мэн. К вопросу об эволюции гармонического мышления в музыке китайских композиторов 2000-х гг. (на материале сочинений для саксофона) — с. 217
III. Праблемы выканальніцкага мастацтва
Тургель C. Тембровая трактовка фортепиано в творчестве Г. Гореловой — с. 227
Иванова Т. Аспекты фортепианного просветительства в контексте музыкальной социологии и экологии музыкальной культуры — с. 233
Шацкая В. В.М. Эпштейн о психологической подготовке учащихся к выступлению на эстраде — с. 243
Скачко Л. О технике аккордеонных транскрипций: теория и практика — с. 250