Кафедра струнных народных щипково-ударных инструментов

История кафедры струнных народных щипково-ударных инструментов

Деятельность отделения народных инструментов Белорусской государственной консерватории началась в 1937 году, когда был открыт класс народных инструментов, включавший вначале несколько студентов по специальностям цимбалы, баян, домра и балалайка. В 1939 году на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах большого успеха добились цимбалисты И. Жинович (II премия), А. Остромецкий (III премия), домрист Н. Лысенко (III премия) и балалаечник Г. Жихарев (диплом). В 1945 году продолжилась деятельность класса народных инструментов, прерванная войной с фашистской Германией.

В 1949 году была организована кафедра народных инструментов, которую возглавил выдающийся цимбалист-виртуоз, основоположник белорусской профессиональной цимбальной школы, художественный руководитель и дирижер государственного народного оркестра БССР Иосиф Иосифович Жинович, удостоенный впоследствии почетного звания народный артист СССР, ученого звания профессор и Государственной премии БССР. К педагогической работе на кафедре были приглашены одаренные выпускники: Георгий Иванович Жихарев (балалайка, домра), Эльфрида Николаевна Азаревич (баян), Самуил Львович Ратнер (дирижирование). Пополнение и расширение состава кафедры в основном происходило за счет ее наиболее талантливых выпускников: Павла Карловича Погоцкого (класс домры, балалайки, гитары, ансамбля), Леонида Александровича Смелковского (домра), Галины Викторовны Осмоловской (домра), баянистов Эдуарда Михайловича Лембовича, Владимира Федоровича Савицкого, Геннадия Николаевича Мандруса, Валентина Алексеевича Чабана, Татьяны Петровны Брагинец, Валентины Петровны Писарчик, Роберта Михайловича Назаренко, Владимира Федоровича Савицкого, Николая Викентьевича Прошко (балалайка) и несколько позже – Евгения Петровича Гладкова (цимбалы), Валентина Михайловича Щербака (балалайка), Элеоноры Николаевны Скуратовой (аккордеон). После И.И. Жиновича кафедрой талантливо и плодотворно руководили такие известные музыканты, как доцент Г.И. Жихарев и заслуженный деятель культуры БССР, профессор Михаил Григорьевич Солопов (баян). В конце 1960-х годов был открыт класс аккордеона, в 1977 году – гитары, в 2005 году – мандолины. Открытая в 1968 году ассистентура-стажировка обеспечила подготовку для консерватории преподавателей высшей квалификации.

После 1968 года в состав кафедры влилась целая плеяда молодых специалистов: Татьяна Петровна Сергеенко (цимбалы), Татьяна Викторовна Елецкая (Ченцова) (цимбалы), Николай Николаевич Марецкий (домра, мандолина), Леонид Иванович Черняк (домра), Римма Владимировна Подойницына (цимбалы), Валерий Серафимович Живалевский (гитара), Евгений Михайлович Гридюшко (гитара), Марина Викторовна Ильина (балалайка), Лариса Леонидовна Рыдлевская (цимбалы), Павел Александрович Бельский (гитара), Вероника Александровна Прадед (цимбалы).

Наряду с учебно-воспитательной, научно-исследовательской, творческой и методической работой особое место занимала и концертно-исполнительская деятельность профессорско-преподавательского состава и студенчества. Исполнительские традиции, заложенные предыдущими поколениями и постоянно развивавшиеся на протяжении всех лет, еще более активизировались после разделения кафедры народных инструментов в 1980 году на кафедру баяна и аккордеона (заведующий кафедрой – заслуженный артист БССР, профессор Н.И. Севрюков) и кафедру струнных народных инструментов (заведующий кафедрой – народный артист Беларуси, профессор Е.П. Гладков). Кафедра струнных народных инструментов в своей деятельности определила два главных направления: повышение исполнительского уровня студенчества в сольном и ансамблевом исполнительстве и разработка проблем теории исполнительства и методики обучения. Преподавателями кафедры ведется активная подготовка студентов к участию в республиканских и международных конкурсах. Более 60 раз представители кафедры становились призерами этих соревнований. Многие их них зарекомендовали себя в качестве ведущих деятелей народно-инструментального искусства: профессора Е.П. Гладков, Г.В. Осмоловская, В.С. Живалевский, доценты Н.Н. Марецкий, Л.И. Черняк, Е.М. Гридюшко, Т.В. Елецкая, Р.В. Подойницына, кандидат искусствоведения В.М. Щербак, заслуженная артистка Республики Беларусь Л.Л. Рыдлевская, преподаватели П.А. Бельский, В.А. Прадед, Н.А. Корсак.

За несколько последних десятилетий целый ряд студентов стали лауреатами и дипломантами многих международных конкурсов. Среди победителей престижных конкурсов:

