Сколько нужно ингредиентов, чтобы получилось блюдо под названием «Хороший концертный вечер в Филармонии»?
Сперва кажется, что очень много, да и рецепт слишком сложен, но присмотревшись, становится ясно, что это вовсе не так. Для приготовления данного блюда вам понадобится:
Профессиональный коллектив исполнителей – 1 шт.;
Харизматичный дирижер – 1 шт.;
Идеально подобранная программа – по вкусу;
Благодарная публика – чем больше, тем лучше!
А также столовая ложка праздничного настроения и щепотка хорошей компании.
Что же будет после объединения всех необходимых ингредиентов? Случится один из невероятнейших концертов в Белорусской государственной филармонии, посвященный Международному дню музыки.
1 октября 2024 года на сцене Большого концертного зала прозвучали сочинения «трех больших Б»: рондо из фортепианного квартета op. 25 Йоханнеса Брамса (в переложении для симфонического оркестра А. Шёнберга и в музыкальной редакции А. Анисимова), Концерт для фортепиано с оркестром №2 Людвига ван Бетховена, «Фантастическая» симфония Гектора Берлиоза.
В первом отделении были исполнены произведения немецких мастеров. Концертную программу открыла 4 часть фортепианного квартета Й. Брамса – Рондо (в переложении для симфонического оркестра), став поистине ярким и блестящим началом вечера.
Вслед за Й. Брамсом прозвучало сочинение иного немецкого автора, творившего на грани двух эпох – Классицизма и Романтизма. Одно из ранних произведений Л. ван Бетховена – Концерт для фортепиано с оркестром №2 ‑‑ было исполнены силами давно сложившегося тандема: профессором Белорусской государственной академии музыки В. Дуловым (фортепиано) и Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь под управлением дирижера А. Анисимова. Звучание произведения поразило своей тонкостью, филигранностью и стало ярким контрастом по отношению к буйству романтических красок в сочинении Г. Берлиоза.
«Фантастическая» симфония, или, как ее назвал сам автор, «Эпизод из жизни артиста, фантастическая симфония в пяти частях» стала истинной кульминацией концертного вечера, настоящим десертом, которого с нетерпением ждали все собравшиеся в зале ценители академической музыки.
Первое зрелое произведение 26-летнего Г. Берлиоза и в тоже время самая ранняя из его симфоний — «Фантастическая» — осталась наиболее популярным его сочинением благодаря яркости и разнообразию музыкальных образов, живой и оригинальной оркестровке, ясности и стройности целого. Впечатляет также тот факт, что «Фантастическая» симфония Г. Берлиоза – одна из первых программных симфоний в истории романтической музыки. Композитор сам взялся за написание текста программы, воплотив в нем образ типично романтического героя, в котором он чувствовал подобие себе самому.
Крайне интересно было наблюдать за воплощением написанной Г. Берлиозом программы: коллектив музыкантов не только передал в звучащей музыке весь калейдоскоп эмоций главного героя, но также и вербально помог слушателям погрузиться в контекст сочинения. В качестве связующего звена между композиторским замыслом и аудиторией выступил сам дирижер и художественный руководитель коллектива – А. Анисимов, ‑‑ который декламировал программу, относящуюся к каждой из пяти частей симфонии, непосредственно перед ее звучанием.
Непрекращающиеся аплодисменты, вызывавшие Маэстро на сцену в течение нескольких минут, стали свидетельством благосклонности публики и крайне позитивной реакции на исполнение грандиозной симфонии французского музыкального мастера. В какой-то момент шквал аплодисментов перерос во вновь звучащую симфоническую музыку – оркестр подарил слушателю еще один презент: в завершении вечера под ликование публики Большой зал Филармонии окрасился звуками «Ракоци-марша» Г. Берлиоза.
Блюдо под названием «Хороший концертный вечер в Филармонии» было успешно приготовлено, вдоволь испробовано, крайне высоко оценено и вместе с тем оно оставило после себя долгое послевкусие, закрепившись в сознании слушателей как один из восхитительнейших вечеров в минской филармонии…
Надежда Шкадун, студентка 5 курса фортепианного и композиторско-музыковедческого факультета, направление специальности «Искусствоведение (музыковедение)».