• Новости

Музыка говорит с нами языками любви

27.12.2024

После третьего звонка и сцена, и все пространство зала погружаются во мрак. Небывалое, невиданное доселе действо разворачивается перед зрителем. Предчувствие чего-то необыкновенного, поразительного; ожидание таинства наполняет атмосферу. Оно почти осязаемо, это чувство, оно пронзает все вокруг, все нутро человеческих душ.

Сольный концерт-презентация альбома «Стихия звука» камерного хора «Salutaris» (руководитель – Ольга Янум) в Большом зале Белорусской филармонии – явление нетривиальное, явление уникальное. Впрочем, как уникален и сам хоровой коллектив, подобных которому нет в нашей стране. В его репертуаре царит завораживающая атмосфера старинных католических песнопений; тонкие звуки белорусских народных напевов, отражающих всю гамму чувств; блеск зажигательного и искрящегося джаза. И все это – сквозь призму видения современных композиторов, широкий диапазон средств выразительности и тщательно выстроенное, мастерски отточенное, темброво индивидуализированное хоровое звучание.

Необычный концепт альбома и его презентации требует необычного воплощения: музыку на сцене сопровождает прекрасное и притягательное искусство танца. Звуки обретают зримый, осязаемый образ в пластичном, первородно естественном движении танцоров – артистов театра танца «Альтана». Результатом сотворчества становится уже не концерт в привычном смысле слова, а «плоды размышлений о музыке», как было сказано в начале представления. Представление, перформанс – вот что точнее всего описывает происходящее. Все находится в непрерывном движении: хор перестраивается прямо в процессе пения, диалогичны взаимодействия между солистами хора и артистами танца, а над всем этим чутко, тонко, но магнетически властно царит рука дирижера. Роли расписаны, каждое движение и каждая нота отточены до предела, но нет в голосах и движениях ни малейшего напряжения, непринужденность и свобода действия поражает, восхищает, передаётся и слушателю. Доступ к программке (благодаря выведенному на экран QR-коду) есть у каждого зрителя – современное и весьма удачное решение режиссёров. Композиции плавно переходят одна в другую, сменяется бэкграунд – освещение, картины-образы на большом экране, служащим декорацией представления. Ни одна деталь не случайна, все подобрано точно и имеет свое значение.

В полной темноте очень интимно звучат личные откровения артистов о хоровой музыке в их жизни, о хоре «Salutaris». Это не просто фразы, это диалог с каждым из зрителей. И вот зажигаются первые огоньки в руках танцоров, свечи в ладонях хористов. Вместе с игрой света рождается звук – далёкий и мелодичный, всеобъемлющий и зовущий звук хора и солирующей скрипки. «Aisling» – первая композиция представления, принадлежащая перу современного композитора Майкла МакГлинна. Его произведения занимают важное место в репертуаре «Салютариса». Изящество мелодий в них сплетается с современным гармоническим решением и глубоким содержанием: следующая композиция написана на канонический латинский текст «Sanctus», а особую краску звучания придаёт введение в хоровую партитуру а capella кельтской арфы. Торжественно-возвышенное песнопение «Gaudeamus omnes» (композитор – Марек Рачинский) продолжает линию латинских гимнов. А кульминацией её становится ликующе-востроженная «Alleluia» (композитор – Элейн Хагенберг). Сценическое движение присутствует у артистов как танца, так и хора. Волей режиссерского решения именно в этот момент на руки танцоров спадают плащи хористов, демонстрируя красоту и средневековое изящество сценических одеяний.

Композитор, несколько произведений которого прозвучали в программе концерта, уже долгое время сотрудничает с «Салютарисом». Это современный белорусский автор Ольга Воробьева. Таинственно-проникновенное «Дзіва на небе» уже не один сезон пользуется неизменным успехом у слушателей. А хоровая миниатюра «Ангел» на нашей сцене звучала впервые. Сотворенный мастером настрой белорусских народных напевов и обрядов заворожил, вместе с танцем создал живописную картину. Вдохновенный, полётный образ воплотился в композиции «Caressé sur l’océan» на музыку Брюно Куле из фильма «Хористы» в обработке Андрея Саврицкого. Получилась свободная фантазия на две песни из фильма – «Caresse sur l’océan» и «Cerf-volant». Символично, что на этот номер хор выстроился клином, словно бы принимая форму воздушного змея из второй песни. Авангардное, диссонирующее звучание, полное напряжения, сумрака, ощущения безысходности и потери воплотило в себе сочинение «Hurt» (композитор – Трент Резнор, аранжировка – Эрик Витакр). Но уже следующая миниатюра («Let my love be heard» — Джейк Ранстед, Альфред Нойз) рассеяла тяжёлые думы, наполнила душу мечтами и надеждами. Особую поэтичность создала декорация – цветущая сакура как воплощение красоты мира.

Многогранно и разнообразно творчество современного композитора и талантливого аранжировщика Андрея Саврицкого. В концерте прозвучали три его сочинения, связанные с народной темой – «Мяцеліца», «Ой рана на Йвана» (аранжировка) и «Госцік». Три разные песни, три разные образа объединились узнаваемым авторским стилем, несомненной связью с белорусским народным творчеством и бережным обращением к образам нашей культуры.

А на сцене снова загораются фонари, за спинами артистов – яркий алый фон. Такая же цветовая картина, как и в «Gaudeamus omnes», прозвучавшей в начале. Это замыкание визуальной световой арки в произведении Ольги Воробьевой «Дзіўны сон» свидетельствует об идеальной выстроенности композиции представления, которая движется к своему финалу. Завершили программу два произведения: лёгкая, юмористическая «Летел, летел соколок» Анастасии Бендерской и известнейший хит «Sixteen Tons» в обработке для хора a capella. В ней в театральное действо вовлекаются и зрители – дружными и организованными щелчками пальцев поддерживал весь зал песню.

Музыкальными сюрпризами одарил хор благодарных слушателей, исполнив еще две композиции, не указанные в программе: шутливую обработку белорусской народной песни «Саўка ды Грышка» и ставшее визитной карточкой хора проникновенное и торжественное произведение «O Salutaris Hostia» (композитор – Эрик Эшенвальд).

В переводе с латыни «Salutaris» – «полезный», «спасительный». Как в одном из интервью сказала руководитель коллектива Ольга Янум, «мы стремимся к этому». Верно, удивительным, целительным, вдохновляющим образом действует музыка хора на слушателя. А слушателей и поклонников у «Салютариса» огромное множество –нечасто хоровой концерт собирает полный аншлаг даже в Большом зале Филармонии. «Музыка говорит с нами языками любви…» – такие слова были сказаны в финале концерта. В репертуаре хора музыка совершенно разная, наполненная разными образами и оттенками, написанная в разных стилях. Но вся она неизменно находит ту самую неповторимую дорожку к сердцу каждого слушателя.

Полина Капитонова