  • 1992 год – цимбалистка Лариса Рыдлевская выиграла конкурс и получила Гран-при на I международном конкурсе «Кубок Севера» в Череповце (Россия);
  • 1994 год – цимбалистки Светлана Загуменкина и Людмила Никольская победили на II международном конкурсе «Кубок Севера» в Череповце (Россия);
  • 1998 год – гитарист Ян Скрыган победил на международном конкурсе гитаристов в Кринице (Польша), цимбалист Михаил Леончик на международном конкурсе имени И. Хоткевича в Харькове (Украина);
  • 1999 год – цимбалистка Ольга Скобеюс стала победительницей конкурса исполнителей на цимбалах в Валашске Мезиржичи (Чехия);
  • 2000 год – выиграли конкурс и получили Гран-при мандолинистка Екатерина Прокопчик на конкурсе «Раффаэле Калаче» в Болонье (Италия) и цимбалист Михаил Леончик на IV международном конкурсе «Кубок Севера» в Череповце (Россия), в этом же конкурсе победили Ян Скрыган (гитара) и Екатерина Анохина (цимбалы);
  • 2001 год – победителем и обладателем Гран-при на конкурсе камерных ансамблей в Пшемысли (Польша) стал дуэт Яна Скрыгана (гитара) и Екатерины Прокопчик (мандолина);
  • 2002 год – победителем конкурса и обладателем приза за лучшее исполнение произведений Дж. Дюарта стала гитаристка Наталья Липницкая на конкурсе имени Дж. Дюарта в Русте (Австрия);
  • 2003 год – победителем I Международного конкурса имени И. Жиновича в Минске стала студентка цимбалистка Оксана Хохол;
  • 2004 год – победителем Х Международного конкурса гитаристов имени Ч. Дроздевича в Крынице (Польша) стал гитарист Павел Кухта; победительницей Международного конкурса исполнителей на многострунных инструментах имени В. Городовской в Москве (Россия) – цимбалистка Ольга Гордей; победительницей V Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера» в Череповце (Россия) стала цимбалистка Галина Лозовик;
  • 2006 год – победительницей VI Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера» в Череповце (Россия) стала цимбалистка Татьяна Сущеня;
  • 2007 год – победительницей II Международного конкурса исполнителей на народных инструментах имени И. Жиновича в номинации «домра, мандолина, балалайка» в Минске стала домристка Наталья Корсак, победительницей IV Международного конкурса исполнителей на многострунных народных инструментах в Пскове (Россия) стала цимбалистка Екатерина Василькова.

Активно концертируют студенческие ансамбли цимбалистов, гитаристов, домристов и балалаечников. С 1968 года начал свою творческую деятельность под руководством народного артиста Беларуси, профессора Е.П. Гладкова ансамбль цимбалистов «Лілея». Великолепными концертами в концертном зале Белорусской государственной филармонии ансамбль отметил в апреле 2011 года отметил своё 45-летие, а в 2016 году – 50-летие.

С целью совершенствования методов обучения предпринимается издание учебных пособий. Начало было положено в 1948 году изданием «Школы для цимбал» И.И. Жиновича. Это направление работы активизируется с 1970-х годов, издаются научно-методические работы, значительно обогатившие теоретическую основу народно-инструментального искусства. Среди них – «Совершенствование приемов звукоизвлечения и артикуляции на белорусских цимбалах» (1976) и «Школа игры на цимбалах» (1983) Е.П. Гладкова; «Активизация музыкального слуха при обучении игре на домре» (1981) и «Обучение игре на домре. Вопросы теории и методики» (2001) Г.В. Осмоловской; «Принципы формирования исполнительского аппарата балалаечника» (1981) и «Школа игры на балалайке» (1997) В.М. Щербака (в 2002 году он успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения). Преподавателями кафедры публикуются нотные сборники для гитары (сост. – В.С. Живалевский, Е.М. Гридюшко), цимбал (сост. – Е.П. Гладков, Т.П. Сергеенко, Р.В. Подойницына), домры (сост. – Г.В. Осмоловская).

Члены кафедры стали инициаторами основания республиканских профессиональных ассоциаций: в 1992 году основана Ассоциация домристов и мандолинистов (председатель – Г.В. Осмоловская), в 1997 году – Ассоциация цимбалистов (председатель – Е.П. Гладков). Работа этих ассоциаций способствует развитию связей между музыкантами в республике и за ее пределами. Так, начиная с 1997 года Ассоциация белорусских цимбалистов при поддержке и практической помощи Белорусского союза музыкальных деятелей регулярно один раз в два года проводит республиканские фестивали «Серебряный звон цимбал» на базе Молодечненского музыкального училища имени М. Огинского. В апреле 2008 года Белорусским союзом музыкальных деятелей и Ассоциацией белорусских домристов и мандолинистов на базе Белорусской государственной академии музыки организовывалась II Республиканская мандолинная сессия, в рамках которой проводили мастер-классы профессора из Германии М. Вильден-Хюсген (мандолина) и М. Штраус (гитара) при участии Е. Прокопчик (мандолина) и Я. Скрыгана (гитара).

Кафедра активно поддерживает проведение республиканских конкурсов, фестивалей, конференций, целью которых является сохранение и развитие национальной музыкальной культуры, повышение профессионального уровня исполнительства на народных инструментах, пробуждение интереса слушателей, музыкальной общественности к истокам национальной музыкальной культуры. Так, в декабре 2005 года проходил III Республиканский фестиваль, посвященный 90-летию со дня рождения одного из основателей белорусского народно-инструментального искусства Г.И. Жихарева (1915–1973). В рамках фестиваля был проведен ряд мероприятий – конкурс молодых исполнителей, юбилейные научные чтения, концертные выступления ансамблей и оркестров. В ноябре 2010 года прошёл IV Республиканский фестиваль памяти Г.И. Жихарева, в ноябре 2015 года организовывался V Республиканский фестиваль, посвящённый 100-летию со дня его рождения.

В мае 2007 года состоялась научно-практическая конференция и большой юбилейный концерт, посвященные 100-летию со дня рождения И.И. Жиновича (1907–1974). В мае 2015 года в Лиде проводился VII Республиканский открытый конкурс исполнителей на народных инструментах имени И.И. Жиновича по номинациям «Баян», «Аккордеон», «Цимбалы», «Балалайка», «Домра-мандолина», «Гитара» (подробнее см. здесь).

pic pic pic