• Новости

Уроки хорового мастерства

15.04.2025

1 апреля 2025 года в Белорусской государственной академии музыки состоялось поистине уникальное событие – мастер-класс в рамках проекта «Хоровой союз: Россия – Беларусь». На сцене в качестве активных участников объединились два хоровых коллектива: Студенческий хор Белорусской государственной академии музыки и ансамбль современной хоровой музыки Российской академии музыки имени Гнесиных «Altro coro». Дирижёрами выступили доцент кафедры хорового дирижирования БГАМ Семён Михайлович Климанов, профессор кафедры хорового дирижирования и художественный руководитель Студенческого хора БГАМ Инесса Михайловна Бодяко и ректор РАМ им. Гнесиных, доктор искусствоведения, художественный руководитель ансамбля современной хоровой музыки «Altro coro» Александр Сергеевич Рыжинский. Масштаб мероприятия собрал невероятный отклик у благодарных слушателей: пространство концертного зала заполнилось до предела; среди публики были студенты и преподаватели как Академии, так и колледжей республики!

Главной идеей этого начинания, по словам Инессы Михайловны Бодяко, стал обмен опытом и обогащение творческих связей между коллективами.

Тепло и радушно приветствовала всех присутствующих ректор нашей Академии – кандидат искусствоведения Елена Викторовна Куракина. Многое было сказано о роли музыки, в частности хоровой. Ректор отметила дружеские отношения между вузами и выразила надежду на их укрепление, а также пожелала открытости артистам хора и вдохновения дирижёрам. Речь продолжил Александр Рыжинский, который упомянул о том, что идея всего проекта родилась в белорусской Альма-матер.

Мастер-класс выстроился в своеобразной трехчастной форме – каждый дирижёр работал с хором над избранным произведением. Первым вышел к хору Семён Климанов с устремленно-восторженным, в то же время молитвенным и выдержанным в духе древних песнопений произведением Ирины Денисовой «О Тебе радуется». Перед началом работы Семён Михайлович поведал историю создания песнопения Иоанном Дамаскиным, рассказал об одноименной иконе. Большое внимание дирижёр обратил на окраску тембра в самом начале пения: первый аккорд должен быть не просто чистым, а «светлым, золотистым», в характере «бесконечного славления Пресвятой Богородицы». Важной и непростой задачей для хора стало осмысленное донесение текста молитвы, в котором должны быть без изменений произнесены все согласные и в рамках строгого напева выполнена фразировка, сохранены смысловые акценты.

Продолжила творческий процесс Инесса Бодяко с сочинением Павла Чеснокова «Тебе необоримую стену». Сразу же были указаны особенности стилистики сочинения: сочетание романтической искренности, некоторой романсовости музыки, упомянутой ещё в трудах К. Б. Птицы и «молитвы, от сердца звучащей». На примере женской группы хора дирижером была выстроена необходимая фразировка, отражающая молитвенное состояние, умиленное прошение. Мужская же группа статична – это стены православных храмов, в которых совершается молитва, от них требуется надёжная опора для женских голосов. Большое внимание Инесса Михайловна уделила хоровому дыханию: как состоянию вдоха, так и выдоха.

В процессе совместного творчества иногда обнаруживаются интересные факты, вызывающие неподдельный интерес у хористов и слушателей. Так, на свет показалась разница в подтекстовке у хора академии и «Altro coro», вызванная, как оказалось, различиями между дореволюционной и современной версиями партитуры.

И конечно, многое было сказано и сделано для точного воплощения характера произведения. Служат этому и тембр, и дикция, и досконально выполненная динамика. Как сказала дирижёр, «умилительное и красивое пение выражается и в точности вступлений, снятий… Но слушатель слушает сердцем. Они понимают, верите вы в то, что поёте, или нет. Наша задача – дать возможность слушателю поверить».

Логика, выстроенной программы мастер-класса привела нас от современного белорусского автора через Чеснокова к одному из основателей жанра классического хорового концерта, плодовитого и востребованного композитора XVII в. – Дмитрию Бортнянскому. Работа дирижёра – Александра Рыжинского сосредоточилась вокруг концерта №34 «Да воскреснет Бог». Ликующая, величественно-восторженная музыка сочинения как нельзя лучше передаёт пасхальную радость избранного композитором текста. Все присутствующие были впечатлены и восхищены размахом и глубиной знаний дирижёра, которыми он щедро делился с хористами. Говорили в первую очередь об аутентичном исполнении, знатоком которого является Александр Сергеевич. С интересом узнали об особенностях формообразования в музыке Бортнянского, специфике нотной записи – отсутствию в ней штрихов и частично динамики, затронули проблематику дирижерского жеста на примере дирижирования Малера. Александр Сергеевич тщательно выстроил динамическую и штриховую палитру сочинения. Большое значение он придал фразировке и темповой организации: например, в исполнительской традиции окончание каждой части концерта замедляется. А вот внутри частей наоборот, стоит «остерегаться тенденции постоянно «присаживаться»».

Несомненно, проведённый мастер-класс никого не оставил равнодушным. Каждый из присутствовавших открыл для себя что-то новое или узнал больше о композиторах и произведениях. Событие это стало первым шагом на пути большого проекта «Хоровой Союз: Россия – Беларусь», который призван сказать новое слово в нашей хоровой жизни.


11.04.2025

студентка 2 курса кафедры хорового дирижирования

Белорусской государственной академии музыки

Полина Капитонова


педагог-консультант

профессор кафедры хорового дирижирования

Инесса Бодяко